ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)
ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
FEATURES OF SOCIAL SERVICE MANAGEMENT
Pavlova Yulia Sergeevna
Student, Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Russia, Tula
Аннотация. В статье выявляются, а также раскрываются основные понятия менеджмента в организациях социального обслуживания, изучен отечественный опыт управления различными социальными организациями.
Abstract. The article identifies and reveals the basic concepts of management in social service organizations.
Ключевые слова: менеджмент, особенности, социальное обслуживание, управление, специфика.
Keywords: management, features, social service, management, specifics.
Поиски повышения эффективности работы различных организаций начаты были еще в первой половине ХХ века. Они привели к возникновению так называемых «школ управленческой мысли»: школа научного управления (Ф.У. Тейлор), классическая (административная) школа управления (А. Файоль), школа поведенческих наук и человеческих отношений (М.П. Фоллетт). Во второй половине ХХ века разные методы научного исследования начинают использоваться к операционным проблемам компаний, т.е. к действиям, которые «связаны с размещением, а также выполнением заказов». Выделяют и получают свое развитие разные подходы к управлению, такие как, например, «системный», «процессный» и «ситуационный» подходы [3, с.12].
В российском научном лексиконе понятие «менеджмент» появилось не так давно, в конце ХХ века с развитием рыночных взаимоотношений. Термин менеджмент применяться стал для «обозначения управления социально-экономическими процессами на уровне компании, действующей в условиях рыночных взаимоотношений» [13, с. 7]. Понятие менеджмента в настоящее время несколько шире, так как его применяют и в отношении «непредпринимательских организаций».
В России в 90-е годы ХХ века происходит формирование системы социального обслуживания населения, которая институализирована была принятием целого ряда федеральных законов, и в том числе Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. [15].
Одной из наиболее существенных тенденций социальной политики того времени считается формирование системы социальной защиты, большое распространение и применение в практике осуществления которой получило социальное обслуживание. Социальное обслуживание в наше время прошло ряд этапов развития, которым свойственны были свои особенности организации и осуществления деятельности.
Социальное обслуживание населения – это довольно «сложная, динамическая система», «комплекс нескольких подсистем, составляющих вместе органическую целостность» [5, с.2]. Проблемы управления этой системой связаны с глобальными вопросами администрирования, а также менеджмента на уровне учреждения социального обслуживания.
В настоящее время социальное обслуживание выступает в качестве одного из направлений социальной деятельности, а также организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривает в качестве системы способов социальной гуманистической деятельности, направленной на социальную реабилитацию и адаптацию личности, семьи, или общества в целом.
Социальное обслуживание населения представляет собой работу по предоставлению социальных услуг; получателем социальных услуг является гражданин, который считается нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга либо услуги [1].
Под социальным обслуживание в ФЗ № 442 подразумевается «деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг» [7].
Исследованию вопросов развития системы социального обслуживания в нашей стране, а также менеджменту и управлению в социальной работе посвящены научные труды Л.Г. Гусляковой, И.А. Зимней, В.И. Жукова, Л.В. Топчий, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, В.В. Бетурлакина, И.В. Илларионова, Н.М. Москвитиной и др. Как показывает мировой, российский и региональный опыт, увеличение результативности работы учреждений социального обслуживания не может быть без эффективного внутриорганизационного управления на основании менеджмента.
Например, С. Г. Попов в своем учебном пособии «Социальный менеджмент» описывает миссию и цели социального менеджмента, виды субъектов и объектов социальной сферы, функции и структуру социального управления; описывает опыт российского социального менеджмента [13]. В тот же период российские исследователи (А. И. Войтенко, А. Д. Зарецкий, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова, Е. И. Холостова и др.) представили публикации по менеджменту социальной работы.
А.И. Войтенко и Е.И. Комаров сформулировали широкое определение управлению социальной деятельности характеризуя его в качестве разновидности социального управления. При этом ученые отмечают, что это понятие многозначно и выражает различные стороны, аспекты и грани управления [7].
В ФЗ № 442 было отмечено, что «поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, которые осуществляют социальное обслуживание» [14].
И. В. Илларионов учреждения социального обслуживания определяет как организации, которые реализуют социальное стационарное обслуживание, полустационарное обслуживание, а также обслуживание на дому [4].
В утратившем силу Федеральном законе №195-ФЗ от 10.12.1995 под «социальными службами подразумеваются предприятия и учреждения независимо от форм собственности, которые предоставляют социальные услуги, а также граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без формирования юридического лица» [15].
