Статья:

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Степина К.А. НАСТАВНИЧЕСТВО КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 9(188). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/188/106877 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Степина Ксения Андреевна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула
Гревцова Екатерина Владимировна
научный руководитель, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема социальной адаптации детей-сирот после выпуска из учреждений интернатного типа. Таким детям необходима помощь в налаживании и обустройстве собственной самостоятельной жизни. Автор обращает внимание на необходимость организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особый акцент в статье делается на методе наставничества, представленном в работах зарубежных и отечественных специалистов.

 

Ключевые слова: интернат, воспитанники интернатов, дети-сироты, постинтернатное сопровождение, наставники.

 

Ежегодно в детские дома и интернаты продолжают попадать сотни детей. Из них во взрослую жизнь идет молодежь, воспитанная государством. Эти дети знают, что такое боль, обида, чувство одиночества. Однако они имеют весьма относительное представление о том, как самому вести домашнее хозяйство, куда обратиться в случае болезни, как распорядиться деньгами и т.п. Подавляющее большинство из них - это дети подросткового и юношеского возраста, дети с недостатками здоровья и инвалидностью. Шансы таких детей, быть устроенными в семейные формы воспитания, слишком малы. Это означает, что наиболее ответственный этап, в течение которого у ребенка формируются все необходимые навыки самостоятельной жизни, активизируется процесс самоопределения, протекает в стенах интернатного учреждения и, несмотря на все старания воспитателей и педагогов, не могут стопроцентно заменить полноценного семейного воспитания. Следовательно, дети зачастую выпускаются неподготовленными к жизни за пределами заведения и не имеют необходимых социальных умений и навыков. Бесспорно, что детям-сиротам, заканчивающим интернатные заведения, необходима помощь в ознакомлении с общественными нормами поведения, в преодолении сложных жизненных ситуаций,  в формировании у них качеств ответственной, законопослушной и успешной личности. Для этого необходимо совершенствовать службу постинтернатного сопровождения, внедрять современные технологии и методы подготовки детей к самостоятельной взрослой жизни (с учетом их интересов и потребностей,   возрастных, физических особенностей и социальной ситуации развития в целом) с активным вовлечением в эту работу представителей общественных организаций.

Важным процессом, составной частью социально – психологической адаптации детей – сирот является их социализация. Для детей, которые находятся в интернатных заведениях, процесс социализации отличен от того, что происходит в семье.

Агентами социализации для детей-сирот в интернатных учреждениях вместо родителей выступают воспитатели, психологи, социальные работники, сверстники, коллектив учреждения. Жизнь таких детей в интернатных заведениях жестко регламентирована (когда просыпаться, когда спать, есть, учиться, играть), что не позволяет в определенной степени проявлять ребенку свои индивидуальные особенности.

Уходя из школы-интерната, юноши и девушки лишаются привычного для них особого способа организации в заведении. Они испытывают повышенное беспокойство и страх перед неизвестным. В первую очередь, их пугает неизбежное знакомство с реальной жизнью. Молодые люди становятся беспомощными в, казалось бы, привычных для нас вопросах: что делать в свободное время, где и что нужно покупать, как тратить деньги, где платить за коммунальные услуги и прочее. Но самое коварное то, что, проживая в интернате, дети не получают семейного опыта, передаваемого из поколения в поколение; отсутствие семейного тепла, ласки делает детей не способными любить, испытывать привязанность к близким.

Они не готовы воспринимать себя, самостоятельно работать и получать удовольствие от своих достижений. Но самое страшное это неумение строить межличностные отношения: с одной стороны, детям не хватает доверия к людям, а с другой – они легко поддаются воздействию, требуют повышенного внимания, однако сами остаются эмоционально "глухими" к чувствам других людей. Они замыкаются в себе, враждебно относятся к окружающему миру, в результате чего адаптироваться в общине им невероятно сложно.

Часто такие дети становятся замкнутыми, необщительными, иногда это может перерасти в агрессию, раздражительность, нервные срывы. Дети, живущие на полном содержании государства, чаще всего занимают позиции иждивенцев ("дайте", "мне должны"), они не учатся отвечать за свои поступки.

Важнейшей проблемой воспитанников детских домов и интернатов является отсутствие ласки и любви, которую они могли бы получить от своих близких, родителей. Дети оказываются один на один со своими проблемами без необходимой поддержки со стороны окружающих. Им в данный период времени нужен такой человек, примеру которого они могли бы последовать, научиться самостоятельно принимать важные решения, формулировать свои дальнейшие цели.

Одной из особенностей организации жизнедеятельности в государственном учреждении опеки является интеграция всех служб дома (социальной, психологической, педагогической, медицинской, хозяйственной) в единую систему. «Основная цель социальной адаптации - помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработать у воспитанников достаточный уровень самостоятельности принятия решений и выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций» [3, с. 196].

