НАСТАВНИЧЕСТВО КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается проблема социальной адаптации детей-сирот после выпуска из учреждений интернатного типа. Таким детям необходима помощь в налаживании и обустройстве собственной самостоятельной жизни. Автор обращает внимание на необходимость организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особый акцент в статье делается на методе наставничества, представленном в работах зарубежных и отечественных специалистов.
Ключевые слова: интернат, воспитанники интернатов, дети-сироты, постинтернатное сопровождение, наставники.
Ежегодно в детские дома и интернаты продолжают попадать сотни детей. Из них во взрослую жизнь идет молодежь, воспитанная государством. Эти дети знают, что такое боль, обида, чувство одиночества. Однако они имеют весьма относительное представление о том, как самому вести домашнее хозяйство, куда обратиться в случае болезни, как распорядиться деньгами и т.п. Подавляющее большинство из них - это дети подросткового и юношеского возраста, дети с недостатками здоровья и инвалидностью. Шансы таких детей, быть устроенными в семейные формы воспитания, слишком малы. Это означает, что наиболее ответственный этап, в течение которого у ребенка формируются все необходимые навыки самостоятельной жизни, активизируется процесс самоопределения, протекает в стенах интернатного учреждения и, несмотря на все старания воспитателей и педагогов, не могут стопроцентно заменить полноценного семейного воспитания. Следовательно, дети зачастую выпускаются неподготовленными к жизни за пределами заведения и не имеют необходимых социальных умений и навыков. Бесспорно, что детям-сиротам, заканчивающим интернатные заведения, необходима помощь в ознакомлении с общественными нормами поведения, в преодолении сложных жизненных ситуаций, в формировании у них качеств ответственной, законопослушной и успешной личности. Для этого необходимо совершенствовать службу постинтернатного сопровождения, внедрять современные технологии и методы подготовки детей к самостоятельной взрослой жизни (с учетом их интересов и потребностей, возрастных, физических особенностей и социальной ситуации развития в целом) с активным вовлечением в эту работу представителей общественных организаций.
Важным процессом, составной частью социально – психологической адаптации детей – сирот является их социализация. Для детей, которые находятся в интернатных заведениях, процесс социализации отличен от того, что происходит в семье.
Агентами социализации для детей-сирот в интернатных учреждениях вместо родителей выступают воспитатели, психологи, социальные работники, сверстники, коллектив учреждения. Жизнь таких детей в интернатных заведениях жестко регламентирована (когда просыпаться, когда спать, есть, учиться, играть), что не позволяет в определенной степени проявлять ребенку свои индивидуальные особенности.
Уходя из школы-интерната, юноши и девушки лишаются привычного для них особого способа организации в заведении. Они испытывают повышенное беспокойство и страх перед неизвестным. В первую очередь, их пугает неизбежное знакомство с реальной жизнью. Молодые люди становятся беспомощными в, казалось бы, привычных для нас вопросах: что делать в свободное время, где и что нужно покупать, как тратить деньги, где платить за коммунальные услуги и прочее. Но самое коварное то, что, проживая в интернате, дети не получают семейного опыта, передаваемого из поколения в поколение; отсутствие семейного тепла, ласки делает детей не способными любить, испытывать привязанность к близким.
Они не готовы воспринимать себя, самостоятельно работать и получать удовольствие от своих достижений. Но самое страшное это неумение строить межличностные отношения: с одной стороны, детям не хватает доверия к людям, а с другой – они легко поддаются воздействию, требуют повышенного внимания, однако сами остаются эмоционально "глухими" к чувствам других людей. Они замыкаются в себе, враждебно относятся к окружающему миру, в результате чего адаптироваться в общине им невероятно сложно.
Часто такие дети становятся замкнутыми, необщительными, иногда это может перерасти в агрессию, раздражительность, нервные срывы. Дети, живущие на полном содержании государства, чаще всего занимают позиции иждивенцев ("дайте", "мне должны"), они не учатся отвечать за свои поступки.
Важнейшей проблемой воспитанников детских домов и интернатов является отсутствие ласки и любви, которую они могли бы получить от своих близких, родителей. Дети оказываются один на один со своими проблемами без необходимой поддержки со стороны окружающих. Им в данный период времени нужен такой человек, примеру которого они могли бы последовать, научиться самостоятельно принимать важные решения, формулировать свои дальнейшие цели.