Социальная служба (учреждение) существовать будет, только при условии взаимодействия субъектов и объектов для выполнения определенных действий, необходимых для достижения намеченной цели. Ни одно учреждение не может существовать без взаимодействия с потребителями производимой продукции либо услуг, поставщиками ресурсов, и иными элементами внешней окружающей среды.
О.В. Заяц выделены следующие направления в менеджменте социальной деятельности:
«Первое направление - организационно-структурное. В рамках данного направления определяется какие сотрудники, какие учреждения и органы реализуют социальную работу. Отмечается также, что управление социальной деятельностью организуется на разных уровнях - региональном, федеральном, локальном - и имеет соответствующие организационные структуры управления - министерство, территориальные службы, комитеты социальной защиты, центры и т.д.
Вторым направлением считается функциональное. В рамках этого направления утверждается, что разные структуры в системе социальной защиты (помощи) исполняют определенные функции, в том числе конкретные и общие. На определенном уровне управления, в определенной должности формируется и имеется определенное соотношение между общими функциями [3].
Третьим направлением определено профессионально-деятельностное (трудовое), которое менеджмент в социальной работе характеризует как особый вид профессиональной деятельности, которой занимается определенная категория людей, именуемых кадрами, либо персоналом управления.
Четвертое направление менеджмент представляет в социальной работе, как процесс постановки задач и целей, организация практической деятельности, которая направлена на их достижение при помощи различных средств, методов и форм. Автор считает, что в процессе управления социальной деятельностью необходимо увязывать задачи и цели, а также принимаемые управленческие решения с ресурсами - материальными, информационными, трудовыми, временными, финансовыми. Ресурсное обеспечение считается важным условием выполнения намеченных задач, целей, решений.
Под менеджментом социальной работы в рамках пятого направления понимается наука, которая исследует структуру функции, профессиональную деятельность, а также процесс управления учреждений социального обслуживания.
И, наконец, шестое направление - учебно-образовательное, изучает менеджмент социальной работы как учебной дисциплины, составной части учебных планов, а также программ по подготовке или повышению квалификации кадров системы социальной защиты» [3].
Итак, все эти направления «высвечивают» особенности такого многозначного понятия как «менеджмент в социальной работе».
Существующие стандарты системы менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9000-2015, ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ Р 52497-2020) устанавливают требования к системе обеспечения качества учреждений, которые предоставляют социальные услуги разным категориям граждан, которые нуждаются в социальной помощи, в повышении состояния защищенности от угроз нарушения их прав и свобод, в улучшении условий их жизни и расширении их возможностей обеспечивать самостоятельно свои основные жизненные потребности и повышать благосостояние [10, 11, 12].
А.Г. Лугина выделяет такие «критерии оценки качества социальных услуг, как:
1.Уровень удовлетворенности клиентов действиями по решению социальных проблем их жизни.
2. Качество, адресность и оперативность предоставления услуг.
3. Оптимальность расходов на социальное обслуживание.
4. Рациональное применение кадрового потенциала учреждения, а также уровень профессиональной квалификации сотрудников.
5. Психологический климат в трудовом коллективе и удовлетворенность сотрудников результатами и условиями труда.
6. Способность к адаптации, гибкость.
7. Ориентация на заказчика и (или) клиента» [6].
Необходимо отметить, что «критерии качества, должны быть открыты и прозрачны, обеспечивать целевую ориентацию организаций социального сектора, стимулируют развитие адаптационной стратегии деятельности и маркетинговой стратегии управления системой в целом.
Менеджмент в социальной деятельности - один из видов социального управления, иными словами, такого управления, где основным субъектом и объектом является человек» [8].
Таким образом, «в социальной деятельности менеджмент– это система довольно гибкого предприимчивого управления в обществе, которая ориентирована на эффективное регулирование социального положения различных участников жизни общества, на обеспечение их развития в роли субъектов всех видов общественных взаимоотношений и достойного существования» [7]. Менеджмент в деятельности организаций социального обслуживания включает различные аспекты работы организации, такие как: функциональные, организационно-структурные, профессионально-деятельностные, научные, процессуальные, учебно-образовательные [1]. Повышение результативности деятельности социальных организаций невозможно без довольно эффективного внутриорганизационного управления на основании менеджмента.