Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КИТАЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Чжан Т., Чжао Ю., Чи Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КИТАЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 11(190). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/190/107322 (дата обращения: 10.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КИТАЕ

Чжан Тайчан
студент, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, РФ, г. Москва
Чжао Юйхан
студент, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, РФ, г. Москва
Чи Елинь
студент, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Экономика Китая быстро развивалась за последние три десятилетия, и форма особых экономических зон Китая очень важна. В этой статье в основном рассматриваются характеристики и будущие тенденции развития особых экономических зон Китая.

 

Ключевые слова: Китай, Специальная экономическая зона, экономическое развитие.

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Государство создает особые экономические зоны для развития конкретных территорий. Это достигается за счёт увеличения экспорта, расширения производства импортозамещающей продукции, создания новых рабочих мест и доходов бюджета. Особые экономические зоны имеют особый режим развития бизнеса: государственное финансирование инфраструктуры, ряд налоговых и таможенных льгот, упрощенное взаимодействие с государственными регулирующими органами. Эти условия делают режим особой экономической зоны очень привлекательным для инвесторов.

Тема актуальна по следующим причинам. Во-первых, свободные экономические зоны представляют собой новый механизм государственно-частного партнёрства, и как всё новое приковывает к себе пристальное внимание общественности. Во-вторых, свободные экономические зоны являются мощным стимулом для развития китайской экономики, что придаёт настоящему исследованию особо актуальный характер.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить опыт создания и функционирования особых экономических зон в китайской практике.

Для того чтобы данные цели были достигнуты, для начала необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические особенности понятия специальные экономические зоны;
  • дать характеристику специальных экономических зон;
  • рассмотреть общую характеристику специальных экономических зон Китая;
  • определить особенности развития специальных экономических зон Китая;
  • выделить проблемы и перспективы развития специальных экономических зон Китая.

Объектом исследования являются теоретические основы понятия особые экономические зоны.

Предметом исследования выступает совокупность организационных и экономических отношений, которые образовываются в процессе создания и регулирования особых экономических зон в Китае.

Методологическая база. Работа основана на комплексном использовании ряда методов научного исследования, включая методы анализа и абстракции, исторический и логический подходы, методы дедукции и индукции; графические и статистические методы, а также системный метод. Эмпирическая база исследования: научные труды ведущих экономистов в области исследования.

Теоретическая значимость. Были проработана и систематизирована полученная информация в работах других авторов, с дальнейшем дополнением теоретического материала. Такой подход вносит новизну в научное исследование и подтверждает его теоретическую значимость. Теоретическая и практическая новизна работы состоит в том, что изучены проблемы функционирования особых экономических зон в Китае и предложены конкретные пути повышения эффекта от их деятельности.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования теоретических и практических тенденций функционирования СЭЗ в Китае.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1. Теоретические особенности понятия специальных экономических зон

Специальная экономическая зона (СЭЗ) — это территория в стране, на которую распространяется иное экономическое регулирование, чем на другие регионы в той же стране [5]. Экономические правила СЭЗ, как правило, способствуют и привлекают прямые иностранные инвестиции (ПИИ). ПИИ относятся к любым инвестициям, сделанным фирмой или частным лицом в одной стране в деловые интересы, расположенные в другой стране.

Специальные экономические зоны (СЭЗ) или индустриальные парки распространяются по всему миру. Зоны могут быть эффективными инструментами для содействия индустриализации, если они будут реализованы должным образом в правильном контексте. Некоторые развивающиеся экономики, особенно страны Восточной Азии, могут служить примерами успеха. Однако такие зоны — дорогостоящие и рискованные мероприятия, требующие тщательного планирования. Они могут быть инструментом политических спекуляций, а не инструментом экономического развития, а некоторые зоны, так называемые «белые слоны», полностью терпят неудачу.

Термин «специальные экономические зоны» (СЭЗ) охватывает широкий спектр зон, таких как зоны свободной торговли, зоны экспортной переработки, индустриальные парки, зоны экономического и технологического развития, зоны высоких технологий, научные и технологические парки, свободные порты, предпринимательские зоны и др [2].

Когда страна или физическое лицо ведет бизнес в СЭЗ, для них обычно существуют дополнительные экономические преимущества, включая налоговые льготы и возможность платить более низкие тарифы.

СЭЗ обычно создаются для того, чтобы способствовать быстрому экономическому росту в определенных географических регионах. Этот экономический рост достигается за счет использования налоговых льгот как способа привлечения иностранных долларов и технического прогресса [13].

СЭЗ также могут увеличить объемы экспорта внедряющей страны и других стран, поставляющих ей промежуточную продукцию. Однако существует риск того, что страны могут злоупотреблять системой и использовать ее для сохранения протекционистских барьеров (в виде налогов и сборов). СЭЗ также могут создавать высокий уровень бюрократии из-за своих нормативных требований. Это может привести к оттоку денег из системы, что сделает ее менее эффективной.

