Статья:

ПРОВЕДЕНИЕ И ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ ПО ХИМИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)

Рубрика: Химия

Выходные данные
Жиенбаев Т.А., Бахдаулетулы И. ПРОВЕДЕНИЕ И ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ ПО ХИМИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 11(190). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/190/107703 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОВЕДЕНИЕ И ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ ПО ХИМИИ

Жиенбаев Токтасын Аманжолулы
магистрант, Международный университет Астана, Казахстан, г. Нур-Султан
Бахдаулетулы Ибрахим
магистрант, Международный университет Астана, Казахстан, г. Нур-Султан
Нургалиева Дамен Аукиловна
научный руководитель,

 

Химические олимпиады школьников являются одной из важных форм внеклассной работы по химии. Они не только помогают выявить наиболее способных учащихся, но и стимулируют углубленное изучение предмета, служат развитию интереса к химической науке. Кроме того, олимпиады способствуют пропаганде научных знаний, укреплению связи общеобразовательных учреждений с вузами и научно-исследовательскими центрами, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей, привлечению наиболее способных из них в ведущие вузы республики [1,с.13].

Наиболее существенный вклад в подготовку и проведение олимпиад вносят учителя химии, которые организуют и проводят самый массовый школьный этап олимпиады, первыми отвечают на вопросы школьников, готовят их к следующим, все более сложным этапам. Это требует от учителя и глубокого знания своего предмета, и осведомленности в организационных вопросах проведения олимпиад, и владения методикой подготовки школьников к этой особой форме деятельности.

В соответствии с планом работы управления образования - региональным научно-практическим центром «Дарын», ежегодно, для учащихся 7-11 классов школ области проводятся разного уровня олимпиады по химии, в том числе и региональный этап  Президентской олимпиады по предметам естественно-математического цикла. Работая в школе, в качестве учителей по химии: в КГУ, гимназии имени Ибрая Алтынсарина (Жиенбаев Т.А.) и в КГУ, лицей Бiлiм инновация  (Бахдаулетұлы И), нам требуется подготовить нескольких учащихся и к Президентской олимпиаде школьников по химии. В проведении 1 тура данной олимпиады, время для выполнения теоретического тура  отводят примерно - 60 минут, 6 заданий и разбаловка предполагается от 6-8 баллов, в зависимости от сложности задач.

Ко второму, экспериментальному туру, учащихся 11 классов  готовили по следующим темам:

1. Метод нейтрализации, виды работ: «Установка титра и нормальности раствора гидроксида натрия по соляной кислоте»; «Установка титра раствора соляной кислоты по тетраборату натрия. Определение содержания гидроксида натрия  в растворе   неизвестной концентрации».

2. Методы редоксиметрии, виды работ: «Перманганатометрия»; «Иодометрия.  Определение содержания меди (ІІ) в растворе неизвестной концентрации»; «Иодометрия. Определение массовой доли сульфита натрия в техническом образце (метод отдельных навесок)».

3. Метод комплексонометрии,  работа: «Определение жесткости  воды»;

«Определение содержания железа (ІІІ) в кристаллогидрате хлорида железа (ІІІ) методом отдельных навесок».

Важнейшим принципом является принцип отбора детей на следующий этап олимпиады,  отбор предентентов - предельно объективный. В школьном этапе должны участвовать все желающие, как бы много их не было. Чтобы на следующий (районный) этап проходили только сильнейшие участники, необходимо создать отборочную комиссию, куда каждая школа может направить работы 1-3 лучших участников от каждого класса.

Далее отборочная комиссия района отбирает лучших 15-16 учеников, независимо от школы и приглашает на районный этап олимпиады. Таким образом, на районную олимпиаду должны попасть самые сильнейшие участники, являющиеся в дальнейшем участниками следующих туров: городского, областного, республиканского.

Опыт участия сборных команд Казахстана на международных олимпиадах привело к необходимости создания единой системы методического обеспечения предметных олимпиад. Поэтому в настоящее время задания теоретического и экспериментального туров всех  этапов олимпиады по химии составляются или отбираются методической комиссией республиканской олимпиады по химии. На международных химических олимпиадах соотношение баллов теоретического и экспериментального туров составляет обычно 60:40 [2,с.8].

Олимпиадные задания теоретического тура обычно содержат 8-10 расчетных задач различной степени трудности, рассчитанных на 5 астрономических часов. Такая норма ориентирована на уровень международных олимпиад [1,с.25]. 

