Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Бешкурова Л.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 11(190). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/190/107229 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Бешкурова Лиана Альбертовна
магистрант Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова РФ, г. Нальчик
Башиева Жанна Дугуевна
научный руководитель,

 

Аннотация. В статье представлена структура психологической готовности будущих педагогов начального образования к работе с обучающимися в условиях образовательной инклюзии, которая подразумевает наличие мотивационно-ценностного компонента, предполагающего формирование у педагога новой ценности – перехода от натурального отношения к ребенку к опосредованному социокультурному отношению к нему.

Abstract. The article presents the structure of psychological readiness of future primary education teachers to work with students in the conditions of educational inclusion, which implies the presence of a motivational and value component, which presupposes the formation of a new value in the teacher - the transition from a natural attitude to the child to an indirect socio-cultural attitude to him.

 

Ключевые слова: Инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, психологическая готовность педагога начального образования

Keywords: Inclusive education; disabled students; psychological preparedness of a teacher of primary education.

 

Модернизация отечественного образования задает новые ориентиры к подготовке специалистов для системы общего образования, работающих в условиях инклюзивной практики. Особая роль отводится начальной школьной ступени образования.

Важнейшим условием успешной реализации инклюзивного образования является профессиональная готовность будущих педагогов к работе с младшими школьниками с ОВЗ [1].

Профессиональную готовность педагога к инклюзии определяют уровень его знаний и компетенций, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.

Структура психологической готовности будущих педагогов начального образования подразумевает наличие следующих компонентов [3]:

– мотивационно-ценностный компонент, предполагающий формирование новой ценности – перехода от натурального отношения к ребенку к опосредованному социокультурному отношению к нему;

– деятельностный компонент, предполагающий наличие у будущего педагога способности не только анализировать свою профессиональную деятельность, но и создавать новые образцы инклюзивной практики: проектировать индивидуальную траекторию развития учения и создавать новые способы учебных коммуникаций, новые формы учебного взаимодействия на уроке;

– рефлексивно-оценочный компонент, предполагающий наличие у будущих педагогов умения анализировать образовательные результаты освоения образовательной программы, важнейшим из которых является индивидуальный успех и прогресс каждого обучающегося в условиях совместного обучения, воспитания и развития.

Готовность педагогов к работе в сфере образовательной инклюзии является целью и результатом подготовки и переподготовки педагогических кадров, отвечающих современным запросам общества.

Большинство исследователей обращают внимание на то, что «инклюзивная готовность», или готовность к профессиональной деятельности в условиях инклюзии, – структура динамичная, требующая от педагога постоянного совершенствования и поиска новых путей решения педагогических задач [2].

Готовность к работе в данной области определяется не только и не столько знаниевой подготовкой, но в первую очередь психологической готовностью к работе с «особенными детьми».

Психологическая готовность как особая форма направленности, выражающаяся в готовности субъекта к деятельности в определенных условиях, является сложным личностным образованием, требующим длительного формирования в ходе целенаправленного обучения [1].

Высокий уровень психологической готовности будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования характеризуется отношением к детям как к ценности, пониманием смысла детства как социокультурного феномена; созданием новых образцов инклюзивной практики, умением проектировать индивидуальную траекторию развития каждого ученика; высоким уровнем развития способности анализировать свои возможности в профессиональной деятельности; умением создавать концепцию развития как детской группы (класса), так и отдельного обучающегося. Это обеспечивает будущему специалисту востребованность и актуальность в современном образовании.

 

Список литературы: 
1. Егорова П.А., Сорокоумова С.Н. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Коллекция гуманитарных исследований. 2020. №3. С. 24-28.
2. Кантор В.З. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы подготовки кадров // Здоровьесберегающее образование. 2019. №2. С. 20-23.
3. Сорокоумова С.Н. Подготовка педагогов к психолого-педагогическому сопровождению детей в инклюзивном обучении // Приволжский научный журнал. 2020. №4. С.268-272