К сожалению, среда интернатного учреждения не способствует формированию у ребенка-сироты способности выстраивать отношения с окружающими, что представляет угрозу для создания собственной семьи.

Руководители школ-интернатов не отрицают факт систематического попадания на воспитание в свои учреждения детей бывших выпускниц. Таким образом, для того чтобы такие молодые люди чувствовали себя полноценными гражданами и не потерялись в бурном водовороте жизни, им необходимо надежное плечо товарища, друга, значимого человека, с которым могут быть установлены доверительные отношения. Таким человеком для ребенка, лишенного родительской опеки, может быть наставник.

Наставничество, как один из методов социальной работы в организации постинтернатного сопровождения, практикуется во многих странах мира. Наставник помогает ребенку, являющемуся воспитанником государственного учреждения опеки, в усвоении норм, моделей поведения, принятых в обществе, способствуя таким образом его дальнейшей адаптации к самостоятельной жизни в социуме. Наставничество как форма социально-психологической адаптации воспитанников интернатных учреждений не является новым явлением в практике работы с детьми-сиротами, однако достаточного внимания со стороны ученых этот феномен еще не получил. Современные подходы в этом направлении представлены в основном исследованиями зарубежных авторов (Бозман Б., Одиорн Дж. С., Фархан М., Финни М.К. и др.). Труды отечественных ученых посвящены историческим истокам наставничества (Байдарова Е.А., Гаврилов Н.В., Модзалевский Л.М. и др.); вопросам практической подготовки наставников в сфере профессионального обучения, университетского образования, а также в сфере социальной работы с уязвимыми категориями населения (Алтынцева О.М., Деткова И.В., Ковалева Н.В., Леонтьева О.В., и др.); оценке потребностей ребенка в сложных жизненных обстоятельствах, реинтеграции детей-сирот (Безпалько О.В., Зверева И.В. Д., Кияница З.П., Кузьминский В. А., Петрочко Ж.В.); в некоторых из них освещаются вопросы организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и указывается ведущая роль наставника для детей-сирот (Алтынцева О.М., Баранова И.Т., Бондаренко З.П., Залыгина Н.А., Лаврович А. Г.).

Феномен наставничества возник и получил свое развитие в рамках групповой деятельности людей. «Таким образом, уже в древних бесписьменных сообществах сформировались примитивные (по сравнению с современными) школы, где молодые люди получали не только образование (запоминание мифов, загадок), но и духовное воспитание (приобретение полезных навыков, необходимых для того, чтобы выдерживать испытания, обрести чувство самодисциплины и мужского братства для юношей и понимание семейных обязанностей для девушек)» [2, с. 265].

В России широко распространена практика наставничества, понимаемая как гостевой режим, семья выходного дня для детей, находящихся в заведениях опеки. Такой вид работы с детьми-сиротами позволяет им не просто выйти за территорию учреждения, но и шагнуть за пределы норм воспитания, созданные системой данного учреждения, почувствовать атмосферу полноценной семьи, понять распределение ролей и обязанностей среди её членов, получить навыки по ведению хозяйства и общению со взрослыми и другими детьми в семье.

С 01.09.2015 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 24.05.2014г. №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно этому Постановлению «постинтернатное сопровождение выпускников должно осуществляться в названных организациях до достижения ими 23-летнего возраста» [5] «В связи с этим внесены изменения в систему работы интернатов и детских домов: разработка положения о постинтернатном сопровождении выпускников, создание  банка данных выпускников, не достигших 23-летнего возраста, и закрепление за ними специалистов-наставников» [4, с. 100].

Наставничество подразумевает появление в жизни ребёнка-сироты старшего влиятельного товарища, мудрого друга, развитие доверительных, выстроенных на диалоге уважительных отношений, где обе стороны (выпускник и наставник) чувствовали себя на равных. Целью таких отношений является воспитание и развитие подопечного для его успешной социализации и выработки умения управлять своей жизнью и решать личные проблемы самостоятельно. Этот процесс предполагает значительные временные затраты, чёткого определения целенаправленности взаимоотношений и понимания ответственности с обеих сторон. При этом к наставнику предъявляются особые требования. Ведь в основании наставничества лежит  принцип служения, сосредоточенность на развитии другого, без ожидания   награды. Он должен обладать большим опытом, чем воспитанник; способностью слышать и обсуждать проблемы; умением задавать нужные вопросы, чтобы натолкнуть ребёнка на принятие правильного решения; умением давать четкую конструктивную, не порицающую, оценку действий наставляемого; талантом создать условия для того, чтобы воспитанник смог увидеть и оценить сложившуюся ситуацию с различных точек зрения и принять правильное решение.  

Роль наставника в жизни ребенка-сироты является первостепенной и заключается в обеспечении поддержки и создании условий для развития ребенка, его мотивации к успешной жизнедеятельности; формировании доверительных отношений с ребенком, а также стимулировании его к правильному жизненному выбору.

