Статья:

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕСХОЗЯЙНЫМИ ДОРОГАМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Смердина Н.С. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕСХОЗЯЙНЫМИ ДОРОГАМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 11(190). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/190/107439 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕСХОЗЯЙНЫМИ ДОРОГАМИ

Смердина Наталья Сергеевна
магистрант, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск
Кархалев Денис Николаевич
научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск

 

PROBLEMS OF MANAGING OWNERLESS ROADS

 

Natalya Smerdina

Undergraduate, Siberian Law University, Russia, Omsk

Denis Karkhalev

Scientific adviser, Professor, Doctor of Law, Siberian Law University, Russia, Omsk

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме управления бесхозяйными дорогами, поступающими в собственность муниципалитета, в результате отказа от собственности частных физических лиц.

Abstract. The article is devoted to the problem of managing ownerless roads that become the property of the municipality, as a result of the rejection of the property of private individuals..

 

Ключевые слова: муниципальное образование; бесхозяйные дороги; частная и публичная собственность; грунтовая дорога.

Keywords: municipal formation; ownerless roads; private and public property; dirt road.

 

Земля для муниципального образования – это прежде всего собственность, требующая грамотного управления. Данное обстоятельство обуславливает необходимость четкой регламентации полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений в российском законодательстве [1, 93].

Большинство автомобильных дорог, как самостоятельный объект недвижимости располагается, на земельных участках, принадлежащих обычно публичным органам власти. Местные дороги – одна из важнейших составляющих инфраструктуры муниципальных образований [4, 1].

В 90-е годы в Российской Федерации за бесценок выкупались земельные паи у государства и граждан. Со временем данные земельные участки выросли в цене и стали более ликвидными для крупных землевладельцев паев. Началось масштабное межевание земельных участков под частную жилую застройку.

Земельные участки межуются с путями проезда к ним, что в последующем отвечает признакам грунтовой дороги, но не является таковой. Формируются - бесхозяйные дороги.

Грунтовая дорога – это автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия [2, 31].

Кроме того, для проектирования грунтовой дороги необходимо, разрешение на строительство.  Требования к проектированию, строительству и реконструкции грунтовой автомобильной дороги предусмотрены СП 99.13330.2016, "СП 19.13330.2019.  [3, 2]

Крупные землевладельцы после продажи всех земельных участков под частную застройку, отказываются в пользу муниципалитета от бесхозяйных дорог или их части.

Так в муниципальную собственность поступает порядка 30-40 километров бесхозяйных дорог.   Земельные участки имеют вид разрешённого использования - земли общего пользования, либо земли сельскохозяйственного назначения. Отсюда возникает проблема – как управлять таким имуществом, если оно фактически отвечает признакам грунтовой дороги, а юридически остается земельным участком.

Граждане требуют от муниципалитета исполнения полномочий по Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (чистка дорог от снега, подсыпки грунтом, щебнем и т.д.), но бюджетная политика не позволяет расходовать денежные средства на дорожную деятельность, так как это в настоящий момент всего лишь земельный участок.

Средства на обслуживание бесхозяйных дорог чаще всего выделяются из муниципального бюджета по статьям, связанным с благоустройством территории. Текущее поддержание удовлетворительного состояния бесхозяйных дорог зачастую осуществляется силами самих жителей [4, 17].

К сожалению, собственных средств муниципального образования не хватит, чтобы сразу реализовать свои полномочия и оформить должным образом «проезды» в автомобильные дороги, а также осуществлять управление данным имуществом. Итак, граждане и муниципальный орган становятся заложниками ситуации, которую разрешить практически не реально.

Еще одной проблемой муниципалитета остается, когда землевладелец отказывается от половины земельного участка, оставляя себе вторую, чтобы контролировать технологические сети, проходящие по его землям. Как исполнять полномочия, для муниципального органа остается загадкой. Проводя туже чистку от осадков, будет обогащаться и соседний земельный участок, так как трактор не проедет только по одной половине дороги (при ширине 5-6 метров).

Существование такого феномена дорог послужило из-за разграничения права собственности на частное и публичное, несовершенства земельного законодательства, а также из-за правил межевания и кадастрового оформления.

Все это образует две большие группы проблем для органов местного самоуправления, это:

  1. Сложная процедура оформления автомобильных дорог;
  2. Отсутствие финансовой заинтересованности.

Для решения данной проблемы, необходимо упростить процедуру оформления автомобильных дорог в собственность муниципальных образований и обеспечить их при этом должным финансированием, со стороны федерального или регионального бюджета.

 

Список литературы:
1. Пиптюк А.Н. Проблемы правового регулирования и реализации полномочий органов местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2009. № 40 (173). С. 93-99.
2. Приказ Росстата от 29.12.2017 N 887 "Об утверждении методологических положений по статистике транспорта"
3. Сперанская Л.В. Грунтовая дорога: понятие, требования, объект гражданских прав // СПС КонсультантПлюс. 2022.
4. Моляренко О.А. Бесхозяйные автомобильные дороги в России // Всероссийский экономический журнал ЭКО, 2017 г.