ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЗАДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Конференция: CCXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЗАДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Институт задержания подозреваемого имеет длительную историю и условно разделен среди ученых на несколько этапов развития.
А.А. Кривцов, анализируя историю развития рассматриваемого института полагает, что впервые об институте задержания подозреваемого упоминалось в таком источнике, как Русская Правда (начиная с XI века). В статье 38 говорилось о том, что если будет пойман вор, то он должен быть задержан и приведен на царский двор. Также упоминание о данного институте можно проследить в нормах Псковской судной грамоты (XIV-XV век), в которой речь шла о доставлении преступного лица в судебные органы[2, с. 32].
Полагаем, что действительно, упоминание о данном институте можно проследить во времена древней Руси, однако, полноценное развитие института, с закрепленными основаниями для задержания, начинается в период XIXв.
Обратим свое внимание на тот факт, что задержание подозреваемого в настоящий период многими авторами рассматривается в качестве уголовно–процессуальной меры принуждения, поэтому следует сделать на этом акцент.
Начало развития мер уголовно–процессуального принуждения связано с VI-IX вв., когда происходил процесс формирования государственности, которое в дальнейшем повлияло на развитие права. Акцентируем свое внимание на том, что в период формирования государственности, на законодательном уровне не закреплялись меры пресечения, так как правовая система строилась на обычаях.
Главным органом, которым налагались какие-либо виды мер пресечения после задержания подозреваемого лица, являлась община.
В рассматриваемый период законодатель не использовал термин «подозреваемый». Судами принималось решение: оправдать человека, обвинить или же оставить вопрос о подозрении. Последний вид решения принимался тогда, когда было собрано недостаточное количество доказательств, имелись улики.
В XII-XIV вв. одним из самых распространённых мер пресечения взамен заключения под стражу являлось поручение общине, т.к. лицо выдавалось под контроль общине. В XIV-XVII вв. произошло объединение Московского государства (XIVXVI вв.), что привело к изменению уголовно-процессуального законодательства.
А. В. Орлов, анализируя институт задержания подозреваемого отмечал, что суровой процедурой являлось отдача под контроль пристава, который помещал виновное лицо у себя на дворе или же в специально построенных помещениях. В связи с тем, что государство не могло взять на себя обязательства по построению специализированных учреждений для виновных лиц, приходилось возлагать данную обязанность на приставов[3, с. 85].
Следующий этап развития институт ознаменовался с принятием Соборного уложения 1649 года. Губные старосты выступали в качестве главного звена, у которых имелись полномочия по предупреждению преступлений и задержании подозреваемых[5, с. 75].
В период правления Петра I происходили перемены и реформирование системы мер принуждения. Но как и ранее, одной из самых распространённых мер принуждения к виновному лицу оставалось заключение его под стажу[1, с. 168]. Петр I издал указ «Об отмене в судных делах..». С принятием данного указа произошло расширение перечня оснований, по которым лицо могли задержать, а после заключить под стражу.
На наш взгляд, первый этап развития института задержания подозреваемого начинается в период XIX в., когда в Александр II издал Указ от 8 июня 1860 г. «Об учреждении судебных следователей»[4, с. 340]. Данный нормативно–правовой акт содержал в себе основания, при которых лицо могло стать субъектом задержания. Так, нормы данного Указа содержали в себе следующие основания, при которых лицо могло быть задержано:
– в том случае, если лицо было поймано на месте совершения преступления и нет оснований полагать, что преступление совершено другим;
– когда преступление совершалось явно и гласно;
– если после совершения преступления имеются очевидцы, которые могут точно указать на лицо, которое совершило преступление;
– если у человека будут обнаружены следы, доказательства того, что он совершил преступление.
Стоит провести сравнительно–правовой анализ вышеупомянутого Указа и действующего УПК РФ, и прийти к выводу о сходствах в основаниях задержания подозреваемого.
В период 1861 года была проведена судебная реформа, результаты которой отразились на институте задержания подозреваемого. С этого момента, контроль над законностью задержания подозреваемого перешло в руки следователей с целью защиты граждан от произвола правоохранительных органов.
Второй этап развития происходит в период с 1860 по 1937 гг. В законодательстве предпринимаются попытки отражения такого субъекта как задержанный, подозреваемый, и развиваются нормы о правах задержанных.
Как отмечает А.В. Орлов, в период 1917-1919 гг. происходит борьба за выживание, что в свою очередь требовало от государства принятия всевозможных мер по борьбе с преступностью[3, с. 85].
Таким образом, институт задержания подозреваемого давно известен отечественному праву и имеет довольно древнюю историю возникновения. Полагаем, что данный институт прошел пять этапов развития и по сей день совершенствуется.