Статья:

Обучение старшеклассников стратегиям ведения дискуссии на французском языке

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шавловская Я.Н., Кулешова А.В. Обучение старшеклассников стратегиям ведения дискуссии на французском языке // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/4/20275 (дата обращения: 24.09.2018).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обучение старшеклассников стратегиям ведения дискуссии на французском языке

Шавловская Яна Николаевна
студент Московского городского педагогического университета, РФ, Москва
Кулешова Анна Васильевна
канд. филол. наук, доц. Московского городского педагогического университета, РФ, Москва

 

В современной методике преподавания иностранных языков особое внимание уделяется процессу многосторонней коммуникации. Этому способствует внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения иностранному языку, построенных на групповом взаимодействии (сотрудничеству). Базовым среди них методов может являться метод дискуссии.

Учебная дискуссия – способ организации совместной учебной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе посредством обсуждения какого-либо спорного вопроса.

Дискуссия нередко отождествляется с полемикой и спором. Однако, в отличие от конфликтности и борьбы мнений, свойственных спору и полемике, дискуссия характеризуется целенаправленностью и стремлению к компромиссу [3]. Таким образом, главной чертой учебной дискуссии является целенаправленный обмен знаниями, мнениями в группе ради поиска истины или истин. Среди основных черт учебной дискуссии выделяют также столкновение различных точек зрения, диалогическая позицию педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях; аргументированность и критичностью мышления.

Дискуссия на занятиях иностранного языка как элемент учебного курса отличается прежде всего своими целями. В первую очередь, учебная дискуссия выполняет обучающую функцию, так как для её участников не столько важно найти решение дискуссионной проблемы, сколько получить определенные навыки и опыт. Вторая функция является развивающей, так как связана с развитием их логических способностей, умений мыслить самостоятельно, аргументировать. Третья функция, воспитательная, заключается в формировании социальной компетенции учащихся [3].

Метод дискуссии представлен множеством модификаций, различающихся между собой способами организации процесса обсуждения (круглый стол, заседание экспертной группы, форму, симпозиум, дебаты, судебное заседание, аквариум).

Для осуществления эффективной педагогической деятельности учителям необходимо учитывать анатомо-физиологические и психические качества и свойства, характерные для определенного периода жизни. Они связаны с характером деятельности человека, особенностями его мышления, кругом интересов и социальными проявления.

Особенности коммуникативного развития старшеклассников показывают, что это этап качественных речевых изменений, приближающий обучающихся к оптимуму их возможностей. Кроме того, на данном возрастном этапе происходит качественное своеобразие речевых возможностей обучающегося, что проявляется в становлении функции перспективной саморегуляции и обобщающей функции, которая связана с выработкой новых значений. Исследуемый школьный возраст отличается также формированием и усовершенствованием таких значимых характеристик, как аргументированность и критичность доказательства. Стоит отметить, что такие характерные черты являются ключевыми при ведении дискуссии. Поэтому именно период старшего школьного возраста мы считаем наиболее благоприятным для обучения ведению дискуссии.

Современные подходы к обучению ведению дискуссии предполагают три этапа её проведения: подготовительный, ход дискуссии и подведение итогов [2; 4; 5].

Среди основных шагов при планировании дискуссии выделяются:

1.  Формулирование проблемной ситуации или темы дискуссии;

2.  Определение её содержания;

3.  Распределение ролей всех участников, в том числе и учителя;

4.  Подготовка основных способов и вопросов для контроля за ходом дискуссии.

Что касается формулирования темы дискуссии, здесь можно привести следующие ориентиры для учителя [2; 4; 5]:

1.  Соответствие темы дидактическим задачам;

2.  Подготовленность самого учителя;

3.  Достаточная зрелость обучающихся для понимания и подробного изучения;

4.  Прогнозируемый интерес учащихся к обсуждению предлагаемой проблемной ситуации;

5.  Отсутствие у обучающихся чрезмерной эмоциональной напряжённости, связанной с данной проблемой;

6.  Формулировка вопроса форматом «за» или «против»;

7.  Включение спорных актуальных вопросов.

Основным условием эффективной дискуссии является наличие определённых базовых знаний по обсуждаемым проблемам. Такой вид работы рекомендуется проводить на более продвинутом этапе изучения языковой темы при наличии обширного словарного запаса, когда обучающиеся имеют возможность привлекать приобретенные ранее знания в качестве аргументов [3].

Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов, так как умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позицию выступающего, активизировать внимание [2].

Обобщённую классификацию вопросов в дискуссии можно представить следующим образом [2; 4; 5]:

1.  Открытые вопросы – «Что вы считаете хорошими условиями для удачной сдачи экзаменов?»

2.  Закрытые вопросы (уточняющиеся) – «Верно ли я поняла, что …»

3.  Наводящие вопросы – «Разве вы не считаете, что это может нам помочь?».

4.  Возвратные вопросы – «Вы сказали, что без дополнительных затрат эти проблемы не решить?».

