Статья:

НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(191)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Страхова Я.В. НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 12(191). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/191/107632 (дата обращения: 22.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Страхова Яна Вадимовна
магистрант, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Ростовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) в г. Ростове-на-Дону, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. В статье автор рассматривает специфику нотариальных действий в системе юридических фактов. В ряде случаев нотариальные действия являются обязательными юридическими фактами, с которыми норма материального правоотношения связывает возникновение, изменение, прекращение материального правоотношения.

 

Ключевые слова: нотариат, нотариальная деятельность, правовое регулирование, законодательство о нотариате.

 

А.К. Кац осуществление государством правоохранительной функции связывала с изданием материальных и процессуальных правовых норм. В этом плане материальные нормы делятся на две группы.

К первой группе следует отнести регламенты, которые используются при установлении неблагоприятных последствий в отношении лиц, пренебрегающих своими гражданско-правовыми обязательствами.

Под эгидой второй группы можно собрать нормы материального характера, которые предназначены для исполнения правопорядка государственными и общественными структурами [1, c. 112]. Правоохранительная функция, в данном случае, распространяется и на нотариат, которые имеет непосредственное отношение к регулированию связей материального значения. При этом, действия осуществляются по двум направлениям, это установление последствий, относящихся к разряду неблагоприятных, если не были соблюдены соответствующие нормы, затрагивающие форматы нотариального участия. В качестве примера можно использовать заключение брачного договора без присутствия нотариуса. Второе направление подразумевает прямую реализацию материальных норм, как это происходит в случае нотариального заверения квитанций и копий документов.

Нотариальные действия правоохранительного характера подчиняются законодательству, что, по мнению В. В. Яркова, наделяет данный институт такой особенностью, как правовая публичность, где на первое место ставится законность, а также полное соответствие правомерности той деятельности, которая осуществляется участниками гражданских взаимосвязей самого различного порядка.

Привлечение нотариуса позволяет провести множество действий, требующих соблюдения процедурного порядка без возможности каких-либо отклонений, что безусловно, снижает уровень криминогенной составляющей в отношении сделок и других имущественных процессов [4, c. 35].

Охранительные нормы, по утверждению В. Ф. Яковлева, становятся источником охранительных правоотношений, которые пресекаются, если выходят за рамки правомерной поведенческой линии. В этом случае, становится возможным применение санкций, которые подразумевают меры ответственности или правовую защиту субъективных имущественных возможностей. Охрана построена на законодательном регулировании ситуаций, при которых права нарушаются, что позволяет установить структурированные связи между этими двумя обстоятельствами.

Это позволяет говорить о том, что охранительные правоотношения являются элементом гражданско-правового регулирования, что позволяет характеризовать их, как обеспечение законности гражданско-правового взаимодействия [7, c. 32].

Заявленное выше мнение можно смело назвать справедливым, но следует обозначить условия, при которых осуществляется охрана, основой которой являются регулятивные положения. Нарушения, при этом, становятся тем обстоятельством, чьи негативные последствия необходимо исключить или гарантированно минимизировать. Подобные гарантии могут иметь профилактическое значение, чтобы снизить вероятность возникновения споров. В этом разрезе, гарантии делятся на две категории, это:

1) защитная функция, основанная на материальных нормах;

2) нормы процессуального характера, которые гарантируют реализацию процессуальных возможностей [5, c. 101].

Нотариальное участие имеет характерные признаки, как материальных, так и процессуальных гарантий, поскольку заверитель уполномочен на осуществление нотариальных функций, имеющих подобные возможности.

Статья 17 Основ законов, регулирующих нотариальную деятельность в пределах РФ, содержит в себе гарантии материального значения. В частности, данный постулат предусматривает ответственность для самого заверителя, если его действия принесли вред гражданским или юридическим лицам, а сам ущерб имеет выраженную материальную основу. Сюда можно отнести отказ нотариуса в выполнении требований, обратившихся к нему лиц, а также разглашения тайны нотариального участия.

Что касается процессуальных гарантий, то здесь имеются ввиду предписания, вошедшие в статью 61 российского ГПК. Они подразумевают обстоятельства, доказывать которые не обязательно, в силу того, что упреждающий нотариально заверенный документ обладает юридической значимостью и нет доказательств обратного.

Интересно мнение К. И. Комиссарова, который отмечает необязательность перехода регулятивных правоотношений в охранительную категорию, если имеет место нарушение материального права.

Правоотношения, требующие нотариального участия, в большинстве случаев, являются двусторонними. Это условие обязательно, если подобное участие осуществляется в порядке правовой охраны, которая невозможна без вмешательства структуры с соответствующими полномочиями. В компетенцию такого органа входит государственное принуждение в отношении лиц, взявших на себя определённые обязательства, включая ситуации, когда таких субъектов два и более.

Бывают случаи, когда требуется обеспечить безопасность материального права и возникающих в связи с ним отношений, без перехода в процессуальную плоскость. Участники правоотношений не могут самостоятельно гарантировать исполнения обязательств, но материальное право необходимо защитить, что требует исключения расхождений с соответствующими нормами. Здесь, можно воспользоваться упреждающими возможностями, чтобы защитить потенциальные интересы, возникающие в ходе осуществления правоотношений. Другими словами, возникают обстоятельства, подтвердить подлинность которых возможно исключительно при нотариальном освидетельствовании [2, c. 253].

