Статья:

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(185)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Малкова А.А., Плахтий Е.В. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 6(185). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/185/106153 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Малкова Александра Алексеевна
магистрант, Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Екатеринбург
Плахтий Елена Владимировна
доцент кафедры ТИГиП УИУ, канд. юрид. наук, доцент, Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В условиях демократии право получить высшее образование представляет собой одно из важнейших прав, гарантированных Конституцией. По этой причине в сложившейся ситуации, связанной с коронавирусом, осуществление данного права есть один из самых актуальных вопросов. Статья затрагивает такую тему, как дистанционные способы получения образования и имеющиеся на сегодняшний день тенденции, так или иначе связанные с данной проблемой.

 

Ключевые слова: образование; права человека; право на образование; дистанционное обучение; пандемия; аттестация; вуз; цифровые технологии.

 

Начало 2020 года отметилось распространением коронавируса, что стало причиной соответствующей реакции, затронувшей все стороны общественной жизни, а это обстоятельство, в свою очередь, коснулось прав и свобод личности. Также появилась проблема, связанная с законодательным регулированием, которая потребовала от юридического сообщества соответствующих решений.

В государствах, в которых используются ограничительные меры в отношении передвижения (включая РФ), применяется обучение в дистанционном режиме. Используемые ограничения привели к конфликту в сфере базовых человеческих прав, что отметил заместитель министра юстиции РФ, уполномоченный при Европейском Суде по правам человека М. Гальперин [1]. В качестве яркого примера выступают права на медпомощь и получение образования. Что касается медпомощи и охраны здоровья, то для реализации этих прав следует создать благоприятные санитарно-эпидемиологические условия, и этому может поспособствовать, в том числе, использование дистанционного режима в сфере образования. Однако при использовании такого решения учащиеся испытывают некоторые трудности, к которым можно причислить:

1) Уменьшение грамотности. При использовании дистанционного режима учащиеся редко записывают материал от руки, поскольку нет веских причин это делать (сведения передаются и хранятся с помощью компьютера).

2) Проблемы технического плана. Сильная нагрузка на систему обуславливает возможные сбои, которые делают нормальное течение образовательного процесса проблематичным. Сбои также могут возникать из-за действий хакеров. Это может обусловить, в том числе, потерю информации. В связи с данной проблемой в некоторых ведущих учебных заведениях процесс обучения в онлайн режиме был приостановлен.

3) Проблемы, связанные с использованием приложений. Преподавательский состав прибегает к помощи тех или иных ресурсов с целью осуществления образовательного процесса, однако не всегда эти ресурсы идеально подходят для этого. Данный фактор может отрицательно сказываться на обучении, вызывая негодование со стороны учащихся.

4) Повышение уровня нагрузки. В сравнении с классическим режимом обучения учащиеся получают больше заданий, и это говорит о незначительной готовности учебных заведений к использованию дистанционного формата. Учебная нагрузка не должна сильно отличаться от традиционной.

5) Неимение навыков, которые могут быть применены на практике. Лучшим способом закрепления пройденного материала является использование приобретенных познаний, но при условии дистанционного обучения и пандемии это составляет проблему. Учебные заведения, которые нацелены на практические стороны деятельности, сегодня пользуются общественным спросом, однако образовательный процесс в режиме онлайн плохо сочетается с данным подходом [2].

6) Незначительный контроль [3]. При обучении студены зачастую не используют камеры, и педагог не имеет с учащимся зрительного контакта. Это ведет к невнимательности студента в ходе обучения, а также делает проблематичным проверку усвоенного материала.

7) Доступ в сеть иногда бывает проблематичной. Соглашаясь с Л. В. Кузьминой [4] отметим, что данная проблема сегодня актуальна, и на ее решение во многом влияет, к примеру, местоположение. При использовании дистанционного формата ключевое значение имеет технические возможности студента.

Итак, использование дистанционного формата в сегодняшних условиях представляет собой перспективное решение. Информационные технологии играют значительную роль в современном обществе, однако для создания благоприятной образовательной среды следует решить те проблемы, которые существуют сегодня. В первую очередь следует решить проблему контроля учащихся и ввести обязанность использования камер. Это позволит преподавателям осуществлять зрительный контроль. Для стабилизации учебного бремени, которое ложится как на учащихся, так и на преподавателей, следует выработать универсальную модель получения заданий и ведения занятий. Решению проблем технического характера может способствовать оптимальное распределение рабочей деятельности в образовательной системе, а также применение соответствующих устройств.

Все эти варианты потребуют дальнейшего совершенствования и не приведут на начальной стадии к полному решению проблем. В прошлом как отечественные, так и зарубежные новаторы, предпринимающие попытки экспериментов в системе образования, использовали цифровые средства. Процесс этот характеризовался незначительными темпами и фрагментарностью, но реалии сегодняшнего дня способствовали форсированию данных экспериментов даже при том условии, что внимание правительства различных стран сосредоточено, главным образом, на иных сторонах общественной жизни, методах преодоления пандемии и устранении её следствий.

 

Список литературы:
1. В Минюсте заявили о неожиданных конфликтах фундаментальных прав человека в период пандемии. 2020. URL: https://tass.ru/obschestvo/8214315
2. Кособуцкая, А. Ю., Трещевский, Ю. И., Руднев, Е. А. . Факторы конкурентоспособности выпускников вузов в условиях дистационного обучения // Теоретическая экономика, 76 (4), 2021, С. 123–128.
3. Теория и практика дистанционного обучения / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е. С. Полат. — 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2020. С. 229–279.
4. Кузьмина Л. В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 09.02.2022).