Хотя существуют преимущества для предприятий, физических или юридических лиц, работающих в СЭЗ, макроэкономические и социально-экономические выгоды для страны, использующей стратегию СЭЗ, являются предметом дискуссий.

Первая современная промышленная СЭЗ была создана в Шенноне, Ирландия, в 1959 году. В 1970-х годах в регионах Восточной Азии и Латинской Америки начали создавать такие зоны — первоначально в основном в форме зон экспортной обработки (ЗЭП) — для привлечения прямых иностранных инвестиций в рабочую силу. интенсивные производственные отрасли для поощрения экспорта.

Зона представляет собой отклонение от традиционной политики импортозамещения. ЗЭП обычно представляют собой огороженные территории со строгим таможенным контролем, и большая часть продукции (обычно более 80 процентов), производимой в этих зонах, должна экспортироваться. Эта модель оказалась успешной во многих странах, таких как Республика Корея, Тайвань, Китай, Вьетнам, Бангладеш, Маврикий, Доминиканская Республика и Сальвадор. С тех пор было создано много новых ЗЭП. К 1986 г., по данным Международной организации труда (МОТ), в 47 странах действовало 176 ЗЭП; а к 2015 году их присутствие выросло примерно до 4300 СЭЗ в более чем 130 странах [13].

1.2. Характеристика и значение специальных экономических зон

Хотя специальные экономические зоны отличаются друг от друга, все они имеют определенные отличительные черты. В целом, концепция СЭЗ определяется четырьмя характеристиками [11]:

  • географически очерченная территория, обычно физически защищенная;
  • имеет единое управление или единую администрацию;
  • он предлагает преимущества для инвесторов, физически находящихся в зоне;
  • у него есть отдельная таможенная зона (беспошлинные льготы) и упрощенные процедуры.

Кроме того, эти зоны имеют общие черты, которые определяют «особый» характер СЭЗ.

К ним относятся:

  • особый режим регулирования: зоны обычно действуют в соответствии с более либеральными экономическими законами, чем те, которые обычно преобладают, в отношении таких вопросов, как труд, землепользование и иностранные инвестиции;
  • общественные услуги: зоны обычно обслуживаются эффективной таможней, быстрой регистрацией и лицензированием, часто через службы «одного окна»;
  • инфраструктура: зоны имеют гораздо лучшую и более надежную инфраструктуру, такую как дороги, электричество и вода, по сравнению с экономической средой врутренного района страны;
  • налоговые льготы: инвесторы зоны, особенно ее якорные инвесторы, часто пользуются свободой капитал и определенным уровнем налоговых льгот и субсидий.

СЭЗ обычно создаются с целью достижения одной или нескольких из следующих четырех политических целей [1]:

  • привлечение прямых иностранных инвестиций и содействие экспорту и индустриализации;
  • служить «клапанами давления» для смягчения масштабной безработицы;
  • поддержка более широкой стратегии экономических реформ;
  • выполнение функций экспериментальных лабораторий для применения новых политик и подходов.

Это общие цели для зон, но универсальной стандартной формулы для измерения их успеха не существует. Как правило, «успех» данной программы во многом зависит от того, соответствует ли она целям, определенным при ее создании (обычно в периоде от 10 до 15 лет), и является ли она коммерчески жизнеспособной по отношению к общим инвестициям в это предприятие [2].

Такие цели обычно связаны с количественными показателями результатов экономического развития, такими как инвестиции, занятость, иностранная валюта и/или экспорт; а в некоторых случаях также связаны с экономическими и политическими реформами, в зависимости от первоначальных целей программы.

Чтобы отслеживать ее прогресс, необходимо создать надлежащую систему мониторинга и оценки, чтобы проверить, находится ли программа зоны на правильном пути. Кроме того, может потребоваться механизм выхода для остановки плохо спроектированной программы на ранней стадии. С другой стороны, учитывая, что зонам требуется время, чтобы оказать влияние, не следует слишком рано объявлять об «успехе» или «неуспехе», чтобы избежать преждевременного уничтожения программы зоны.

Многие экономисты считают, что СЭЗ могут обеспечить промышленное развитие эффективным и действенным способом. В частности, инвестирование в СЭЗ может [2]:

1) обеспечить пакет государственных услуг на географически концентрированной территории;

2) повысить эффективность ограниченных государственных средств/бюджетов на инфраструктуру;

3) способствовать развитию кластера или агломерации отдельных отраслей;

4) стимулировать городское развитие.