Автор настоящего исследования убеждён, что нотариальное вмешательство, при этом, носит явный профилактический характер, поскольку его действие способно обеспечить безопасность для субъективного права и законного интереса, возникающего у всех сторон имущественных правоотношений. Этот факт рассматривался К. И. Комиссаровым, который не оспаривает возможность участия нескольких субъектов, где присутствие нотариуса является необходимостью, так как он обладает соответствующими юридическими полномочиями. Данные правоотношения изменяются, что упрочняет их юридическое основание.

Некоторые учёные отдают приоритеты такой функции, как индивидуальное нотариальное участие. Подобное мнение выразил К. С. Юдельсон, аргументируя свою позицию тем обстоятельством, что от сущности нотариальной функции зависит состав и характер правового взаимодействия после того, как было произведено заверение [6, c. 56]. Если принять во внимание именно этот фактор, то следует обратится к самому понятию «функция», каким оно представлено в этимологическом разрезе. Так, под функцией понимается некое действие, обязанность или их совокупность, которая может видоизменяться по заданным параметрам. Что касается функции нотариального значения, то под ней подразумевается законодательно установленные действия, осуществлять которые могут исключительно действующие в юридическом плане заверители. При этом, направление функциям задают требования обратившихся за нотариальной помощью лиц.

При этом, стоит обратить внимание на заявление И. А. Косаревой, которая солидарна с О. А. Красавчиковым, делающем акцент на юридическую природу фактов, а также судебных и административных решений, не способных изменить происходящее, но придающие делу иное юридическое направление. Данная позиция выглядит весьма неоднозначной, поскольку позволяет отнести в разряд акты правового значения, чья юридическая значимость не вызывает сомнений, то есть фактическая прибавка, как явление в правовой практике, требует объяснений.

К примеру, в деле потребовалось установить фактическую природу действий, осуществлённых заверителем, которые по факту ничего не меняют. Однако, эти действия совершать обязательно, поскольку в противном случае, невозможно построить необходимые правоотношения [3, c. 21]. Данное мнение, на наш взгляд, является справедливым, так как фактическая сущность не меняется, но заверение отношений между субъектами – это обязательная процедура, которая не только устанавливает правовые границы отношений, но и гарантирует соблюдение условий, а также обеспечивает законность реализации обозначенного имущественного права. Таким образом, стороны становятся защищёнными на любом этапе отношений, включая процессуальные [4, c. 36].

По мнению В. В. Яркова базовые функции определяют направления нотариального участия и действия всего института в целом, раскрывая при этом содержание заверения и иных видов нотариальной помощи. Данные функции относятся к разряду публично-правовых, что полностью соответствует компетенциям заверителя, чья юрисдикция простирается на ограниченное пространство гражданских правовых взаимосвязей. Однако, нельзя забывать, что такие действия носят социальный характер, позволяющий установить место нотариата в общегосударственной системе юрисдикций. Обозначим характеристики нотариального участия в следующем порядке:

1) Профилактическая и предупредительная способность;

2) Возможность правовой реализации;

3) Охраняющая права и интересы;

4) Способность к определению содержания нотариального действия и связанные с ним фискальные нагрузки;

5) Установление подлинности права;

6) Заверение или удостоверение;

7) Обеспечение безопасности;

8) Указание на юридическую значимость.

Нотариальные функции обладают некоторыми особенностями, которые позволяют говорить об их охранном потенциале. Это находит своё отражение в действующем определении данного понятия, благодаря которому институт занимает определённое место в правовой государственной системе. Особое расположение характерно для нотариата, если рассматривать его юридические способности применительно для судебного рассмотрения, чему способствует два ключевых аспекта:

- нотариат является органом, уполномоченные на определённые действия как при судебном рассмотрении, так и без такового;

- целью нотариального действия является гарантия соблюдения условий, обозначенных для гражданских субъектов, которые обретают правовые связи.

 

Список литературы:
1. Кац А.К. Основные положения проблемы осуществления правоохранительной функции в области гражданских правоотношений // Краткая антология уральской процессуальной мысли. Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2014. С. 112.
2. Комиссаров К.И. К теории гражданско-процессуальных правоотношений // Краткая антология уральской процессуальной мысли. Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2016. С. 253.
3. Косарева И.А., Косарев А.А. К вопросу о понятии и видах юридических фактов в семейном праве // Семейное и жилищное право. 2015. N 6. С. 21.
4. Настольная книга нотариуса. В 4 т. Т. 1: Организация нотариального дела / Под ред. И.Г. Медведева. М.: Статут, 2015. С. 35.
5. Фролович Э.М. Нотариальные действия в системе юридических фактов в гражданском судопроизводстве // Вестник гражданского процесса. 2017. № 4. С. 101.
6. Юдельсон К.С. Избранное: Советский нотариат. Проблема доказывания в советском гражданском процессе. М.: Статут, 2015. С. 56.
7. Яковлев В.Ф. Структура гражданских правоотношений // Гражданские правоотношения и их структурные особенности: Сборник ученых трудов СЮИ. 1975. Вып. 9. С. 32.