РАЗВИТИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
РАЗВИТИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Аннотация. В статье раскрываются вопросы влияния факторов на развитие теневой экономики страны и региона, особенно под влиянием изменения пенсионного законодательства.
Abstract. The article reveals the issues of the influence of factors on the development of the shadow economy of the country and the region, especially under the influence of changes in pension legislation.
Ключевые слова: теневая экономика, пенсионная реформа.
Keywords: shadow economy, pension reform.
Экономика Российской Федерации в течение последних лет имеет четко обозначенную тенденцию снижения макроэкономических показателей, характеризующих экономику страны. Так же экономическую ситуацию ухудшили шоковые события в отношении национальной экономики, как малого так и большого масштаба, связанные с ситуацией в мире в целом, а так же санкциями со стороны западных стран. Накапливающиеся внешние воздействия на систему «государство-население», как показано в работах И. У. Зулькарная [9, 10], могут приводить всю систему к скачкообразным изменениям общественного устройства, при достижении линии бифуркации. Различные риски, связанные с трудовым потенциалом субъектов РФ, относительно развития теневых отношений были исследованы К.Н. Юсуповым [21].
Учеными так же были изучены иные воздействия на экономику субъектов РФ. Авторами были изучены влияние шоков на расходы потребителей, уровень инфляции, состояние заработной платы, показателей инвестиционной активности и выпускаемой продукции, шоков технологического характера, шоков расходов регионов и государства, объема совокупного потребления, процентных ставок, влияния косвенного налогообложения на показатели потребления, системы налогообложения на финансовые результаты фирм.
Автор М.Г. Тиунова, направила свои труды на исследование влияния шоков внешнего характера на основные макроэкономические показатели развития российской экономики, а так же установила ее уязвимость к изменениям мирового рынка [19].
В трудах Р. В. Ломиворотова сформулирована модель экономики РФ, которая позволила оценить степень влияния денежно-кредитной политики российских институтов при воздействии шоков факторов на общую динамику экономики РФ [12].
В целом, следует отметить, что отечественная наука в большей степени направлена на изучение влияния внешних шоков на состояние экономики, тогда как влияния внутренних потрясений мало изучается. Особенно актуален данный вопрос в отношении региональной экономики, т.к. от они имеют недостаточную самостоятельность от экономического положения страны, и факторы внешнего влияния оказывают воздействие на его социально-экономическую систему в гораздо большей степени.
Одним из таковых внутренних шоков стало изменение пенсионного законодательства, повышающего возраст выхода на пенсию по старости. Данные изменения вызвали бурную негативную реакцию общества, на фоне которой аргументы органов государственной власти не были услышаны.
Основная опасность данной реформы заключалась в переходе значительного количества работников, в частности молодого возраста, в теневую экономику. Данная ситуация будет обусловлена игнорирование налоговых обязательств, обход экономических отношений производителя и потребителя, обусловленное ростом косвенного налогообложения, а так же вводом новых «скрытых» налогово.
Авторы научных публикаций рассматривали рост теневой экономики в качестве основного источника отсутствия баланса пенсионной системы. Ряд авторов при этом считают, что теневая экономика затрагивает порядка 20% трудоспособного населения страны, при этом вывод данного сектора из тени мог бы стать условием стабильности и сбалансированности пенсионной системы.
При этом, следует отметить, что участники теневого сектора экономики так же несут риски, связанные с пенсионным обеспечением в будущем.
Исследования нескольких авторов сосредоточены на данных о влиянии реформ, проведенных в начале 2000-х годов, на неформальную работу в Российской Федерации (реформы в исчислении НДФЛ, страховых взносов, изменения в пенсионной системе). Тогда в теневой сектор решили перейти в основном молодое население.
Представляется, что для реализации пенсионных прав и работники, и работодатели должны иметь стимул для выхода из неформальных трудовых отношений. Но в результате реформы треть здоровых граждан начинает получать «серую» заработную плату, которая составляет около 40% от общей заработной платы рабочих. Мы также отмечаем, что пенсионная система не ориентирована на эффективность, поскольку пенсионные накопления не учитывают влияние инфляции, что подвергает пенсионеров риску спада. Кроме того, повышение пенсионного возраста привело к значительному оттоку сотрудников в параллельный сектор. Авторы многих публикаций считают, что напрямую связать повышение пенсионного возраста с общей продолжительностью жизни невозможно. В целом, риск спада на рынке труда как источника отчислений на социальное страхование очень высок из-за проведения плохо продуманных реформ.
Периодические изменения взносов в пенсионные фонды могут вызвать недоверие между работниками и работодателями, что приведет к снижению заработка. Экономисты считают, что повышение процентной ставки несвоевременно, но имеет отношение к созданию самозанятых работников и нелегальной иммиграции. Нужно вывести их из тени и принять меры по увеличению их отчислений в пенсионные фонды.
Экономисты считают, что введение инструментов повышения поступлений пенсионных отчислений приводит к росту теневой экономики, а так же незаконного предпринимательства, поэтому следует оценивать реакцию населения на корректировки процентных ставок по пенсионным отчислениям.
Уровень теневой экономики в Республике Башкортостан находится на общероссийском уровне. Оценим основные показатели развития теневой экономики.
Рисунок 1. Динамика теневого сектора
Самый высокий уровень теневого рынка зафиксирован в 2015 г. (52,5% от ВРП). Далее показатель имел динамику уменьшения с последующий ростом в 2018 г. до 48,9%. Таким образом, политика республиканских органов власти по борьбе с теневым рынком, на данный момент малоэффективна.