ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(187)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(187)
ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В современном обществе проблема внутрисемейного насилия и жестокого обращения с детьми является острой и значительной. Подвергшийся негативному влиянию со стороны взрослых, ребёнок зачастую имеет не только физические нарушения, но и сталкивается с рядом психологических проблем, из-за которых возникают сложности с адаптацией и дальнейшем взаимодействием в социуме. Нередко ребёнок, пострадавший от жестокого обращения, перенимает поведение родителей уже в отношении своих собственных детей.
По статистическим данным можно сделать вывод, что ежегодно тысячи детей в России становятся жертвами преступных посягательств. За последние пять лет отмечается рост зарегистрированных преступлений в отношении несовершеннолетних - если в 2015 году было возбуждено 18370 уголовных дел, то в 2020 году - уже 22 004 [4].
Проблема подобных правонарушений состоит в том, что их сложно выявить, потому что ребенок из-за своих страхов, отсутствия авторитета перед взрослыми скрывает случившееся и замыкается в себе, что в дальнейшем может привести к глубоким психологическим травмам. Поэтому очень важна профилактика подобных правонарушений.
Проблематикой социальной работы по профилактике насилия над детьми в семье занимались такие учёные как Балтуева С. В., Батынова Г. Х., Василькина Е. М., Волкова Е. Н., Раимбакиева Л. Х., Разнадежина Н. А., Штефан А. В. В социальной работе под социальной профилактикой подразумевается «система социальных мер, направленных на сохранение, защиту нормального уровня жизни людей и предотвращение социальных отклонений путем устранения причин и условий их возникновения» [7].
Всемирная Организация Здравоохранения выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику насилия над детьми. Первичная профилактика включает широкий спектр программ по просвещению населения, родителей, подготовке профессионалов в области предотвращения насилия над детьми; программы вторичной профилактики насилия над детьми направлены на снижение агрессивности, конфликтности детей и их родителей. Сюда относятся также программы, корректирующие процессы адаптации и социализации детей. Третичная профилактика подразумевает терапевтические мероприятия с жертвами насилия [5].
Важное значение в системе профилактики внутрисемейного насилия над детьми играет комплексный подход, который подразумевает работу с тремя категориями: специалисты, родители, дети.
Можно выделить основные направления профилактики насилия в отношении детей:
- обучение специалистов формам и методам профилактической работы;
- профилактическая работа с детьми в целях недопущения и предотвращения возможного насилия;
- профилактическая работа с родителями с целью первичной профилактики семейного насилия (повышение педагогической компетентности родителей);
- профилактическая работа с родителями-правонарушителями;
- профилактическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье.
Но система профилактики насилия над детьми не лишена недостатков. На наш взгляд, есть две проблемы, касающиеся данной темы. Во-первых, система правосудия по данным преступлениям несовершенна. Есть сложности с возбуждением уголовного дела. Во-вторых, бывает тяжело определить насилие и его границы. Физическое наказание ребенка далеко не всегда признается как насилие над ним. Многие семьи считают, что допустимо и желательно наказать ребёнка за плохое поведение подзатыльником, шлепком, пощечиной. В связи с этим у служб профилактики возникают трудности в получении информации о возможном насилии. Например, соседи знают, что ребёнок подвергается жестокому обращению, но не считают нужным обратиться в компетентные органы, так как ребёнок «получил по заслугам».
Защита детей, предупреждение преступлений против них является очень важной задачей. Решение данной проблемы возможно только при совместном участии различных организаций. Сплотившись, школы, родители и специалисты, могут на ранних этапах выявить насилие и принять меры по его пресечению и профилактике.