Уровень задач международных химических и Менделеевских олимпиад с каждым годом растет и ныне предполагает уже знание почти полного курса химии университета в «нашем» понимании. Это связано с тем, что во многих зарубежных странах средние школы являются  12-летними, а в некоторых (например, Германия) даже 13-летними. И основы большинства фундаментальных дисциплин как общая и неорганическая, органическая, аналитическая, физическая химии и некоторые другие, которые преподаются на 1-3 курсах наших университетов, зарубежные участники проходят в стенах средней школы. Поэтому «Программа» международных олимпиад, охватывающая все фундаментальные дисциплины вузовского курса химии и воспринимаемая нами как выходящая за рамки школьной программы, ими воспринимается как слегка усложненный и ориентированный на лучших, школьный курс. В связи с этим, уровень задач республиканских олимпиад также вышел далеко за пределы школьной программы по химии. Вопросы, включенные в «Программу международных химических олимпиад», условно разделены на три уровня сложности. В связи с тем, что уровень образования по химии в средних школах различных стран сильно различается, страна - организатор составляет так называемый «Тренировочный комплект», в который они обязаны включать примеры задач, соответствующие самому сложному - третьему уровню, если они намереваются включить подобные задачи на самой олимпиаде. Задачи, включающие вопросы 1-2 уровней, можно давать на олимпиаде без предупреждения, т.е. не включая их в тренировочный комплект. Программу и тексты тренировочных задач можно получить через сеть Интернет ежегодно не позже 6 месяцев до начала международной олимпиады.

Опубликованная ранее и переиздаваемая ежегодно нами программа факультативного курса по химии, полностью охватывает все вопросы, наиболее часто встречающиеся на различных этапах химических олимпиад, включая международные, что позволяет участникам заранее узнать, что ждет их впереди, когда они дойдут до республиканского или международного этапов [3,с.4].

Судя по результатам прошлых олимпиад, наибольшая сложность у учащихся в основном в экспериментальном туре. Изучив историю и результаты олимпиад прошлых лет, мы пришли к выводу, что экспериментальный тур дается сложнее чем теоретический. Скорее всего, это происходит потому что, учителя могут дать теорию, но не всегда  могут показать какой-либо эксперимент из-за отсутствия каких-либо реактивов или приборов нужных для проведения опыта. Этим объясняется выбор темы нашего диссертационного исследования – «Методика подготовки и решения олимпиадных задач областного этапа по химии для одаренных детей 9-х классов» и «Методические подходы и расчет результатов анализа по проведению экспериментального тура химических олимпиад по теме «Определение NaOH и Na2CO3 при их совместном присутствии».

Одними из наиболее распространенных задач, предлагаемых на экспериментальных турах всех этапах, олимпиад являются задачи на качественный анализ органических и неорганических веществ. Также как на областных и республиканских, так и на международных олимпиадах по химии в качестве практического задания чаще всего предлагают работы по титрованию, так как они не требуют дорогостоящего и недоступного оборудования: бюретки, пипетки, колбы и другая мерная посуда. В титриметрии широко применяют следующие основные методы: метод кислотно-основного титрования (нейтрализации), методы осаждения и комплексообразования, метод окисления и восстановления. Каким бы из методов ни проводилось определение, всегда предполагается:

1) точное измерение объемов одного или обоих реагирующих растворов;

2) наличие титрованного раствора, при помощи которого проводят титрование;

3) вычисление результатов анализа.

Следует иметь в виду, что погрешности в отсчетах по бюретке являются одним из важнейших источников ошибок при объемных определениях, что приводит к потере определенных количеств баллов на олимпиадах. Относительная ошибка такого отсчета при недостаточно тщательной работе вместо допустимой величины 0,1% может легко достигнуть значения 0,3-0,5%.

Главная цель химических олимпиад – возбудить интерес учащихся к предмету, сделать участие их во внеклассной работе как можно более массовым и выявить наиболее способных и знающих, проверить умение мыслить и решать творческие, нестандартные задачи.

 

Список литературы:
1. Бекишев К.Б. Методические указания по подготовке и проведению химических олимпиад. - Региональный научно-практический центр "Қостанай дарыны" -  2011.
2. Можаев Г.В. Подготовка школьников к олимпиадам по химии. – Алматы: Химия в школе, 2008 - № 7. 
3. Нургалиева Д.А. Методика проведения химического эксперимента//
Материалы РНП конференции «Казахстан: 20 лет Независимости и инноваций». Усть-Каменогорск - 2015г.