ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье представлена структура психологической готовности будущих педагогов начального образования к работе с обучающимися в условиях образовательной инклюзии, которая подразумевает наличие мотивационно-ценностного компонента, предполагающего формирование у педагога новой ценности – перехода от натурального отношения к ребенку к опосредованному социокультурному отношению к нему.
Abstract. The article presents the structure of psychological readiness of future primary education teachers to work with students in the conditions of educational inclusion, which implies the presence of a motivational and value component, which presupposes the formation of a new value in the teacher - the transition from a natural attitude to the child to an indirect socio-cultural attitude to him.
Ключевые слова: Инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, психологическая готовность педагога начального образования
Keywords: Inclusive education; disabled students; psychological preparedness of a teacher of primary education.
Модернизация отечественного образования задает новые ориентиры к подготовке специалистов для системы общего образования, работающих в условиях инклюзивной практики. Особая роль отводится начальной школьной ступени образования.
Важнейшим условием успешной реализации инклюзивного образования является профессиональная готовность будущих педагогов к работе с младшими школьниками с ОВЗ [1].
Профессиональную готовность педагога к инклюзии определяют уровень его знаний и компетенций, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.
Структура психологической готовности будущих педагогов начального образования подразумевает наличие следующих компонентов [3]:
– мотивационно-ценностный компонент, предполагающий формирование новой ценности – перехода от натурального отношения к ребенку к опосредованному социокультурному отношению к нему;
– деятельностный компонент, предполагающий наличие у будущего педагога способности не только анализировать свою профессиональную деятельность, но и создавать новые образцы инклюзивной практики: проектировать индивидуальную траекторию развития учения и создавать новые способы учебных коммуникаций, новые формы учебного взаимодействия на уроке;
– рефлексивно-оценочный компонент, предполагающий наличие у будущих педагогов умения анализировать образовательные результаты освоения образовательной программы, важнейшим из которых является индивидуальный успех и прогресс каждого обучающегося в условиях совместного обучения, воспитания и развития.
Готовность педагогов к работе в сфере образовательной инклюзии является целью и результатом подготовки и переподготовки педагогических кадров, отвечающих современным запросам общества.
Большинство исследователей обращают внимание на то, что «инклюзивная готовность», или готовность к профессиональной деятельности в условиях инклюзии, – структура динамичная, требующая от педагога постоянного совершенствования и поиска новых путей решения педагогических задач [2].
Готовность к работе в данной области определяется не только и не столько знаниевой подготовкой, но в первую очередь психологической готовностью к работе с «особенными детьми».
Психологическая готовность как особая форма направленности, выражающаяся в готовности субъекта к деятельности в определенных условиях, является сложным личностным образованием, требующим длительного формирования в ходе целенаправленного обучения [1].
Высокий уровень психологической готовности будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования характеризуется отношением к детям как к ценности, пониманием смысла детства как социокультурного феномена; созданием новых образцов инклюзивной практики, умением проектировать индивидуальную траекторию развития каждого ученика; высоким уровнем развития способности анализировать свои возможности в профессиональной деятельности; умением создавать концепцию развития как детской группы (класса), так и отдельного обучающегося. Это обеспечивает будущему специалисту востребованность и актуальность в современном образовании.