Одной из особенностей организации жизнедеятельности в государственном учреждении опеки является интеграция всех служб дома (социальной, психологической, педагогической, медицинской, хозяйственной) в единую систему. «Основная цель социальной адаптации - помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработать у воспитанников достаточный уровень самостоятельности принятия решений и выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций» [3, с. 196].
К сожалению, среда интернатного учреждения не способствует формированию у ребенка-сироты способности выстраивать отношения с окружающими, что представляет угрозу для создания собственной семьи.
Руководители школ-интернатов не отрицают факт систематического попадания на воспитание в свои учреждения детей бывших выпускниц. Таким образом, для того чтобы такие молодые люди чувствовали себя полноценными гражданами и не потерялись в бурном водовороте жизни, им необходимо надежное плечо товарища, друга, значимого человека, с которым могут быть установлены доверительные отношения. Таким человеком для ребенка, лишенного родительской опеки, может быть наставник.
Наставничество, как один из методов социальной работы в организации постинтернатного сопровождения, практикуется во многих странах мира. Наставник помогает ребенку, являющемуся воспитанником государственного учреждения опеки, в усвоении норм, моделей поведения, принятых в обществе, способствуя таким образом его дальнейшей адаптации к самостоятельной жизни в социуме. Наставничество как форма социально-психологической адаптации воспитанников интернатных учреждений не является новым явлением в практике работы с детьми-сиротами, однако достаточного внимания со стороны ученых этот феномен еще не получил. Современные подходы в этом направлении представлены в основном исследованиями зарубежных авторов (Бозман Б., Одиорн Дж. С., Фархан М., Финни М.К. и др.). Труды отечественных ученых посвящены историческим истокам наставничества (Байдарова Е.А., Гаврилов Н.В., Модзалевский Л.М. и др.); вопросам практической подготовки наставников в сфере профессионального обучения, университетского образования, а также в сфере социальной работы с уязвимыми категориями населения (Алтынцева О.М., Деткова И.В., Ковалева Н.В., Леонтьева О.В., и др.); оценке потребностей ребенка в сложных жизненных обстоятельствах, реинтеграции детей-сирот (Безпалько О.В., Зверева И.В. Д., Кияница З.П., Кузьминский В. А., Петрочко Ж.В.); в некоторых из них освещаются вопросы организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и указывается ведущая роль наставника для детей-сирот (Алтынцева О.М., Баранова И.Т., Бондаренко З.П., Залыгина Н.А., Лаврович А. Г.).
Феномен наставничества возник и получил свое развитие в рамках групповой деятельности людей. «Таким образом, уже в древних бесписьменных сообществах сформировались примитивные (по сравнению с современными) школы, где молодые люди получали не только образование (запоминание мифов, загадок), но и духовное воспитание (приобретение полезных навыков, необходимых для того, чтобы выдерживать испытания, обрести чувство самодисциплины и мужского братства для юношей и понимание семейных обязанностей для девушек)» [2, с. 265].
В России широко распространена практика наставничества, понимаемая как гостевой режим, семья выходного дня для детей, находящихся в заведениях опеки. Такой вид работы с детьми-сиротами позволяет им не просто выйти за территорию учреждения, но и шагнуть за пределы норм воспитания, созданные системой данного учреждения, почувствовать атмосферу полноценной семьи, понять распределение ролей и обязанностей среди её членов, получить навыки по ведению хозяйства и общению со взрослыми и другими детьми в семье.
С 01.09.2015 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 24.05.2014г. №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно этому Постановлению «постинтернатное сопровождение выпускников должно осуществляться в названных организациях до достижения ими 23-летнего возраста» [5] «В связи с этим внесены изменения в систему работы интернатов и детских домов: разработка положения о постинтернатном сопровождении выпускников, создание банка данных выпускников, не достигших 23-летнего возраста, и закрепление за ними специалистов-наставников» [4, с. 100].
Наставничество подразумевает появление в жизни ребёнка-сироты старшего влиятельного товарища, мудрого друга, развитие доверительных, выстроенных на диалоге уважительных отношений, где обе стороны (выпускник и наставник) чувствовали себя на равных. Целью таких отношений является воспитание и развитие подопечного для его успешной социализации и выработки умения управлять своей жизнью и решать личные проблемы самостоятельно. Этот процесс предполагает значительные временные затраты, чёткого определения целенаправленности взаимоотношений и понимания ответственности с обеих сторон. При этом к наставнику предъявляются особые требования. Ведь в основании наставничества лежит принцип служения, сосредоточенность на развитии другого, без ожидания награды. Он должен обладать большим опытом, чем воспитанник; способностью слышать и обсуждать проблемы; умением задавать нужные вопросы, чтобы натолкнуть ребёнка на принятие правильного решения; умением давать четкую конструктивную, не порицающую, оценку действий наставляемого; талантом создать условия для того, чтобы воспитанник смог увидеть и оценить сложившуюся ситуацию с различных точек зрения и принять правильное решение.