Таким образом, СЭЗ могут способствовать как созданию рабочих мест, так и получению доходов, и, потенциально,

Тем не менее важно отметить, что особые экономические зоны следует использовать только для устранения сбоев рынка или обязательных ограничений, которые нельзя устранить с помощью других вариантов. Если ограничения можно устранить с помощью общенациональных реформ, общеотраслевых стимулов или универсальных подходов, тогда зоны могут не понадобиться.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КИТАЕ

2.1. Общая характеристика специальных экономических зон Китая

Китайские специальные экономические зоны (СЭЗ) различаются по масштабу и функциям. Некоторые из них представляют собой обозначенные географические пространства, в которых особая политика и меры поддерживают конкретные экономические функции. Другие включают зоны свободной торговли, индустриальные парки, парки технических инноваций и бондовые зоны, которые способствуют экспериментам и инновациям в самых разных отраслях (См. Таблица 1) [15].

Таблица 1.

Типы китайских СЭЗ

Типы

Особенности

Административные районы

- на основе существующих административных районов;

- вновь созданные административные районы работают как СЭЗ.

Географические области

- на основе географических особенностей и ресурсов

Международное сотрудничество

- сферы экономического или промышленного сотрудничества, установленные с другой страной

Местные индустриальные парки

- промышленные и специализированные промышленные парки, определенные местными органами власти

Отраслевые кластеры

- создан для поддержки развития отдельных отраслей;

- кластеры промышленности

Корпоративные СЭЗ

- индустриальные парки, созданные предприятиями с собственными цепочками поставок и сбыта

 

Опыт Китая с СЭЗ развивался с течением времени. Это началось в начале 1980-х, когда рыночные реформы были проведены в отдельных районах СЭЗ, таких как Шэньчжэнь. За ними в середине 1980-х годов последовало создание открытых прибрежных городов, таких как Чжанчжоу, призванных стимулировать экономический рост за счет использования их географического положения и экономической открытости.

Опираясь на этот опыт, в конце 1980-х годов центральные и провинциальные власти создали зоны развития высоких технологий, чтобы извлечь выгоду из глобального капитала, технологий и талантов. В 1990-х годах, в ответ на экономический рост Китая и меняющиеся тенденции, китайское правительство создало новые зоны, такие как Китайско-сингапурский парк сотрудничества, и модернизировало существующие СЭЗ, чтобы воспользоваться новыми возможностями [1].

С начала XXI века было создано большое количество региональных зон для стимулирования и закрепления регионального развития. Использовались различные модели управления. К ним относятся [14]:

  • административное управление, при котором управленческие функции выполняются созданными государством административными органами;
  • административный комитет, управляемый комитетами, назначаемыми правительством;
  • совместное управление партнерами по СЭЗ и государственными административными органами.

СЭЗ внесли значительный вклад в развитие Китая. Они позволили экспериментировать с рыночными реформами и послужили катализатором эффективного распределения внутренних и международных ресурсов. Они также углубили экономическую открытость, привлекая международный капитал, технологии, технические и управленческие знания, которые стимулировали промышленное развитие и более тесную интеграцию Китая в мировую экономику.

В последние годы национальные CЭЗ обеспечили 22% ВВП Китая, 45% общих национальных прямых иностранных инвестиций и 60% экспорта. По оценкам, СЭЗ создали более 30 миллионов рабочих мест, увеличили доходы участвующих фермеров на 30% и ускорили индустриализацию, модернизацию сельского хозяйства и урбанизацию.

СЭЗ должны адаптироваться к изменяющимся условиям и продолжать стимулировать инновации. Они сталкиваются с рядом проблем, которые требуют от них долгосрочной перспективы, привлечения и развития новых отраслей, сокращения дублирования, углубления реформ и поощрения местного предпринимательства. Точное функциональное позиционирование позволит СЭЗ максимизировать свой вклад в соответствии с их сильными сторонами и сравнительными преимуществами.

В целом СЭЗ могут апробировать и тестировать институциональные инновации, в то время как зоны свободной торговли могут экспериментировать с финансовыми моделями для привлечения инвестиций. Совместные междугородные и портовые зоны развития могут использовать совместное использование ресурсов и кластеризацию для регионального развития. Промышленная кластеризация может использовать преимущества географического положения и ресурсов.

Опыт показывает, что эффективное стратегическое планирование требуется в ряде областей. Политика должна быть прозрачной, целенаправленной, последовательной, действенной и инклюзивной. Модернизация промышленности и расширение рынка зависят от планирования, ориентированного на отрасль и рынок. Планирование также должно включать определение капитальных вложений и требований к инфраструктуре и вспомогательным услугам [6].

Таким образом, китайский опыт работы с СЭЗ указывает на ряд факторов, способствующих их успеху и эффективному функционированию:

1. СЭЗ должны быть связаны с экономической открытостью и извлекать выгоду из инноваций.

