Статья:

СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И СПОСОБ ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Ролдухина Е.Ю. СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И СПОСОБ ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 13(192). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/192/108493 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И СПОСОБ ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Ролдухина Екатерина Юрьевна
студент, Факультет Экономический НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», РФ, г. Москва

 

SOCIAL REPORTING AS A NEW PHENOMENON IN DOMESTIC ACCOUNTING AND A WAY TO INFORM SOCIETY ABOUT THE STATE, ENVIRONMENTAL AND SOCIAL ACTIVITIES OF THE ORGANIZATION

 

Ekaterina Roldukhina

Student 2 term "Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Russia, Moscow

 

Аннотация. в статье исследуется сущность социальной отчетности, как одного из видов нефинансовой отчетности, а также ее специфика в России. Данная тема является особенно актуальной на современном этапе развития экономики, так как бухгалтерская (финансовая) отчетность больше не предоставляет всю необходимую заинтересованным пользователям информацию. Экономические субъекты в больше степени стали уделять внимание социальной ответственности бизнеса, играющей огромную роль в установлении благоприятных связей с клиентами, партнерами, собственниками бизнеса, органами государственной власти и сотрудниками организации. В статье описываются формы социальных отчетов, их структура и присутствующие.

Abstract. The article examines the essence of social reporting as one of the types of non-financial reporting, as well as its specificity in Russia. This topic is especially relevant at the present stage of economic development, since accounting (financial) statements no longer provide all the information necessary for interested users. Economic entities have begun to pay more attention to the social responsibility of business, which plays a huge role in establishing favorable relationships with customers, partners, business owners, government authorities and employees of the organization. The article describes the forms of social reports, their structure and those present.

 

Ключевые слова: нефинансовая отчетность, социальная ответственность бизнеса, социальная отчетность, социальный отчет.

Keywords: non-financial reporting, social responsibility of business, social reporting, social report.

 

В современных экономических реалиях цифровой экономики появляется необходимость в создании нового формата предоставления информации о финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Данная информация должна в полной мере удовлетворять интересы самых разных групп заинтересованных пользователей, что в полной мере невозможно только с помощью бухгалтерской (финансовой) отчетности. Этот вид отчетности с каждым годом все сильнее теряет свою актуальность, популярность и информативность. По причине этого все большее внимание уделяется социальной отчетности предприятий, являющейся одним из видов нефинансовой отчетности. Социальная отчетность является в своем роде связующим звеном между показателями финансовой отчетности и нефинансовой информацией о социальной ответственности бизнеса [1].

Нефинансовый (социальный) отчет является одним из инструментов повышения качества планирования, управления и оценки деятельности компании, он служит источником получения сведений, позволяющих оценить количество и качество нематериальных активов организации, ее возможности и потенциал, а также стоящие риски, особенности и качество менеджмента.

Инвесторы, партнеры, клиенты и собственный персонал могут почерпнуть из отчета информацию, которая наряду с информацией о финансовых результатах помогает им принять необходимые решения в отношении конкретной компании. Сегодня эти новые нормы только формируются, но есть все основания полагать, что такой подход в принятии деловых решений станет распространенным явлением [12].

По мнению доктора экономических наук, профессора М.А. Вахрушиной, корпоративная социальная отчетность представляет собой «совокупность отчетов компании, включающих информацию о результатах как экономической, так и социальной и экологической деятельности». Однако доктор экономических наук И. Н. Рыкова приводит такое определение - «корпоративная социальная отчетность - это отчетность устойчивого развития, которая потенциально способна предоставить информацию, чрезвычайно важную для анализа бизнеса, отсутствующую в финансовых отчетах: о рынках продукции, труда, капитала, регулирующих органах, конкурентных преимуществах в снижении издержек, дифференциации продукции, формировании и удержании интеллектуального капитала» [8].

То есть социальная отчетность — это процесс объединения исследовательских, аналитических процедур, а также процедур менеджмента, которые направлены повышение эффективности социальной, производственной и финансовой деятельности компании с помощью составления и предоставления заинтересованным пользователям социального отчета.

Корпоративная социальная отчетность служит инструментом самооценки экономической, социальной и экологической деятельности компании, позволяет вести диалог с заинтересованными сторонами, реализовывать дополнительные конкурентные преимущества [5].