Роль наставника в жизни ребенка-сироты является первостепенной и заключается в обеспечении поддержки и создании условий для развития ребенка, его мотивации к успешной жизнедеятельности; формировании доверительных отношений с ребенком, а также стимулировании его к правильному жизненному выбору.
Наставник – это тот человек, который протягивает сироте руку для опоры и поддержки во внешнем, незнакомом и поэтому пугающем мире взрослых, дает ему шанс найти себя в этом мире, готовит подростка к самостоятельной жизни. Эксперты утверждают, что наставники необходимы примерно 70% сирот (именно такое количество сирот в возрасте от 12 до 17 лет воспитывается сегодня в интернатных заведениях). Дети этого возраста имеют мало шансов попасть в семьи, а подростку рядом нужен взрослый, который поможет ему раскрыться как личности.
Наставник помогает подростку сформировать "модель поведения", даёт советы по поводу того, как строить отношения с людьми. Наставник – это тот человек, которому подросток доверяет, который может дать ребенку чувство безопасности и принятие самого себя таким, какой он есть. Наставник может показать ребенку его сильные стороны, укрепить его веру в себя, выявить у него те способности, о которых ребенок не подозревал и таким образом настроить ребенка на выбор профессии. Главная задача наставника – прежде всего, построить доверительные отношения, снять внутреннее напряжение у сироты и в то же время не «выгореть» эмоционально, остаться рядом с этим подростком. Вместе с тем, потенциал наставника может быть полностью реализован только при максимальном «приближении» к своему подопечному.
Индивидуальное наставничество представляет собой технологию, обладающую большим социальным и педагогическим потенциалом. Применение данной формы работы с ребенком-сиротой позволяет эффективно решать проблему социальной адаптации к ней в обществе. «Совместная деятельность детей-сирот и их наставников способствует постепенному повышению уровня самостоятельности и ответственности, уменьшению чувства одиночества, успешной интеграции его в общество» [1, с. 19] с высоким уровнем защитных адаптационных характеристик.
В постинтернатный период наставничество может проходить по нескольким направлениям:
1). Наставничество со стороны педагогов и специалистов учреждения интернатного типа, выпускником которого является ребёнок;
2). Наставническая деятельность специалистов по социальной работе местного Центра социального обслуживания населения;
3). Наставничество со стороны родственников и соседей по месту проживания выпускника;
4). Наставничество по месту учёбы или работы выпускника.
Ведущими формами организации наставничества специалистами постинтернатного сопровождения в первые годы самостоятельной взрослой жизни выпускников могут быть: встречи, консультирование по телефону, переписка, правовая поддержка, профориентация, помощь в учёбе и трудоустройстве, оказание психологической помощи, организация досуга, посещение наставником выпускника по месту жительства с целью оценки условий проживания и организации домашней хозяйственной деятельности и т.д.
Для эффективного налаживания контакта и продуктивного общения с подопечным наставник должен обладать определёнными качествами и способностями, например, такими как: интуиция, гибкость мышления, коммуникабельность, терпеливость, толерантность, эмоциональная устойчивость.
Наиболее ответственным этапом в реализации наставничества как формы социально-психологической адаптации детей-сирот и подготовки их к жизни в социуме, безусловно, является формирование пары «наставник – ребенок» и его сопровождение профессиональными психологами и социальными работниками Центра социальных служб. В работе по созданию пары следует использовать психодиагностический инструментарий, обеспечивающий выявление объективного профиля наставника и подопечного. Немаловажен личностный подход к подростку. Наставник должен любить детей, понимать, принимать их такими, какие они есть, и стремиться максимально помочь им в адаптации к самостоятельной взрослой жизни.
Многогранность и разнообразие форм наставничества, как метода постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывает на его большой потенциал. Дальнейшее его изучение, разработка и внедрение в работу социальных служб поможет в решении проблемы социализации подростков-выпускников учреждений интернатного типа. Взаимодействие детей-сирот и их наставников постепенно позволит достичь качественных изменений в жизни несовершеннолетних путём изменения их социального статуса, повышения уровня самооценки, самостоятельности и ответственности, снижению вероятности развития девиантного поведения, и будет способствовать их успешной интеграции в обществе.