2. Подход к решению проблем «снизу вверх» должен сочетаться с государственной поддержкой «сверху вниз».

3. СЭЗ могут способствовать промышленному расширению, взращивая лидеров рынка, поддерживая исследования и разработки и создавая бренды.

4. Они могут инкубировать местные идеи, объединяя обучение, инновации и производство.

5. Они могут объединять ресурсы и опыт правительства, промышленности и исследовательских институтов для перехода к более продвинутым цепочкам создания стоимости.

Особые экономические зоны (СЭЗ) могут иметь разные определения, и официально в Китае насчитывается 14 открытых прибрежных городов, 5 особых экономических городов и 1 особая экономическая провинция (См. Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Карта специальных экономических зон Китая

 

Некоторые из этих зон и территорий могут быть близкими по своему характеру, но содержание «эксперимента» дополнительно уточняется для СЭЗ. Например, некоторые из них сосредоточены на скоординированном развитии городских и сельских районов, а некоторые - на вопросах ресурсов и окружающей среды.

Шэньчжэнь, Чжухай, Сямэнь, Шаньтоу и провинция Хайнань были первыми СЭЗ, созданными в 1980-х годах. СЭЗ «Кашгар» и СЭЗ «Хоргас» — следующие две, созданные в 2010 году. Они являются частью стратегии поэтапных реформ Китая, сначала проводя частичные испытания, а затем продвигая опыт, принятый в ранний период реформ и открытости [7].

В значительной степени эти ОЭЗ в Китае быстро развивались с точки зрения культуры, экономики и торговли. По сравнению с окружающими провинциями и городами СЭЗ явно на шаг впереди. СЭЗ ориентированы на привлечение иностранного капитала, зарубежного китайского капитала и предприятий, финансируемых из Гонконга и Макао. Продукция СЭЗ в основном продается в страны дальнего зарубежья. Улучшая и продвигая свои собственные экономические условия и преференциальную политику, они привлекают иностранные инвестиции для строительства заводов в Китае по производству этой продукции.

Развивая местную экономику, СЭЗ внедряют новейшие достижения науки и техники, а также технологии управления. Что касается управления капиталом, многие предприятия были преобразованы из государственных предприятий в совместные предприятия и товарищества. «FAW Honda», «Shanghai Volkswagen», «BMW Brilliance» — примеры достижений СЭЗ на социалистическом пути Китая.

2.2. Особенности развития специальных экономических зон Китая

Предприятия с иностранными инвестициями, созданные в особых экономических зонах, и иностранные предприятия, осуществляющие производство и деятельность в учреждениях и местах особых экономических зон, облагаются налогом на прибыль по сниженной ставке 15%.

Производственные предприятия с иностранными инвестициями, расположенные в прибрежных экономических открытых зонах, особых экономических зонах и старых городских районах городов, где расположены зоны экономического и технологического развития, облагаются 24-процентным снижением налога на прибыль.

Производственные предприятия с иностранными инвестициями, расположенные в зонах экономического и технологического развития, облагаются налогом на прибыль по сниженной ставке 15%. В случае признания высокотехнологичным предприятием предприятия с иностранным капиталом, расположенного в зоне развития высокотехнологичной промышленности, налог на прибыль организаций взимается по пониженной ставке налога в размере 15% [9]

Китай известен своим социалистическим режимом с относительно жестким контролем над иностранным капиталом. Самым большим преимуществом открытия компании в СЭЗ или подобных местах является то, что местным органам власти часто разрешают и, что наиболее важно, мотивируют немного расслабиться.

Стоит отметить, что самой экономически выгодной является СЭЗ Шеньчжэня. Цифры подчеркивают достижения города. В 1979 году, за год до того, как четыре города, расположенные на юго-востоке Китая, были объявлены особыми экономическими зонами, валовой внутренний продукт Шэньчжэня составлял 196,38 млн юаней, или 85,4 млн долларов США по тогдашнему обменному курсу. Это был самый низкий показатель среди зон — примерно пятая часть от Шаньтоу и треть от Сямыня (См. Таблица 2) [10].

Таблица 2.

Разница в развитии основных СЭЗ Китая

 

1979 (млн юаней)

2019 (трлн юаней)

2020 (трлн юаней)

2021 (трлн юаней)

Шеньчжэнь

196.38

2,692.71

2,767.02

3,066.48

Сямынь

532.11

599.50

638.40

640.00

Xжухай

209.00

343.59

348.19

348.19

Шаньтоу

945.69

269.41

270.05

273.05

 

Но за следующие 40 лет, до 2019 года, экономика Шэньчжэня выросла в 13 711 раз и уступает только Шанхаю и Пекину среди материковых городов. Он намного опережает другие три зоны, особенно Шаньтоу, экономика которого сейчас составляет лишь десятую часть экономики Шэньчжэня.

