Статья:

ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Павлова Ю.С. ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 10(189). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/189/106908 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Павлова Юлия Сергеевна
студент, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

FEATURES OF SOCIAL SERVICE MANAGEMENT

 

Pavlova Yulia Sergeevna

Student, Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Russia, Tula

 

Аннотация. В статье выявляются, а также раскрываются основные понятия менеджмента в организациях социального обслуживания, изучен отечественный опыт управления различными социальными организациями.

Abstract. The article identifies and reveals the basic concepts of management in social service organizations.

 

Ключевые слова: менеджмент, особенности, социальное обслуживание, управление, специфика.

Keywords: management, features, social service, management, specifics.

 

Поиски повышения эффективности работы различных организаций начаты были еще в первой половине ХХ века. Они  привели к возникновению так называемых «школ управленческой мысли»: школа научного управления (Ф.У. Тейлор), классическая (административная) школа управления (А. Файоль), школа поведенческих наук и человеческих отношений (М.П. Фоллетт). Во второй половине ХХ века разные методы научного исследования начинают использоваться к операционным проблемам компаний, т.е. к действиям, которые «связаны с размещением, а также выполнением заказов». Выделяют и получают свое развитие разные подходы к управлению, такие как, например, «системный», «процессный» и «ситуационный» подходы [3, с.12].

В российском научном лексиконе понятие «менеджмент» появилось не так давно, в конце ХХ века с развитием рыночных взаимоотношений. Термин менеджмент применяться стал для «обозначения управления социально-экономическими процессами на уровне компании, действующей в условиях рыночных взаимоотношений» [13, с. 7]. Понятие менеджмента в настоящее время несколько шире, так как его применяют и в отношении «непредпринимательских организаций».

В России в 90-е годы ХХ века происходит формирование системы социального обслуживания населения, которая институализирована была принятием целого ряда федеральных законов, и в том числе Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. [15].

Одной из наиболее существенных тенденций социальной политики того времени считается формирование системы социальной защиты, большое распространение и применение в практике осуществления которой получило социальное обслуживание. Социальное обслуживание в наше время прошло ряд этапов развития, которым свойственны были свои особенности организации и осуществления деятельности.

Социальное обслуживание населения – это довольно «сложная, динамическая система», «комплекс нескольких подсистем, составляющих вместе органическую целостность» [5, с.2]. Проблемы управления этой системой связаны с глобальными вопросами администрирования, а также менеджмента на уровне учреждения социального обслуживания.

В настоящее время социальное обслуживание выступает в качестве одного из направлений социальной деятельности, а также организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривает в качестве системы способов социальной гуманистической деятельности, направленной на социальную реабилитацию и адаптацию личности, семьи, или общества в целом.

Социальное обслуживание населения представляет собой работу по предоставлению социальных услуг; получателем социальных услуг является гражданин, который считается нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга либо услуги [1].

Под социальным обслуживание в ФЗ № 442 подразумевается «деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг» [7].

Исследованию вопросов развития системы социального обслуживания в нашей стране, а также менеджменту и управлению в социальной работе посвящены научные труды Л.Г. Гусляковой, И.А. Зимней, В.И. Жукова, Л.В. Топчий, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, В.В. Бетурлакина, И.В. Илларионова, Н.М. Москвитиной и др. Как показывает мировой, российский и региональный опыт, увеличение результативности работы учреждений социального обслуживания не может быть без эффективного внутриорганизационного управления на основании менеджмента.

Например, С. Г. Попов в своем учебном пособии «Социальный менеджмент» описывает миссию и цели социального менеджмента, виды субъектов и объектов социальной сферы, функции и структуру социального управления; описывает опыт российского социального менеджмента [13]. В тот же период российские исследователи (А. И. Войтенко, А. Д. Зарецкий, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова, Е. И. Холостова и др.) представили публикации по менеджменту социальной работы.

А.И. Войтенко и Е.И. Комаров сформулировали широкое определение управлению социальной деятельности характеризуя его в качестве разновидности социального управления. При этом ученые отмечают, что это понятие многозначно и выражает различные стороны, аспекты и грани управления [7].