Наставник – это тот человек, который протягивает сироте руку для опоры и поддержки во внешнем, незнакомом и поэтому пугающем  мире взрослых, дает ему шанс найти себя в этом мире, готовит подростка к самостоятельной жизни. Эксперты утверждают, что наставники необходимы примерно 70% сирот (именно такое количество сирот в возрасте от 12 до 17 лет воспитывается сегодня в интернатных заведениях). Дети этого возраста имеют мало шансов попасть в семьи, а подростку рядом нужен взрослый, который поможет ему раскрыться как личности.

Наставник помогает подростку сформировать "модель поведения", даёт советы по поводу того, как строить отношения с людьми. Наставник – это тот человек, которому подросток доверяет, который может дать ребенку чувство безопасности и принятие самого себя таким, какой он есть. Наставник может показать ребенку его сильные стороны, укрепить его веру в себя, выявить у него те способности, о которых ребенок не подозревал и таким образом настроить ребенка на выбор профессии. Главная задача наставника – прежде всего, построить доверительные отношения, снять внутреннее напряжение у сироты и в то же время не «выгореть» эмоционально, остаться рядом с этим подростком. Вместе с тем, потенциал наставника может быть полностью реализован только при максимальном «приближении» к своему подопечному.

Индивидуальное наставничество представляет собой технологию, обладающую большим социальным и педагогическим потенциалом. Применение данной формы работы с ребенком-сиротой позволяет эффективно решать проблему социальной адаптации к ней в обществе. «Совместная деятельность детей-сирот и их наставников способствует постепенному повышению уровня самостоятельности и ответственности, уменьшению чувства одиночества, успешной интеграции его в общество» [1, с. 19] с высоким уровнем защитных адаптационных характеристик.

В постинтернатный период наставничество может проходить по нескольким направлениям:

1). Наставничество со стороны педагогов и специалистов учреждения интернатного типа, выпускником которого является ребёнок;

2). Наставническая деятельность  специалистов по социальной работе местного Центра социального обслуживания населения;

3). Наставничество со стороны родственников и соседей по месту проживания выпускника;

4). Наставничество по месту учёбы или работы выпускника.

Ведущими формами организации наставничества специалистами постинтернатного сопровождения в первые годы самостоятельной взрослой жизни выпускников могут быть: встречи, консультирование по телефону, переписка, правовая поддержка, профориентация, помощь в учёбе и трудоустройстве, оказание психологической помощи, организация досуга, посещение наставником выпускника по месту жительства с целью оценки условий проживания и организации домашней хозяйственной деятельности и т.д.

Для эффективного налаживания контакта и продуктивного общения с подопечным наставник должен обладать определёнными качествами и способностями, например, такими как: интуиция, гибкость мышления, коммуникабельность, терпеливость, толерантность, эмоциональная устойчивость. 

Наиболее ответственным этапом в реализации наставничества как формы социально-психологической адаптации детей-сирот и подготовки их к жизни в социуме, безусловно, является формирование пары «наставник – ребенок» и его сопровождение профессиональными психологами и социальными работниками Центра социальных служб. В работе по созданию пары следует использовать психодиагностический инструментарий, обеспечивающий выявление объективного профиля наставника и подопечного. Немаловажен личностный подход к подростку. Наставник должен любить детей, понимать, принимать их такими, какие они есть, и стремиться максимально помочь им в адаптации к самостоятельной взрослой жизни.

Многогранность и разнообразие форм наставничества, как метода постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывает на его большой потенциал.  Дальнейшее его изучение, разработка и внедрение в работу социальных служб  поможет в решении проблемы социализации подростков-выпускников учреждений интернатного типа. Взаимодействие детей-сирот и их наставников постепенно позволит достичь качественных изменений в жизни несовершеннолетних путём изменения их социального статуса, повышения уровня самооценки, самостоятельности и ответственности, снижению вероятности развития девиантного поведения, и будет способствовать их успешной интеграции в обществе.

 

Список литературы:
1. Алтынцева Е. Н. Наставничество как технология постинтернатного сопровождения детей-сирот / Е.Н. Алтынцева // Адукацыя і выхаванне–2014.–№2.–С.13–19.
2. Долгушева, А.Н., Кадневский, В.М., Сергиенко, Е.И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность [Текст] / А.Н. Долгушева, В.М. Кадневский, Е.И. Сергиенко // Вестник Омского университета. – 2013. – №4. – С. 264-268.
3. Медяник, О. А. Взаимодействие воспитателя с особым ребёнком и его родителями / О. А. Медяник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 196-198. 
4. Овдина, А. Г. Социально-профессиональная адаптация детей-сирот: проблемы и пути решения / А. Г. Овдина, Т. В. Гольцвард, Н. А. Серова // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 3 (27). — С. 96–103
5. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/499097436