Как пояснил Си во время своего примерно 50-минутного выступления, одним из важнейших элементов успеха Шэньчжэня были инвестиции из-за рубежа. Это было особенно важно в первые годы его трансформации, когда Китаю не хватало капитала из-за ряда нанесенных самому себе политических и экономических ран с тех пор, как Коммунистическая партия Китая взяла под свой контроль в 1949 году.

Шэньчжэнь получил почти 300 миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций, и с начала периода реформ в конце 1970-х годов было создано более 90 000 иностранных предприятий, согласно данным, опубликованным местными властями в сентябре и сообщенным государственным информационным агентством Синьхуа. Эти иностранные компании составляют всего около 2% всех компаний в городе, но они приносят примерно 20% его ВВП, несут ответственность за 40% импорта и экспорта и платят почти 30% городских налогов [9].

Китай лидирует в гонке технологических инноваций, инвестируя значительные средства в технологические исследования и разработки. Газета China Daily сообщила, что к 2020 году более 4,2 % ВВП Шэньчжэня было потрачено на исследования и разработки.

В апреле 2017 года председатель Китая Си Цзиньпин объявил, что небольшой сельскохозяйственный район под названием Сюнъань станет следующей СЭЗ и, как ожидается, станет еще одним технологическим и инновационным центром, изобилующим технологическими стартапами, учебными заведениями и новейшими транспортными средствами.

Большая часть инвестиций из-за пределов материкового Китая поступает из Гонконга. Отчет правительства за август показал, что 56% всех зарегистрированных иностранных предприятий в Шэньчжэне на конец 2019 года.

Используя различные ресурсы из Гонконга на протяжении многих лет, Шэньчжэнь смог накопить достаточный капитал и опыт для своего местного бизнеса. Ряд известных материковых компаний, в том числе Tencent Holdings, Huawei Technologies, BYD и Ping An Insurance Group, начали свою деятельность в Шэньчжэне и теперь служат мощными двигателями роста города.

И наоборот, у трех других особых экономических зон нет глобального финансового центра, такого как Гонконг, в качестве соседа. Чжухай граничит с Макао, бывшей португальской колонией с большим количеством казино. И хотя Сямэнь расположен в Тайваньском проливе напротив самоуправляемого острова, его материковые инвестиции более географически диверсифицированы.

Шаньтоу, у которого нет соседних международных ворот, полагался на поддержку зарубежных китайцев с корнями в регионе, что является одной из трех причин, по которым город в провинции Гуандун был рекомендован в качестве особой экономической зоны, по словам Ву Наньшэна, бывшего секретаря. член Коммунистической партии провинции Гуандун, умерший в 2018 году в возрасте 95 лет [10].

В то время Шаньтоу имел годовой доход в твердой валюте от внешней торговли примерно на 100 миллионов долларов, что Ву назвал еще одной причиной для того, чтобы предложить город в качестве особой экономической зоны. Шаньтоу — международный порт, открывшийся миру в 1860-х годах по вынужденным договорам с западными странами.

Шаньтоу может еще больше отстать от Шэньчжэня, учитывая, что он не является частью района Большого залива, проекта по интеграции Гонконга и Макао с Шэньчжэнем и восемью другими городами провинции Гуандун для развития мегаполиса с экономической мощью, способной конкурировать с Силиконовой долиной. Чжухай является частью этого великого замысла, а Шаньтоу — нет [9].

Чтобы еще больше поддержать эту инициативу, Пекин объявил на прошлой неделе о ряде мер, направленных на то, чтобы Шэньчжэнь возглавил дополнительные реформы. К ним относятся экспериментальная политика в отношении сельскохозяйственных земель, государственных предприятий, цифровой валюты и выпуска депозитарных расписок, чтобы побудить иностранные компании пройти листинг на своей фондовой бирже.

Шаньтоу, конечно, тоже экономически вырос — его ВВП за последние 40 лет вырос в 285 раз, — но он меркнет по сравнению с Шэньчжэнем. Но это все же не так значительно, как Шэньчжэнь, где он завершил свое путешествие.

2.3. Проблемы и перспективы развития специальных экономических зон Китая

В 2013 году Китай начал экспериментировать с новым типом специализированных СЭЗ: пилотными зонами свободной торговли (ЗСТ). Помимо работы в качестве экспортно-производственных зон с традиционными фискальными стимулами, пилотные ЗСТ получили целевую поддержку со стороны центрального правительства, направленную на экономическую либерализацию и экспериментирование с инвестиционной политикой.

