Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ К НАРУШИТЕЛЯМ ГРАНИЦЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Романюк А.В. ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ К НАРУШИТЕЛЯМ ГРАНИЦЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 10(189). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/189/107056 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ К НАРУШИТЕЛЯМ ГРАНИЦЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Романюк Анастасия Викторовна
студент, Кафедра уголовного права и процесса, Тюменский государственный университет институт государства и права, РФ, г. Тюмень
Сахно А. В
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Кафедра уголовного права и процесса, Тюменский государственный университет институт государства и права, РФ, г. Тюмень

 

Аннотация. Актуальность данной темы заключается в том, что применении оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве является очень важным условием развития безопасности государства. Следует рассмотреть достоинства и недостатки нормативно-правовых актов и их применение. Условия и порядок действия российской военной авиации против самолётов-нарушителей воздушного пространства уточняются, конкретизируются. Большое внимание заостряется на нормативно-правовых актах их конкретизации и применении. В данной статье рассмотрим все вышеперечисленные вопросы и прийдем к определенному заключению.

 

ВВЕДЕНИЕ

Одно из направлений деятельности органов власти – это оборона страны. Она представляет собой сложную и многогранную деятельность, куда входит, помимо прочего, защита Государственной границы Российской Федерации (далее – граница России), в том числе воздушных.

Важную роль в защите интересов страны играет военная авиация. Согласно статистике, которую приводят И.С. Кожин и А.Н. Малый, в период с ноября 2016 по январь 2017 г. корабельная авиация поразила треть от общего числа целей, поражённых российской армией на территории Сирии. Очевидно, что авиация вносит существенный вклад в выполнение боевых задач [1, с. 52].

В Российской Федерации, стране с крайне протяжёнными воздушными границами, нередко происходят случаи вторжения в её воздушное пространство. Например, в августе 2020 г. в нейтральных водах Балтийского моря были перехвачены три самолёта-разведчика НАТО, которые стремительно приближались к границе России. Российский истребитель «Су-27» перехватил их и вынудил развернуться [2].

Этот и другие подобные случаи наглядно свидетельствуют о том, что правовое регулирование действий российской авиации в случае нарушения границ в воздушном пространстве – крайне важный и актуальный вопрос. Ведь нарушить границу России в воздушном пространстве могут не только военные воздушные силы, но и гражданская авиация, например, если самолёт с гражданами на борту был захвачен террористами.

В этой связи путём принятия Постановления Правительства России от 22 февраля 2020 г. № 201 были увтерждены новые Правила применения оружия и боевой техники при охране российской границы в воздушном пространстве (далее – Правила применения оружия) [3]. Следовательно, нормативная база в исследуемой области совершенствуется, что предопределяет необходимость изучить её, выявить достоинства и недостатки и на основании этого предложить пути развития нормативного регулирования в данной сфере.

Цель научно-исследовательской работы – исследовать особенности и проблемы правового регулирования применения оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве.

Задачи научно-исследовательской работы:

1) проанализировать современное законодательство о применении оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве;

2) изучить проблемы законодательства о применении оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве и предложить возможные направления его развития.

1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ ОРУЖИЯ К НАРУШИТЕЛЯМ ГРАНИЦЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Современное российское законодательство регулирует условия и порядок применения оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве. В первую очередь следует отметить нормы, которые содержатся в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон «О Государственной границе России»). Согласно названному закону, пограничные силы и войска России наделены правом применения оружия и боевой техники, чтобы отразить вооружённое вторжение на территорию страны, а также для других целей. Например, чтобы предотвратить угон воздушного судна, но без пассажиров (абз. 1 ст. 35) [4].

Пристальное внимание отводится правилам, которые касаются применения вооружения в отношении транспортных средств с пассажирами, т.е. с мирными жителями, а не военными. Согласно абз. 6 ст. 35 Закона «О Государственной границе России», против таких транспортных средств применять вооружение нельзя.

Для приведённых норм характерно то, что они являются бланкетными: в абз. 7 ст. 35 вышеназванного Закона указывается, что порядок применения оружия и боевой техники определяется Правительством России. Подобное является оправданным, потому что такой порядок должен быть, во-первых, максимально подробным и однозначным. Во-вторых, он не может быть единым для всех видов и родов войск – различные правила предусмотрены для применения вооружения против нарушителей водных, сухопутных и воздушных границ.

