К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Развитие логического мышления младших школьников - одна из главных проблем в обучении и воспитании на протяжении многих лет. Ее разработка, несомненно, будет содействовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и формированию личности современного школьника. В Инструктивно-методическом письме «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году» отмечается важность на уровне организации образования: использовать разнообразные методики и технологии обучения, формы, методы, приёмы организации образовательного процесса; обеспечить детям: развитие когнитивных навыков коммуникаций [1]. Формат урока в начальных классах предполагает активное вовлечение детей в процесс обучения, их участие в обсуждениях, анализе и обобщении пройденного материала, проведение исследования, высказывание оценочных суждений [1, 42]. В Концепции государственной политики Республики Казахстан в интересах детей до 2030 года указывается на необходимость «обеспечения качественного обучения и воспитания, культурного развития и безопасности детей: развитие способностей каждого ученика школы [2]. Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитии его познавательной деятельности. Социальный заказ, стоящий перед национальной системой образования, ориентирован на формирование личности, способной к самореализации, саморазвитию и самообразованию, обладающей высокими адаптивными способностями в динамичных условиях преобразований в экономической, производственно-технологической и социальной сферах жизни общества.
Большинство ученых признают, что развитие логического мышления школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Актуальность исследования обусловлена основными положениями Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан по начальному образованию [3], требованиями к развитию логического мышления младших школьников. «Содержание образовательной области «Математика и информатика» направлено на умение выстраивать логические суждения на основе измерительных и вычислительных навыков» В стандарте отмечается, что необходимо формировать информационную компетентность младших школьников, которая позволяет: принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации; самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели; самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных технологий; обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализ, синтез, обобщение, структурирование, прямое и косвенное доказательство, доказательство по аналогии, моделирование, мысленный эксперимент, систематизация материалов) [3]. Следует отметить, что в современной системе образования приоритетным субъектом становится личность с ее потребностями, интересами, свойствами и индивидуальными особенностями. В этой связи происходит все более активный переход от знаниево-просветительской к личностно-ориентированной парадигме образования, поэтому направленность педагогического процесса начальной школы на развитие младших школьников становится актуальной проблемой. Такая значимость обусловлена и требованиями, отраженными в государственных документах (Закон Республики Казахстан «Об образовании» [4], Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2020-2025 годы [5].
Мышление – основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности [6]. Исследования указанных ученых позволили значительно расширить понимание методических аспектов формирования логического мышления младших школьников, а также определить формы, методы и приемы формирования логического мышления. Таким образом, объективно существует противоречие между необходимостью формирования логического мышления и эмпирически сложившейся практикой использования средств и методов обучения. Решение возникших противоречий легло в основу проблемы исследования, заключающейся в выявлении влияния проблемного изложения на формирование логического мышления у детей младшего школьного возраста. Хотя данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике психологического исследования должного внимания не получила. Поэтому исследование проблемного изложения как средства формирования логического мышления у детей младшего школьного возраста является актуальной. Проблемное изложение, с точки зрения логики решения включенных в него проблемных задач, может быть индуктивным и дедуктивным. В таблице 1 приведены этапы работы над обсуждением проблемы.
Таблица 1.
Этапы работы над обсуждением проблемы
Приемы создания проблемной ситуации |
Побуждение к осознанию противоречия |
Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения |
– Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? |
Выбрать подходящее:
– Какой возникает вопрос?
– Какая будет тема урока? |
2.Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал |
– Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили? – Почему так получилось? Чего мы не знаем? |
|
3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью |
– Вы сначала как думали? А как на самом деле? |
|
4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими |
– Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? |
Структура решения проблемной задачи:
1. Предъявление проблемной задачи (переформулированной учебной проблемы).
2. Анализ ее содержания, т.е. обнаружение в ее тексте данного (известного) и искомого - становится ясным противоречие, заключенное в условии задачи.
3. Ответ, разрешающий противоречие: кости скелета приводятся в движение мышцами.
4. Доказательство правильности ответа.
Для начала важно выявить исходный уровень логического мышления учащихся, но прежде чем приступить к диагностическим методикам, предстояло раскрыть критерии и показатели логического мышления. Результат анализа методической литературы (Н.Ф. Талызиной, Н.А. Менчинской, Н.Б. Истоминой) отражен в таблице 2.
Таблица 2.
Показатели и критерии логического мышления
Показатель |
Критерии сформированности логического мышления |
Анализ |
Умение разделять целое на части, выделять отдельные признаки, стороны целого |
Синтез |
Умение объединять отдельные элементы, выделенные в результате анализа |
Сравнение |
Умение устанавливать сходства и различия отдельных объектов |
Обобщение |
Умение объединять предметы и явления по существенным признакам и свойствам |
Классификация |
Умение разделять и объединять объекты по каким-либо основаниям |
Суждение |
Умение отрицать или утверждать связи между предметами и явлениями действительности |
Умозаключение |
Умение выделять из одного или нескольких суждений новое суждение |
Для дальнейшей работы необходимо определить уровни развития указанных мыслительных операций и мыслительного процесса. Результаты этой работы представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Уровни сформированности мыслительных операций и процессов
Уровни
Процесс |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Анализ |
С трудом выделяет части. Требуется очень много времени или совсем не справляется с работой. |
Испытывает трудности при разделении цело го на части, требуется много времени для выделения призна ков. |
Легко и быстро разделяет целое на части, выделяет множество отдельных признаков от целого. |
Синтез |
Не может правильно выделить черты сходства и различия объектов. |
Устанавливает недостаточное кол-во черт сходства и различия объекта. |
Легко устанавливает множество черт сходства и различия объектов. |
Обобщение |
С трудом объединяет предметы и явления или вовсе не справляется. |
В некоторых случаях затрудняется объединить и разделить по основаниям. |
Легко и быстро объединяет объекты по основаниям. |
Суждение |
Нелогичность в собственных рассуждениях, частые логические ошибки. |
Делает логичные выводы, но не «улавливает» логические ошибки в чужих рассуж дениях. |
Легко выделяет необходимые и достаточные признаки, делает правильные вы воды. |
Умозаключение |
Не может выделить нового суждения из двух или нескольких известных. |
С трудом выделяет суждения из известных. |
Легко находит новое выделяемое из ранее пройденного. |
Таким образом, период младшего школьного возраста является наиболее психологически благоприятным для стимуляции и развития простых логических действий. В дальнейшем наличие этой базы позволяет организовать специальную работу по формированию составных логических операций: обучению рассуждениям и доказыванию в среднем школьном звене. Эффективным приемом и средством формирования логического мышления детей младшего школьного возраста является проблемное изложение.