Одной из важных целей отчетности является выявление и более полное осознание с помощью системы индикаторов реального продвижения организации в реализации своих долгосрочных стратегий и достижении целей развития. В свою очередь, это позволит компании совершенствовать систему управления, уточнять курс и повышать эффективность своей текущей работы. Важно, что таким образом стимулируется дальнейшее движение к устойчивому развитию бизнеса для данной организации, что требует скоординированных действий по экономической и социальной ее составляющим [12]. Также целью социальной отчетности корпорации является формирование полной и достоверной информации о ее устойчивом развитии [13]. В настоящее время в мире существует множество международных стандартов, регулирующих социальную отчетность. Все эти стандарты в зависимости от сферы деятельности компании и направлений их использования можно разделить на несколько групп:

- руководящие принципы и кодексы поведения (Руководящие принципы Amnesty International (в 2022 году Роскомнадзор заблокировал сайт организации за «размещение недостоверной общественно значимой информации» о вторжении России на территорию Украины – прим. ред) по соблюдению прав человека для компаний и ОЭСР для многонациональных корпораций, Глобальный договор ООН и другие);

- системы управления и схемы сертификации (Схема экологического менеджмента и аудита EMAS, экостандарты ИСО 9000 и 14001, стандарт для оценки социальных аспектов систем управления SA 8000, стандарт промышленной безопасности и здоровья OHSAS 18001 и другие);

- рейтинговые индексы (Индекс Доу Джонса по устойчивому развитию DJSI, «этические» индексы FTSE4Good и т.д.);

- система подготовки отчетности (Глобальная инициатива по представлению отчетности в области устойчивого развития GRI и процессный стандарт разработки отчетов АА 1000S) [7].

Наиболее распространенными стандартами подготовки отчетности являются:

1) GRI (Global Reporting Initiative). Этот стандарт состоят из трех основных элементов: экономика предприятия, его социальная и экологическая политика. GRI неразрывно связан с правилами построения финансовой отчетности и это является его огромным преимуществом. Этот стандарт используется обычно в самом начале перехода компании к составлению внешних социальных отчетов, так как он способствует постепенному переходу на рекомендации GRI и предоставляет возможность составлять отчет только по одной из социальных сфер деятельности организации или только по нескольким. В последствии осуществляется постепенный переход на другие сферы.

2) Стандарт АА1000. Данный стандарт способствует наиболее оптимальному регулированию социальных программ организации и увеличению их эффективности. АА1000 позволяет организованно собирать информацию о социальных стратегиях компании и рассматривать их недостатки. То есть стандарт предоставляет возможность не только проанализировать управленческую систему организации, но также и предоставить информацию и открытости и честности бизнеса акционерам.

3) SA 8000:2001 «Социальная отчётность» (Social Accountability) – отличается от других направленностью на отношения с персоналом организации. Данный стандарт регулирует обязанности работодателя в обеспечении приемлемых условий труда. Стандарт SA 8000:2001 характеризует соблюдение работодателями прав работников на труд, а также регулирует управление в данной области [7].

Однако в отечественной практике в настоящий момент социальная отчетность составляется лишь по усмотрению компаний в достаточно произвольной форме и может отражать лишь часть основных социальных проблем с раскрытием отдельной тематики, зачастую без отображения динамики деятельности компании по раскрываемой проблеме [2].

Кроме того, в российской экономике присутствует очень малое количество инициатив по предоставлению социальных отчетов именно со стороны стейкхолдеров. Этими заинтересованными сторонами являются не только пользователи с прямым финансовым интересом, но и без него – государство, сотрудники организации, на которых социальная деятельность организаций также оказывает немалое влияние. То есть из-за недостатка «спроса» на социальную отчетность, компания просто не видит потребности в предоставлении информации о своей социальной деятельности и не видит в этом никаких перспектив [3]. В настоящий момент выделяют 3 основных формы социальной отчетности:

- стандартизированный отчет (основывается на стандартах AA 1000, SA 8000, GRI и т.д.); - комплексный отчет (метод Triple Bottom-Line, метод Лондонской группы сравнительного анализа (London Benchmarking Group), метод группы корпоративного гражданства (Corporate Social Citizenship и т.п.);

- свободная форма социального отчета. Составление и предоставление первых двух форм социальной отчетности является наиболее оптимальным для всех стейкхолдеров, потому что они комплексно отражают результаты деятельности компании в сфере социальной ответственности бизнеса и имеют тесную взаимосвязь с финансовой отчетностью предприятия, которая кроме того могла пройти аудиторскую проверку.

Но все же самой популярной формой отчетности является свободная форма. Данная форма часто составляется в виде красочных буклетов, включающих информацию о социальных программах компании. Свободная форма значительно более удобна для организации-составителя, но ее просто невозможно подтвердить правдивость предоставленной информации и сравнить данный отчет с социальными отчетами других организаций [2].

Проанализировав литературу касательно исследования структуры социальной отчетности можно прийти к выводу, что ее единого состава не существует. Однако наиболее распространенными разделами являются:

1. Стратегия деятельности организации, ее так называемая «философия». Она может включать обращение руководства, миссию и ценности предприятия, направления социальной ответственности. Также сюда относятся показатели, отражающие экономические результаты деятельности и суммы расходов на социальную ответственность.

