К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ УСТАНОВКИ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПОЖАРОТУШЕНИЯ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ УСТАНОВКИ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПОЖАРОТУШЕНИЯ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Противопожарная защита занимает одно из основных мест в защите жизни, здоровья и различных видов имущества, как отдельных юридических, так и физических лиц, так и общества в целом [1, с. 209]. Автоматическая система пожаротушения помогает защитить объект от тяжелых последствий возможных пожаров, а в случае небольших пожаров работы этой системы достаточно для полной ликвидации пожара до прибытия сотрудников пожарной службы.
Учитывая высокую эффективность использования автоматических пожарных извещателей в жилых и других зданиях, очень важно и актуально распространить требования к их использованию на существующие здания, которые были введены в эксплуатацию ранее.
На сегодняшний день нету нормативного акта, который позволил бы вновь введенным требованиям пожарной безопасности иметь обратную силу,
Соответственно, для обеспечения безопасности устанавливаются определенные правила и существуют технические регламенты, закрепляющие требования, обеспечивающие пожарную безопасность [7], а основным требованием является установка комплексной системы противопожарной защиты (устройства обнаружения, системы автоматического пожаротушения и дымозащиты, пожарная сигнализация) [3, с. 602].
Именно поэтому целесообразно активно продвигать среди жителей такие устройства противопожарной защиты, как независимые пожарные извещатели, вместе с этим, нужно использовать все нормативные способы для увеличения новых обновленных требований пожарной безопасности на имеющиеся жилые здания.
Автоматическая система — пожаротушения-это универсальная система, состоящая из большого набора алгоритмов наблюдения состояния поставленных датчиков, автоматического пуска и системы слежения. Правильно организованная противопожарная защита должна быть обеспечена на стадии проектирования и строительства любого объекта. Целый комплекс мероприятий, направленных на подбор, правильный монтаж и эксплуатацию оборудования, способного создать надежную защиту в случае пожара, - это организация противопожарной защиты любого объекта.
Правовой основой для оборудования автоматической системы тушения считается СП 5.13130.2009 " Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и пожаротушения устанавливаются автоматически. Нормы и правила проектирования". Обязательное приложение А содержит список зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматическими системами пожарной сигнализации [2, с. 153-154].
Правовой основой для оборудования автоматической системы тушения также могут быть специальные технические условия. Специальные технические условия-это технические стандарты, которые содержат дополнительные к установленным техническим правилам в области недвижимости.
Нормативно – правовые документы, на основе которых создаются специальные технические условия, также станет правовой основой для установки систем автоматического пожаротушения - "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ФЗ от 30.12.2009) [8], "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ФЗ от 22.07.2008) [7], "О пожарной безопасности" (ФЗ от 21.12.1994) [6], "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (Постановление Правительства от 16.02.2008) [4]. Если есть противоречия между требованиями специальных технических условий и действующими нормативными документами, то следуйте специальным техническим условиям, так как эти требования подкрепляются прямыми вычислениями для определённого объекта.
Таким образом, на данном этапе необходимо включить в пункт 6 таблицы А. 1 Приложения А [7] требования к защите жилых многоквартирных домов с автоматической пожарной сигнализацией высотой менее 28 м, а также требования к защите жилых домов и квартир независимо от этажности. К тому же, желательно расширить требования таблицы А. 1 для жилых зданий к многоквартирным домам, которые сейчас набирают популярность, которые на самом деле являются жилыми зданиями. Кроме того, в п. 6 таблицы А. 1, руководствуясь практикой разработки и утверждения специальных технических условий в установленном порядке, необходимо предусмотреть спринклерные разбрызгиватели автоматических систем пожаротушения в жилых зданиях высотой более 75 метров над входными дверями вне квартир и в общих коридорах.
Согласно положениям пункта А. 4 Приложения А, в зданиях и сооружениях, указанных в настоящем приложении, все помещения должны быть защищены соответствующими автоматическими установками, независимо от площади, за исключением помещений с влажными процессами (душевые, ванные комнаты и т.д.); вентиляционных камер (приточно-вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или В), насосного водоснабжения, котельных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категорий В4 и D по пожарной опасности; лестничных клеток.
По этому пункту есть предложение. Оно связано с определением понятия "мокрый процесс", поскольку список в скобках не закончен. Желательно либо предоставить полный список помещений, относящихся к помещениям с влажными процессами, либо указать типичные характеристики этих помещений (например, максимальную влажность), что позволит технологам и проектировщикам однозначно интерпретировать это требование.
Довольно распространенным и неоднозначным с нормативной точки зрения является вопрос оснащения входных вестибюлей зданий автоматической пожарной сигнализацией. Формально положения Приложения А (П. А. 4 [7]) предписывают защиту помещений входных вестибюлей в случае защиты здания в целом. В то же время общие соображения и практика применения этого требования показывают, что защита входных вестибюлей автоматической пожарной сигнализацией нецелесообразна при недостатке в них пожарной нагрузки. Данный момент тоже должен быть отражен в нормах.
Но даже если возникнет нормативная надобность в защите здание квартир и частных жилых домов автономными пожарными извещателями, вопрос контроля за выполнением таких требований останется. Эту проблему можно решить путем расширения полномочий инспекторов государственного пожарного надзора или передачи соответствующих функций управляющим компаниям. Очевидно, что эта проблема не будет решена быстро, для этого необходимы последовательные изменения в различных нормативных документах и правовых актах, постепенное введение обязательного страхования жилья, что в свою очередь может существенно способствовать распространению использования автономных пожарных извещателей.
В связи с этим государству нужно уделять отдельное внимание разработке, расширению и эффективности применения законов, или различных технических регламентов, регулирующих установку автоматических систем пожаротушения на определенных объектах и объектах, во избежание возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами и пожарами.