Что касается последних, то, как было отмечено ранее, был принят специальный нормативно-правовой акт – Правила применения оружия. Согласно этим Правилам, вооружённые силы России вправе применять оружие против гражданских самолётов, если они проникли в воздушное пространство страны, но только в исключительных случаях и если на борту нет пассажиров или заложников. Гражданский самолёт, нарушивший воздушное пространство, должны настигнуть самолеты российской военной авиации, которые должны сперва вынудить самолёт-нарушитель покинуть воздушное пространство России, а в случае неудачи – принудить к посадке или вытеснить.

Следует отметить, что при наличии сведений о нахождении на борту самолёта-нарушителя заложников, оно должно быть посажено на специально установленные для этого аэродромы. Если заложников нет, то по нему может быть открыт огонь.

Ранее действовали в целом аналогичные правила, которые были предусмотрены в Постановлении Правительства России № 977 от 19 августа 1994 г. «О порядке применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы РФ в воздушном пространстве» [5]. Однако можно отметить некоторые отличия. Так, в новых правилах было уточнено, что дежурные силы военной авиации России поднимаются в воздух, если было обнаружено неопознанное воздушное судно – оно должно приблизиться в сторону границы России на расстояние 50 км (100 км – для Южного и Восточного военных округов).

Таким образом, современное законодательство о применении оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве претерпевает изменения: условия и порядок действия российской военной авиации против самолётов-нарушителей воздушного пространства уточняются, конкретизируются.

2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О ПРИМЕНЕНИИ ОРУЖИЯ К НАРУШИТЕЛЯМ ГРАНИЦЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Следует рассмотреть достоинства и недостатки нормативно-правовых актов, обзор которых был дан ранее. Во-первых, следует отметить, что Правила применения оружия согласуются с положениями международного права. Более того, они конкретизируют их в той степени, в какой это необходимо для их применения. Речь идёт о Конвенции о международной гражданской авиации от 1944 г. (так называемая «Чикагская конвенция»). Согласно ст. 3 названной Конвенции, государства должны воздерживаться от применения оружия против гражданских воздушных судов [6]. Подобное совпадает с ст. 35 Закона «О Государственной границе России».

Во-вторых, новые Правила применения оружия стали более точными и конкретными. Это, как отмечает депутат Госдумы А. Шерин, является «нормальной практикой», потому что в прошлом имели место внештатные ситуации, и ранее действовавшие правила не содержали достаточных условий и правил применении оружия к нарушителям воздушной границы [7].

Теперь следует обратиться к недостаткам исследуемого законодательства. Во-первых, нужно отметить, что сам факт внесения изменения в подобные правила, несомненно, влияет на деятельность российской военной авиации, используемой для перехвата нарушителей воздушных границ. Как правило, сами военные, на которые эти правила направлены, негативно относятся к такого рода изменениям, особенно частым.

Подобное имело место, когда стало известно о создании единого регламента действий авиации против кораблей-нарушителей границы России. В этой связи экс-заместитель председателя Научно-технического комитета Военно-воздушных сил полковник С. Волков отметил, что текущая нормативная база является достаточной. Кроме того, именно по ней долгое время военные отрабатывали свои манёвры [8].

Сказанное можно отнести и к действиям авиации против нарушителей воздушных границ. Следовательно, для Правил применения оружия крайне важно, чтобы они были стабильными.

Во-вторых, Правила применения оружия делают явный упор на регулирование действий в отношении воздушных судов. Это, с одной стороны, закономерно, так как именно они преимущественно и являются нарушителями воздушных границ. С другой стороны, стремительное развитие военных технологий объективно требует расширения сферы действия исследуемых правил либо их пересмотра.

Речь идёт о том, что вторжение в воздушное пространство России может быть осуществлено не только воздушными судами, а, например, путём использования летательных дронов (квадрокоптеров). Сейчас летательные дроны активно используются в военных действиях. Например, с 2018 г. на российские военные базы в Сирии регулярно нападают беспилотные бомбардировщики террористов. Пока что главное средство противодействия им – это комплексы противовоздушной обороны (ПВО) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Практика использования боевых самолётов против дронов на текущий момент неизвестна [9; 10, с. 151].