Например, Китай впервые опробовал свой подход к иностранным инвестициям с отрицательным списком в своей экспериментальной ЗСТ в Шанхае в 2013 году. До сих пор ЗСТ были эффективным средством проверки новой экономической политики при Си Цзиньпине и часто предсказывали долгосрочные политические цели Пекина [8]

На ЗСТ также приходится значительная часть внешней торговли и инвестиций Китая. За первые семь месяцев 2020 года китайские ЗСТ внесли 400 миллиардов долларов.во внешней торговле (13,5 процента от общего объема Китая) и привлек более 3300 новых иностранных предприятий, что составляет 13,3 миллиарда долларов иностранных инвестиций (16,8 процента от общего объема Китая) [8].

По мере того, как Китай переходит от производства на экспорт к стратегии «двойной циркуляции», ориентированной на внутренний спрос и технологическую самодостаточность, ЗСТ снова лидируют. Амбициозные цели Китая по созданию самодостаточных цепочек поставок технологий, превращению в мирового лидера цифровой экономики и переходу от производства с низкой к высокой добавленной стоимостью очевидны в структуре новейших ЗСТ Китая.

С другой стороны, отсутствие практических мер, предпринятых для расширения иностранного доступа на внутренний потребительский рынок Китая, указывает на то, что Пекин, возможно, не так стремится открыть свою внутреннюю экономику, как недавно указывали некоторые политики.

21 сентября Государственный совет Китая объявил о планах создания трех новых пилотных ЗСТ в Пекине, Хунани и Аньхое. В своем заявлении вице-министр торговли Ван Шоувен сказал, что новая партия пилотных ЗСТ «демонстрирует твердую решимость страны ускорить формирование новой модели развития за счет более высокого уровня открытости». Хотя эта «новая модель развития» станет более ясной по мере строительства новых ЗСТ, первоначальные планы указывают на то, что упор делается на технологические инновации и реструктуризацию цепочки поставок [4].

Государственный совет объявил Пекинскую ЗСТ одним из основных участников усилий Китая по внедрению технологических инноваций. 25 процентов зоны площадью 120 квадратных километров будут служить обозначенной «зоной инноваций в области науки и технологий», в которой в конечном итоге разместится « глобальный инновационный центр стартапов».

Планы относительно Пекинской ЗСТ также усиливают внимание Китая к инновациям в области цифровых платежей — местные чиновники будут работать с Народным банком Китая над созданием законной зоны цифровой валюты и цифровой финансовой системы в Пекинской ЗСТ с использованием стандартизированной системы обмена цифровыми активами.

ЗСТ Хунань и Аньхой, хотя и не такие экспериментальные, как ЗСТ Пекина, также нацелены на поддержку технологического развития. В планы Хунаньской ЗСТ входит строительство передовых производственных кластеров, производящих высокотехнологичное оборудование, информационные технологии (ИТ) нового поколения и обработку цветных металлов. В Аньхой ЗСТ будет передовой производственный центр для производства интегральных схем, искусственного интеллекта и приложений для финансовых технологий [11]

Технологическая направленность трех новых ЗСТ не только соответствует недавнему плану Пекина по «стратегическим развивающимся отраслям», но также дает представление о том, как Китай может противостоять будущим сбоям в своих международных цепочках поставок. Вместо того, чтобы развивать двусторонние или многосторонние торговые отношения в ответ на потенциальное разъединение США и Китая, Пекин, похоже, намерен стимулировать иностранные и отечественные фирмы производить критически важные технологии и их необходимые компоненты внутри страны. Эта интеграция производственного процесса является определяющей темой и «руководящей идеологией» последних развертываний ЗСТ.

Менее ясно, как новые ЗСТ Китая способствуют «более высокому уровню открытости» внутренней экономики. В то время как планы для всех трех новых ЗСТ поощряют региональное «интегрированное развитие», предлагаемые методы достижения такой интеграции (ускоренная таможенная очистка, централизованные системы административного лицензирования и межрегиональные механизмы распределения выгод) не представляют собой своего рода незначительное изменение политики, которое необходимо, чтобы действительно расширить иностранный доступ к китайской экономике.

В отсутствие существенных реформ доступа к рынкам для иностранных предприятий акцент на регионально интегрированном развитии в новых ЗСТ может фактически усилить давнее предпочтение Пекина для национальных чемпионов, которые получат выгоду от инвестиций в региональную экономическую интеграцию, а также получат эксклюзивный полный доступ к внутреннему рынку Китая. Наиболее многообещающим предложением, сделанным в недавнем объявлении Китая о ЗСТ, являются не планы по строительству трех новых ЗСТ, а расширение существующей китайской ЗСТ Чжэцзян.