В ФЗ № 442 было отмечено, что «поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, которые осуществляют социальное обслуживание» [14].

И. В. Илларионов учреждения социального обслуживания определяет как организации, которые реализуют социальное стационарное обслуживание, полустационарное обслуживание, а также обслуживание на дому [4].

В утратившем силу Федеральном законе №195-ФЗ от 10.12.1995 под «социальными службами подразумеваются предприятия и учреждения независимо от форм собственности, которые предоставляют социальные услуги, а также граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без формирования юридического лица» [15].

Социальная служба (учреждение) существовать будет, только при условии взаимодействия субъектов и объектов для выполнения определенных действий, необходимых для достижения намеченной цели. Ни одно учреждение не может существовать без взаимодействия с потребителями производимой продукции либо услуг, поставщиками ресурсов, и иными элементами внешней окружающей среды.

О.В. Заяц выделены следующие направления в менеджменте социальной деятельности:

«Первое направление - организационно-структурное. В рамках данного направления определяется какие сотрудники, какие учреждения и органы реализуют социальную работу. Отмечается также, что управление социальной деятельностью организуется на разных уровнях - региональном, федеральном, локальном - и имеет соответствующие организационные структуры управления - министерство, территориальные службы, комитеты социальной защиты, центры и т.д.

Вторым направлением считается функциональное. В рамках этого направления утверждается, что разные структуры в системе социальной защиты (помощи) исполняют определенные функции, в том числе конкретные и общие. На определенном уровне управления, в определенной должности формируется и имеется определенное соотношение между общими функциями [3].

Третьим направлением определено профессионально-деятельностное (трудовое), которое менеджмент в социальной работе характеризует как особый вид профессиональной деятельности, которой занимается определенная категория людей, именуемых кадрами, либо персоналом управления.

Четвертое направление менеджмент представляет в социальной работе, как процесс постановки задач и целей, организация практической деятельности, которая направлена на их достижение при помощи различных средств, методов и форм. Автор считает, что в процессе управления социальной деятельностью необходимо увязывать задачи и цели, а также принимаемые управленческие решения с ресурсами - материальными, информационными, трудовыми, временными, финансовыми. Ресурсное обеспечение считается важным условием выполнения намеченных задач, целей, решений.

Под менеджментом социальной работы в рамках пятого направления понимается наука, которая исследует структуру функции, профессиональную деятельность, а также процесс управления учреждений социального обслуживания.

И, наконец, шестое направление - учебно-образовательное, изучает менеджмент социальной работы как учебной дисциплины, составной части учебных планов, а также программ по подготовке или повышению квалификации кадров системы социальной защиты» [3].

Итак, все эти направления «высвечивают» особенности такого многозначного понятия как «менеджмент в социальной работе».

Существующие стандарты системы менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9000-2015, ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ Р 52497-2020) устанавливают требования к системе обеспечения качества учреждений, которые  предоставляют социальные услуги разным категориям граждан, которые нуждаются в социальной помощи, в повышении состояния защищенности от угроз нарушения их прав и свобод, в улучшении условий их жизни и расширении их возможностей обеспечивать самостоятельно свои основные жизненные потребности и повышать благосостояние [10, 11, 12].

А.Г. Лугина выделяет такие «критерии оценки качества социальных услуг, как:

1.Уровень удовлетворенности клиентов действиями по решению социальных проблем их жизни.

2. Качество, адресность и оперативность предоставления услуг.

3. Оптимальность расходов на социальное обслуживание.

4. Рациональное применение кадрового потенциала учреждения, а также уровень профессиональной квалификации сотрудников.

5. Психологический климат в трудовом коллективе и удовлетворенность сотрудников результатами и условиями труда.

6. Способность к адаптации, гибкость.

7. Ориентация на заказчика и (или) клиента» [6].

Необходимо отметить, что «критерии качества, должны быть открыты и прозрачны, обеспечивать целевую ориентацию организаций социального сектора, стимулируют развитие адаптационной стратегии деятельности и маркетинговой стратегии управления системой в целом.

