Статья:

Дисциплинарное производство: проблемы стадийности

Конференция: XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Сарангова А.А. Дисциплинарное производство: проблемы стадийности // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(15).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Дисциплинарное производство: проблемы стадийности

Сарангова Алина Айсовна
магистрант Российского государственного Университета Правосудия, РФ, г. Москва
Фёдорова Татьяна Васильевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Российского государственного Университета Правосудия, РФ, г. Москва

 

В научных исследованиях проблемы дисциплинарного производства особое внимание правоведы уделяют определению его стадий и отмечают, что наиболее противоречивый характер имеет именно их отделения   [1]

Разделяя рассуждения приведенного ученого, заметим, что объединять такие разные по своим значениям и задачами, субъектами и результатами стадии, как принятие решения по делу и его выполнения, нецелесообразно. Подчеркнем, что цели и действия на стадии рассмотрения дела и исполнения решения по делу различны.

Особого внимания заслуживает позиция И. А. Картузов по стадийности дисциплинарного производства. Она выделяет следующие стадии:

(а) нарушение дисциплинарного производства;

(б) дисциплинарная проверка (расследование);

(в) рассмотрение дисциплинарного дела и вынесения по ней решения;

(г) исполнения решения;

(д) пересмотре решения по жалобе;

(е) пересмотре решения в порядке надзора [2].

Частично соглашаясь с мнением ученого, думаем, что сущность и цель стадии дисциплинарной проверки объединены с целью возбуждения дела, а поэтому рассмотрение их как отдельных стадий является излишним.

Привлечение государственного служащего к дисциплинарной ответственности возможно только при наличии совокупности определенных условий материально-правового и процессуального характера.

При применении к государственному служащему дисциплинарной ответственности крайне важное значение имеет процедура применения такой ответственности.

Следует отметить, что при применении норм, устанавливающих дисциплинарную ответственность, не является исключением и порядок их применения, также определяется процессуальными нормами, которые объединяются в дисциплинарном производстве.

Дисциплинарная ответственность, то есть материальная норма может быть применена только в случае четкого соблюдения определенной в законодательстве процедуры, во время которой устанавливается сам факт дисциплинарного проступка, объект посягательства, объективная сторона проступка, субъект проступка и субъективная сторона, собираются соответствующие материалы и доказательства обвинительного и оправдательного характера.

Понятие дисциплинарного производства для российского законодательства, хотя и не новое, но мало исследовано и недостаточно четко определено в нормативно-правовых актах и исследованы в науке.

Следует отметить, что анализ научной и справочной литературы свидетельствует, что в настоящее время вопрос об определении понятия «дисциплинарного производства» рассмотрены фрагментарно, в рамках широкой административно-правовой проблематики, и только отдельные определения приводятся в некоторых нормативно-правовых актах. Другие нормативно-правовые акты, регулирующие порядок применения поощрений, привлечения лиц к дисциплинарной ответственности вообще не определяют понятие «дисциплинарного производства», однако применяют его, не определяя его содержания.

Четкое закрепление понятия, видов и сущности дисциплинарного производства является требованием сегодняшнего времени. Особенно важным этот вопрос в случае привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности. Ведь, с одной стороны, государственный служащий является специальным субъектом, который обладает особыми полномочиями и выполняет функции государства, поэтому в случае совершения госслужащим дисциплинарного проступка должно быть соответствующее реагирование. Но, с другой стороны, государственный служащий должен быть защищен от незаконных действий или предвзятого отношения руководителя или иного органа, который уполномочен на наложение дисциплинарного взыскания.

Для определения особенностей дисциплинарного производства в отношении государственного служащего представляется необходимым исследовать само понятие «дисциплинарное производство». Под дисциплинарным производством следует понимать урегулированную законодательством деятельность уполномоченных субъектов по применению дисциплинарных взысканий при соблюдении прав и законных интересов виновных лиц. А.Н. Бандурка и М.М. Тищенко в учебнике «Административный процесс» отмечают, что дисциплинарное производство — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в связи с правоприменительной деятельностью по решению вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности за совершенное правонарушение [1]. В связи с наличием норм, устанавливающих санкции и другие неблагоприятные для нарушителя последствия, которые применяются при совершении дисциплинарного проступка, любая правоприменительная деятельность государственных органов требует упорядоченности. Такая необходимость обусловливает наличие процессуальных норм, объектом регулирования которых процедурные отношения, складывающиеся в сфере деятельности по применению норм о дисциплинарной ответственности, то есть в рамках особой разновидности юридической процессуальной формы дисциплинарного производства. По нашему мнению, дисциплинарное производство — это процессуальная форма установления уполномоченным органом одного или нескольких нарушений трудовой дисциплины и вынесения решения по этому вопросу. Под дисциплинарным производством также стоит понимать совокупность процессуальных действий компетентного субъекта, осуществляется с целью решения вопроса о применении поощрения или о привлечении к дисциплинарной ответственности за совершенное дисциплинарный проступок виновного лица. Итак, предмет дисциплинарного производства в отношении государственных служащих составляют общественные отношения в сфере исполнения задач и функций государственным служащим, а также обязанностей и поручений, согласно нормам действующего законодательства. Основанием производства является совершение государственным служащим дисциплинарного проступка.

На наш взгляд, И.А. Картузова определила логически обоснованные стадии дисциплинарного производства [2], но с точки зрения юридических категорий и понятий есть основание формулирования стадий дисциплинарного производства несколько иначе. Безусловно, содержание стадий дисциплинарного производства также может отличаться.

По нашему мнению, учитывая вышеприведённое исследование, можно выделить следующие стадии дисциплинарного производства:

1) возбуждение дисциплинарного производства;

2) дисциплинарная проверка;

3) рассмотрение дисциплинарного дела и вынесения решения;

4) исполнение решения;

5) проверка на предмет законности, принятого решения в результате дисциплинарного производства.

 

Список литературы:
1. Бандурка А.М. «Административный процесс» : учебник / А. М. Бандурка, Н. М. Тищенко. – К. : Литера ЛТД, 2011. 503 с.
2. Картузова И.А. «Дисциплинарная ответственность государтвенных служащих»: дис. … канд. юрид. наук : 12.00.07 / Картузова И.А. – Одесса: Одес. гос. юрид. акад., 1999. – 194 с.