Такое изменение будет иметь огромное влияние — действующие правила освободить иностранные компании, работающие в китайских ЗСТ, от пошлин при экспорте товаров и комплектующих, но не при продаже на внутреннем рынке. Если система политики либерализации поставок, подобная той, которая предложена для ЗСТ Чжэцзян, будет реализована, иностранный доступ к внутреннему рынку Китая для определенных секторов будет значительно расширен.

Даже если реформы в Чжэцзяне увенчаются успехом, масштабная реализация такой политики займет годы. Возможно, даже вероятно, что 14 - й пятилетний план социально-экономического развития Китая (опубликованный в конце октября) наметит долгосрочную стратегию открытия внутреннего потребительского рынка Китая для иностранных инвесторов. Однако пока эта перспектива все еще кажется туманной и отдаленной.

Что касается возможностей сотрудничества с Россией, то можно отметить, Сотрудничество Китая с Российской Федерацией также нарастало с 2017 года, в том числе в энергетике, в сфере сельского хозяйства

Стоит также отметить, что Шэньчжэньская особая экономическая зона (СЭЗ) в Китае является ведущим деловым, инновационным и финансовым центром Китая. Быстрорастущая экономика Шэньчжэня характеризуется тремя отраслями: судоходство и логистика, высокие технологии и финансовые услуг.

Шэньчжэнь является мировым лидером в области доставки и цепочки поставок и занимает четвертое место в мире по загруженности контейнерных портов по состоянию на 2019 год. Шэньчжэнь также является домом для Шэньчжэньской фондовой биржи и является одним из самых оживленных финансовых центров в мире [11].

Шэньчжэньская СЭЗ известна своими огромными индустриальными парками, такими как Huawei Tech City, где щедрые инвестиции в исследования и разработки позволили создать глобальный инновационный центр. Чтобы удовлетворить растущие потребности судоходной и высокотехнологичной промышленности, а также в качестве основного пункта доступа для иностранных инвестиций в материковый Китай из Гонконга, Шэньчжэнь превратился в один из ведущих финансовых центров Китая.

Экономический успех Шэньчжэня, безусловно, впечатляет, но он также вызывает вопросы относительно других особых экономических зон: Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь. Учитывая привилегированный статус, предоставленный Шэньчжэню, который граничит с Гонконгом, разрыв между ним и тремя другими городами может продолжать увеличиваться в ближайшие годы.

Таким образом, Китай и Шэньчжэнь являются примерами успешного внедрения СЭЗ, способствующих экономическому развитию. На основе проведенного исследования, можно отметить, что есть уроки, которые другие города и страны могут извлечь из примера Шэньчжэня:

1. СЭЗ нуждаются в государственной поддержке от стратегии до реализации.

Правительство должно работать с другими соответствующими заинтересованными сторонами, включая национальный, региональный, местный и частный сектор. Этот процесс вклада и сотрудничества должен происходить от разработки стратегии СЭЗ до ее реализации с измеримыми ключевыми показателями эффективности.

2. Области должны сосредоточиться на секторах.

Шансов на успех может быть больше, если СЭЗ сосредоточится на конкретных секторах. Было понятно, что СЭЗ Шэньчжэня имеет преимущество благодаря своему географическому положению с доставкой и логистикой, что позволяет ей стать важным производственным центром для мира в качестве ее основы. Позже он мог бы сосредоточиться на технологических инновациях. Затем экономическое развитие и диверсификация города росли органично.

3. СЭЗ должны способствовать инновациям и творчеству.

Когда Шэньчжэнь открылся миру, он привлек людей со всего Китая на распутье — поколение, медленно примиряющееся со свободным рынком, поощряющим предпринимательство. Эта открытость позволила творчеству и инновациям за счет миграции предпринимательских талантов, которые разработали некоторые из самых инновационных продуктов и услуг Китая на базе Шэньчжэня.

4. Долгосрочное видение.

Юрисдикции могут выйти за рамки просто идеи и реализации через долгосрочное видение дальнейших инноваций, с СЭЗ или без нее. В случае с Шэньчжэнем быть глобальным производственным центром не входило в его планы игры, и в результате это центр высоких знаний и инноваций, который включил в свою судьбу таких, как Huawei.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специальная экономическая зона — это территория в стране, на которую распространяется иное экономическое регулирование, чем на другие регионы в той же стране. Экономическое регулирование особых экономических зон, как правило, способствует и привлекает прямые иностранные инвестиции (ПИИ).

Специальные экономические зоны обычно создаются для содействия быстрому экономическому росту за счет использования налоговых льгот для привлечения иностранных инвестиций и стимулирования технологического прогресса.

В то время как многие страны создали специальные экономические зоны (СЭЗ), Китай добился наибольшего успеха в использовании СЭЗ для привлечения иностранного капитала.