Однако уже сейчас начинается подготовка военных лётчиков, чтобы обучить их противодействовать летательным дронам и иным беспилотным летательным аппаратам. Обнаружение и уничтожение дронов будут регулярно отрабатываться на военных учениях – при проведении экипажами лётно-тактических маневров станут обязательными боевые стрельбы по мишеням, имитирующим малоразмерные летательные аппараты. Также начинается разработка новых типов боеприпасов, предназначенных для уничтожения квадрокоптеров [9].

Следовательно, в ближайшем будущем следует ожидать случаев, когда воздушное пространство России будет нарушаться квадрокоптерами. Значит, уже сейчас нужна разработка нормативно-правового регулирования применения воздушной военной техники против них.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, современное законодательство России о применении оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве претерпевает изменения. Они заключаются в том, что условия и порядок действия российской военной авиации против самолётов-нарушителей воздушного пространства уточняются, конкретизируются.

С одной стороны, это следует считать положительной тенденцией. Потому что это согласуется с положениями международного права, и они конкретизируются в той степени, в какой это необходимо для их применения. Во-вторых, потому что правила применения оружия стали более точными и конкретными, что снижает риск возникновения внештатных ситуаций.

С другой стороны, сам факт внесения изменения в подобные правила влияет на деятельность российской военной авиации: военным приходится подстраиваться под них и отказываться от выработанной практики. Для правил применения оружия против нарушителей воздушных границ крайне важно, чтобы они являлись стабильными. Кроме того, законодательные изменения не в полной мере учитывают стремительное развитие военных технологий.

Можно сделать предположение о том, что ближайшем будущем следует ожидать случаев, когда воздушное пространство страны будет нарушаться квадрокоптерами и другими малыми беспилотными летательными аппаратами. В связи с этим видится целесообразным начать разработку нормативно-правового регулирования применения воздушной военной техники против них, учитывая специфику перечисленных летательных аппаратов: маленькие размеры, низкая высота полёта, возможность избегать средства ПВО и т.п.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующий прогноз: в будущем правовое регулирование применения оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве претерпит изменения, направленные в первую очередь на противодействие летательным дронам.

 

Список литературы:
1. Кожин И.С. Роль морской авиации в вооруженной борьбе на море в современных условиях / И.С. Кожин, А.Н. Малый // Военная мысль. – 2021. – № 3. – С. 49-57.
2. Истребитель Су-27 поднимался на перехват самолетов-разведчиков НАТО над Балтикой [Электронный ресурс] // ТАСС, информационное агентство. – Режим доступа: https://tass.ru/armiya-i-opk/9319139 (дата обращения: 19.12.2021).
3. О порядке применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве : постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 г. № 201 // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 9. – Ст. 1201.
4. О Государственной границе Российской Федерации : Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I : в ред. от 22 июня 2021 г. // Российская газета. – 1993. – № 4.
5. О порядке применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве : Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. № 977 : утратил силу // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 43. – Ст. 4982.
6. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. – Доступ из СПС «Кодекс». – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1902240 (дата обращения: 19.12.2021).
7. Шерин объяснил важность новых правил применения оружия против гражданских самолетов [Электронный ресурс] // Федеральное агентство новостей. – Режим доступа: https://riafan.ru/1254091-sherin-obyasnil-vazhnost-novykh-pravil-primeneniya-oruzhiya-protiv-grazhdanskikh-samoletov (дата обращения: 19.12.2021).
8. Ходаренок М. Военные раскритиковали идею об изменении правил применения оружия по кораблям-нарушителям [Электронный ресурс] // «Газета.Ру». – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/army/2021/06/25/13673570.shtml (дата обращения: 20.12.2021).
9. Захват дрона: военных летчиков обучат уничтожать беспилотники [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал «Aviation EХplorer». – Режим доступа: https://www.aex.ru/fdocs/1/2020/6/1/31408/ (дата обращения: 20.12.2021).
10. Галкин Д.В. Борьба с беспилотными летательными аппаратами: методы и средства иностранных армий / Д.В. Галкин, А.В. Степанов // Военная мысль. – 2021. – № 6. – С. 142-151.