Статья:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(279)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Капаева А.М. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 12(279). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/279/146337 (дата обращения: 01.09.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Капаева Анастасия Михайловна
студент, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Завадовский Валерий Викторович
научный руководитель, доцент, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) является достаточно сложным для восприятия учёными деятелями, не говоря уже о предпринимателях, большинство из которых не имеют юридического образования и специальных познаний в рассматриваемой сфере. Более того, некоторыми авторами при исследовании особенностей проведения закупок в России ошибочно исследуется Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ как действующий нормативно-правовой акт, несмотря на то, что он утратил силу в 2014 году [2].

По мнению автора, связано это с тем, что только в период с 1992 по 2014 год было принято 10 специальных законов, направленных на регулирование закупок, и это еще без учета законов о внесении изменений в другие законы и региональные нормативно-правовые акты [1]. Действующая в Российской Федерации контрактная система создана и направлена на создание равных условий и предоставление возможности участия в проводимых закупках всем хозяйствующим субъектам с целью экономии бюджетных средств и недопущения их необоснованного расходования.

В таблице представлено общее количество участников государственных и муниципальных закупок по данными Минфина РФ за 3 квартала в каждом периоде [3].

Таблица

Общее количество участников государственных и муниципальных закупок по данными Минфина РФ за 3 квартала в каждом периоде

Показатель

2021 год

2022 год

2023 год

Абсолютный прирост

Темпы роста

Темпы прироста

 2021 к 2022 году

2022 к 2023 году

  2021 к 2022 году

2022 к 2023 году

2021 к 2022 году

2022 к 2023 году

Участники закупок, единиц

549695

640022

736780

  90327

 

96758

 

1,16

 

1,15

 

  0,16

 

  0,15

 

            

Исходя из таблицы выше можно сделать вывод о том, что ежегодно количество участников закупок контрактной системы стремительно увеличивалось. Так в 2022 году по сравнению с 2021 годом количество участников увеличилось на 90327 единиц, а в 2023 году по сравнению с 2022 годом на 96758 единиц.

Увеличение числа участников в государственных закупках может быть связано с несколькими факторами:

  1. Внедрение электронных площадок для проведения госзакупок и повышение прозрачности процессов позволяют потенциальным участникам легче получать информацию о предстоящих закупках и условиях их проведения.
  2. Государственные программы и инициативы по развитию малого и среднего предпринимательства могут создавать условия для привлечения новых участников в госзакупки.
  3. С увеличением числа электронных торговых площадок и сетевых возможностей расширяется доступность участия в госзакупках для компаний из различных регионов страны. Это позволяет компаниям из отдаленных и малонаселенных регионов активнее участвовать в государственных закупках.
  4. Развитие конкуренции на рынке госзакупок зачастую приводит к увеличению числа участников. Участие в госзакупках может рассматриваться как один из способов для компаний привлечения новых клиентов и расширения своего бизнеса.

Эти факторы в совокупности могут способствовать увеличению числа участников в государственных закупках, что в свою очередь может привести к повышению конкуренции, эффективности использования бюджетных средств и разнообразию предлагаемых товаров и услуг. В связи с этим возникает важность экономической безопасности участников государственных закупок, которая играет ключевую роль в обеспечении эффективного функционирования контрактной системы и достижении целей государственных закупок.

В современных условиях существует несколько факторов, которые влияют на экономическую безопасность участников контрактной системы:

  1. Внедрение цифровых технологий, таких как электронные торги и системы управления закупками, способствует повышению прозрачности и конкуренции в сфере госзакупок. Однако, оно также требует от участников адаптации к новым технологиям и обеспечения защиты данных.
  2. Российские компании сталкиваются с конкуренцией не только на внутреннем, но и на международном рынке. Это создает дополнительные вызовы для участников системы государственных закупок, требуя повышенной конкурентоспособности и эффективности.
  3. Регулярные изменения в законодательстве о государственных закупках могут влиять на условия участия в закупках, требования к участникам, а также процедуры контроля и обжалования.
  4. Экономические колебания, кризисы и нестабильность могут увеличить риски для участников системы госзакупок, таких как увеличение давления на снижение цен, задержки в оплате и т. д.

Для преодоления вызовов экономической безопасности государственных закупок необходимы следующие меры:

  1. Участники системы должны постоянно повышать свою квалификацию и следить за изменениями в законодательстве и тенденциях в сфере государственных закупок.
  2. Развитие партнерских отношений с государственными органами и организациями, ответственными за проведение госзакупок, помогает участникам системы быть в курсе изменений в законодательстве и условиях участия в закупках, а также предотвращать возможные конфликты.
  3. Участники системы должны активно разрабатывать и применять стратегии управления рисками, чтобы минимизировать воздействие экономических кризисов, коррупции и других негативных факторов на их деятельность.
  4. Публичное демонстрирование соблюдения законности и этичных стандартов позволяет участникам привлекать больше клиентов и партнеров, а также повышает доверие к ним со стороны заказчиков.

Система государственных закупок играет важную роль в экономике Российской Федерации, а экономическая безопасность участников этой системы является ключевым фактором их успешной деятельности. В современных условиях участники системы сталкиваются с различными вызовами, требующими адаптации, инноваций и эффективного управления рисками. Путем применения соответствующих стратегий и мер участники системы могут обеспечить свою экономическую безопасность и успешное развитие в условиях динамично меняющейся экономической среды.

 

Список литературы:
1. Вавилин Е.В. Принцип эффективности в механизме закупок для государственных и муниципальных нужд //Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2020, no. 3 (134), с. 113-119.
2. Горчакова М.С. Принципы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Ius Publicum et Privatum, 2021, no. 1 (11), с. 107-111.
3. Минфин России: Мониторинг закупок: сайт. – URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/ (дата обращения: 25.03.2024).