Хотя многие страны создали СЭЗ, Китай добился наибольшего успеха в использовании СЭЗ для привлечения иностранного капитала. Первые четыре ОЭЗ в Китае были созданы в 1979 г. в юго-восточном прибрежном районе: Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун и Сямэнь в провинции Фуцзянь.

Китай добавил остров Хайнань в свой список СЭЗ в 1983 году. Успех первоначальных СЭЗ побудил правительство создать 14 «открытых прибрежных городов» в 1984 году. Эти города пользуются теми же преимуществами, что и СЭЗ, такими как право утверждать инвестиционные проекты, предлагать льготы иностранным инвесторам и ввозить оборудование и технологии без уплаты налогов. 

В Китае СЭЗ, по сути, действуют как либеральная экономическая среда, способствующая инновациям и развитию. Правительство Китая по-прежнему разрешает этим районам предлагать налоговые льготы иностранным инвесторам в качестве способа дальнейшего развития инфраструктуры этих регионов.

В случае с Китаем основные экономисты согласны с тем, что СЭЗ страны помогли либерализовать ранее традиционное государство. Без СЭЗ Китай, возможно, не смог бы успешно провести национальные реформы того же уровня.

Когда-то небольшая древняя деревня с населением 30 000 человек еще в 1970-х годах, современный город Шэньчжэнь превратился в современный технологический и финансовый глобальный эпицентр. В 1980 году тогдашний лидер Коммунистической партии Дэн Сяопин определил южный город как одну из четырех СЭЗ. СЭЗ получают специальные налоговые льготы и преференциальный режим для иностранных инвестиций.

Шэньчжэнь рос экспоненциально, и его ВВП на душу населения вырос на 33 479% с 1979 по 2019 год. Стратегически расположенный в провинции Гуандун, в районе Жемчужной реки, рядом с Макао и Гонконгом, Шэньчжэнь является главным входом в материковый Китай. Шэньчжэнь, когда-то считавшийся потогонной Меккой, теперь является высокотехнологичным домом для ведущих китайских технологических компаний, таких как интернет-гигант Tencent, телекоммуникационная компания Huawei и производитель дронов DJI.

 

Список литературы:
1. Аршинов В.М. Свободные Экономические Зоны Китая: Опыт Интеграции Финансовых, Научно-Производственных И Человеческих Ресурсов // Журнал прикладных исследований. - 2019. - №1. – С. 9-12.
2. Зайкова К.В. Специальные экономические зоны: порядок осуществления деятельности и предоставления мер государственной поддержки // Экономическое развитие России. - 2019. - №8. – С. 18-26.
3. Карачев И.А., Сапир Е.В. Специальные Экономические Зоны России И Китая: Оценка Возникающих Эффектов // Теоретическая экономика. - 2020. - №8 (68). – С. 71-81.
4. Мозиас П.М. Свободные экономические зоны в Китае: достижения и перспективы. (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. - 2020. - №1. – С. 106-123.
5. Пансков В.Г. Особые экономические зоны: итоги и перспективы развития // ЭТАП. - 2018. - №6. – С. 39-53.
6. Таскаева С.В. Свободные экономические зоны как инструмент «Мягкой силы» Китая // Вестник ЗабГУ. - 2019. - №4. - С. 125-134.
7. Теракопов С. Г. Специальные экономические зоны Китая как важная часть экономического роста // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - №24. – С. 38-43.
8. China's New Free Trade Zones: A Pivot Inward? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.csis.org/blogs/new-perspectives-asia/chinas-new-free-trade-zones-pivot-inward (Дата обращения: 15.03.2022)
9. Shenzhen SEZ, China [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.investopedia.com/terms/s/shenzhen-sez-china.asp (Дата обращения: 15.03.2022)
10. Shenzhen's success overshadows China's other special economic zones [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://asia.nikkei.com/Economy/Shenzhen-s-success-overshadows-China-s-other-special-economic-zones (Дата обращения: 15.03.2022)
11. Special Economic Zone (SEZ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.investopedia.com/terms/s/sez.asp (Дата обращения: 15.03.2022)
12. Special Economic Zones: How one city helped propel its country’s economic development [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.weforum.org/agenda/2022/02/special-economic-zones-how-one-city-helped-propel-its-country-s-economic-development/ (Дата обращения: 15.03.2022)
13. The Concept and Definitions of SEZs [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pedl.cepr.org/content/i-concept-and-definitions-sezs (Дата обращения: 15.03.2022)
14. Bret Crane, Chad Albrecht, Kristopher McKay Duffin, Conan Albrecht. China’s special economic zones: an analysis of policy to reduce regional disparities // Regional Studies, Regional Science. – 2018. – Р. 98-107.
15. MinWu, ChongLiu, Jiuli Huang. The special economic zones and innovation: Evidence from China // China Economic Quarterly International. – 2021. – Р. 319-330.