Менеджмент в социальной деятельности - один из видов социального управления, иными словами, такого управления, где основным субъектом и объектом является человек» [8].

Таким образом, «в социальной деятельности менеджмент– это система довольно гибкого предприимчивого управления в обществе, которая ориентирована на эффективное регулирование социального положения различных участников жизни общества, на обеспечение их развития в роли субъектов всех видов общественных взаимоотношений и достойного существования» [7]. Менеджмент в деятельности организаций социального обслуживания включает различные аспекты работы организации, такие как: функциональные, организационно-структурные, профессионально-деятельностные, научные, процессуальные, учебно-образовательные [1].  Повышение результативности деятельности социальных организаций невозможно без довольно эффективного внутриорганизационного управления на основании менеджмента.

 

Список литературы:
1. Алферова, Т. В. Управление социальным развитием персонала [Электронный ресурс]: учебное пособие : в 2 ч. / Т. В. Алферова ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2020. – Ч. 1. – 3,39 Мб ; 129 с. – Режим доступа:http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/alferova-upravlenie-socialnym-razvitiem-personala-ch1.pdf
2. Бетурлакин, В. В. Менеджмент в социальной службе: особенности управления профессионализацией / В. В. Бетурлакин. [Электронный ресурс] // Журнал исследований социальной политики. — 2015. — № 1. — С. 57-74. — Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/537/627/1219/v.v._beturlakin_menedjment_v_socialnoi_slujbe.pdf (дата обращения: 02.02.2022).
3. Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. -  Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 144 с.
4. Илларионов, И. В. Управление процессами оказания государственных социальных услуг в системе социального обслуживания населения [Электронный ресурс] / И. В. Илларионов// Диссертация на соискание академической степени магистра. — Режим доступа: elar.urfu.ru/bitstream/10995/27987/1/m_th_illarionov_2014.pdf (дата обращения: 02.02.2022).
5. Кузьмина Т. В. Управление социальным обслуживание семьи и детей, оценка его эффективности: Социологический аспект// Диссертация кандидата социологических наук. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/upravlenie-sotsialnym-obsluzhivaniei-semi-i-detei-otsenka-ego-effektivnosti-sotsiologicheski (дата обращения: 02.02.2022).
6. Лугинина А. Г. Критерии оценки качества социальных услуг как элемент модели менеджмента качества [Электронный ресурс]/ А.Г. Лугина// - Режим доступа: file:///C:/Users/Home/Downloads/978-5-8019-0294-4_2012_299.pdf (дата обращения: 02.02.2022).
7. Менеджмент социальной работы / под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. - М.:ВЛАДОС, 2001. -288 с.
8. Менеджмент в социальной работе: учебник для среднего профессионального образования / Е. И. Холостова [и др.] ; ответственные редакторы Е. И. Холостова, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова. - 2-е изд. – М.: Юрайт, 2020. - 319 с.
9. Москвитина Н.М. Особенности менеджмента в социальной работе [Электронный ресурс] / Н.М. Москвитина // Режим доступа: URL: https://vestnik.amursu.ru/wp-content/uploads/2018/01/N61_23.pdf (дата обращения: 02.02.2022).
10. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2015 от 01.11.2015 [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200124393?marker=7D20K3 (дата обращения: 08.02.2022).
11. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2015 от 01.11.2015 [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200124394?marker=7D20K3 (дата обращения: 08.02.2022).
12. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52497-2020 от 01.05.2021 [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200174719 (дата обращения: 08.02.2022).
13. Попов, С.Г. Социальный менеджмент [Текст]: Учеб. пособие / С. Г. Попов. – М.: Просвещение, 2014. – 163 с.
14. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/8a0db8fd9a3bdb66c16d0429d0997d8cfea1f66b/(дата обращения: 02.02.2022).
15. Федеральном законе от 10.12.1995 №195-ФЗ (утратил силу) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8574/9371abf6b81551d7cf96db61478966ba2fd88505/ (дата обращения: 02.02.2022).
16. Холостова, Е.И. Социальная работа. - М.: Дашков и К, 2005. - 692 с.