Педагогическая ценность дискуссии возрастает, если помимо предметного содержания специально осмысливается и сам процесс обсуждения. Требование к подведению итогов – краткость, содержательность, отражение всего аспекта аргументированных мнений. В конце дискуссии общий итог – это не конец размышления над данной проблемой, а ориентир в дальнейших размышлениях, возможный отправной момент для перехода к изучению следующей темы [2; 4; 5].

Таким образом, процесс обучения ведения дискуссии на иностранном языке предполагает выполнение определённых условий на каждом её этапе. Среди ключевых моментов выделяют выбор проблемной ситуации и правильной формулировке темы, проблемного вопроса на подготовительном этапе; процедуру вопросов и ответов, так как они побуждают к поисковому мышлению, активному формированию и критическому осмыслению собственной точки зрения.

С учётом проанализированных современных подходов к обучению ведения дискуссии, мы предлагаем модель «Ролевые дебаты» для проведения дискуссии на уроке французского языка в старшей школе.

Выбор темы и проблемы такого рода дискуссии базируется на возможности для преподавателя подготовить две, подкреплёнными учебными материалами, т.е. аргументируемые расходящиеся позиции, точки зрения.

В выбранном нами учебнике для 11 класса «Manuel de franҫais» авторов Н.В. Елухиной, С.В. Калининой, Б.И. Турчиной представлена тема «Protection de la nature». Мы предлагаем обсудить проблему защиты животных [1]. В качестве проблемного вопроса может служить следующий вариант: A nos jours, faut-il tuer les animaux pour protéger notre vie ou bien pour nous nourrir?

При подготовке к проведению дискуссии мы предлагаем выбрать несколько вопросов:

-     La chasse et la pêche, sont-elles maintenant une nécessité ou bien un hobby?

-     La corrida, faut-il tuer un animal pour divertir les touristes?

-     A-t-on vraiment besion des vêtements de cuir et de fourrure?

-      Le végétarisme, est-ce une mode ou une nécessité?

Если при делении тематик, оказалось, что никто из учащихся не поддерживает одну из противоположных сторон, необходимо в таком случае заменить этот вопрос на другой. В противном случае, не возникнет расхождение мнений, и спор по определённому вопросу не возникнет.

Мы предлагаем распределить следующим образом роли для участников дискуссии:

1. – «Société des chasseurs et de pêcheurs»;

 – «Association contre la chasse et la pêche»;

2. – «Observatoire national des cultures taurines»;

 – «Fédération des luttes pour l’abolitions des corridas»;

3. – «Société de protection des animaux»;

 – «Association professionnelle des producteurs de fourrure»;

4. – «Association végétarienne de France»;

 – «Association amicale des amateurs d'andouillette authentique»

Задачей участников дебатов является убедить членов других ассоциации в своей отстаиваемой позиции. Для этого после выступления представителей от каждой организации должны проводиться дебаты, вопросы в которых могут задавать как сами выступающие друг другу, так и остальные участники по другому вопросу.

Это представляется возможным только при условии, что роли между обучающимися были распределены заранее, чтобы они смогла подготовить соответствующий материал для выступления. Таким образом, в качестве домашнего задания при подготовке к такой модели дискуссии является:

·     Повторить лексический материал урока;

·     Найти статьи по заданной теме и подготовить их анализ;

·     Подготовить аргументированное выступление на 3–4 минуты.

При подведении итогов дискуссии необходимо попросить участников тезисно сформулировать основные аргументы по каждому обсуждённому спорному вопросу: «A votre avis, quels étaient les arguments les plus forts pour chaque question? Et pourquoi pensez-vous ainsi»? Кроме того, можно предложить провести опрос, включающий следующие вопросы: «Avec l’opinion de quelle association opposante êtes-vous d’accord pour chaque question discutée?», «Etiez-vous toujours de cet avis ou bien l’avez-vous changé lors de nos débats?»

 

Список литературы:
1. Елухина Н.В. Французский язык: Учебник для 11 кл. шк. с углубл. изуч. фр. яз. / Н.В Елухина, С.В. Калинина, Б.И. Турчина. – Метод. реком. Н.В. Елухиной. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. – 384 с.
2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических процессах [Текст] / М.В. Кларин. – М.: Арена, 1994. – 216 с.
3. Морозова И.Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов [Текст] / И.Г. Морозова // Иностранные языки. Теория и практика. – 2010. – № 1. – С. 25–35.
4. Скалкин В.Л., Рубинштейн Г.А. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи [Текст] / В.Л. Скалкин, Г.А. Рубинштейн // Иностранные языки в школе: специальный выпуск «Золотые страницы». – 2012. – № 4. – С. 18–25. 
5. Souchet E. Le debat en classe de pemiere [Texte] : memoire professionnelle de professeur stagiaire d'allemand / E. Souchet ; IUFM de Poitou-Charentes. – 2007. – 45 c.