2. Функциональная структура организации и структура управления, виды деятельности, организационно-правовая форма масштаб организации.

3. Взаимодействие с внешними заинтересованными сторонами, которые определяются критерием существенности – оценивается влияние организации на них, а также их воздействие на развитие организации. Здесь можно указать информацию о контроле качества продукции и услуг, а также качественном обслуживании клиентов. Тут же указываются расходы, направленные на защиту прав и интересов потребителей и партнеров [4].

4. Взаимодействие с персоналом организации. Здесь указываются различные социальные программы организации, которые в полной мере раскрывают ответственность организации перед своими сотрудниками. Сюда включаются также все расходы на персонал.

5. Инновационное развитие организации, касающиеся различных сторон социальной ответственности организации и повышения ее роли в организации.

6. Деятельность в области взаимодействия с общество, которая включает социальные программы добровольной основы и результаты их вклада в развитие общества. Здесь указываются расходы на различные социальные мероприятия, индивидуальные и в сотрудничестве с различными субъектами хозяйствования.

7. Перспективы деятельности организации. В этом разделе отражаются стратегические цели в области социальной ответственности и совершенствования взаимодействия организации с обществом [2].

Состав каждого из этих разделов в зависимости от направления и масштаба деятельности организации будет отличаться, поэтому не существует также и единого перечня показателей социальной отчетности.

Особенностью социальных отчетов российских компаний на современном этапе является отсутствие большой доли числовой части и предоставление информации в подавляющей части в виде текста. К сожалению, это не позволяет наиболее полно оценивать результат социально ответственной деятельности компании [2].

По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, в Национальном регистре нефинансовых отчетов по состоянию на 21 мая 2020 года зарегистрировано 1 034 отчета от 186 компаний Российской Федерации, начиная с 2000 года. В их числе: экологические отчеты (ЭО) - 88, социальные отчеты (СО) – 361, отчеты в области устойчивого развития (ОУР) – 358, интегрированные отчеты – 227. Повышается роль информации, комплексно отражающей деятельность компаний. Она публикуется в отчетах, подготовленных по «триединому итогу», включая экономические, социальные, экологические аспекты и вопросы управления. Таких отчетов подавляющее большинство в Национальном Регистре, и с каждым годом их число растет.

Также особенностью последнего времени является более комплексное предоставление нефинансовой, в том числе социальной, информации в годовых отчетах организаций. Таким образом, около 100 крупнейших компаний предоставляют социальную информацию именно в годовых отчетах, но это происходит абсолютно с разной полнотой и качеством [11].

Ведя социально ответственный бизнес, организации становятся более значимыми для региона, повышается доверие к ним со стороны заинтересованных пользователей, увеличиваются объемы потребления. Также важнейшим фактором оптимальности социальной отчетности является ее взаимосвязь с финансовой отчетностью компании. Многими исследователями доказана зависимость показателей финансово-хозяйственной деятельности от социальной составляющей бизнеса [2].

Таким образом, можно выявить следующие тенденции развития социальной отчетности в отечественной практике:

- рост количества и масштаба предоставления данных о социальной ответственности бизнеса, а также рост ее качественных характеристик;

- растет внимание к комплексному предоставлению информации о постановке и выполнении конкретных целей организации, а также ее стратегии в социальной сфере;

- все еще не достаточно раскрывается информация о брэндинге, работе с поставщиками и подрядчиками, часто не уделяется внимание анализу рынка, на котором присутствует компания и ее конкурентов; 

- в недостаточном объеме раскрывается информация о фактических результатах работы с стейкхолдерами, ее анализе – присутствует лишь информация по стратегии в этом направлении;

- повышается роль независимой оценки социальных отчетов, их подтверждения, например, в форме общественного или профессионального заверения;

- добровольная отчетность остается преимущественно уделом крупных компаний в России, а количество и качество социальных отчетов средних и малых предприятий очень мало, что связано с объективными причинами их финансовых возможностей [6].

Именно поэтому очень важна унификация структуры социальных отчетов, регулирование их составления и предоставления заинтересованным пользователям. Это позволит выстроить систему основных показателей, необходимых в отчетности, все они должны, помимо предоставления информации о социальной ответственности бизнеса, показывать непосредственную взаимосвязь с финансовой деятельностью организации, то есть, в том числе с другой формой отчетности – финансовой отчетностью. Таким образом, необходимо разработать отдельный методический подход к порядку отражения информации в социальной отчетности. Разработка таких методических рекомендаций, будет способствовать эффективности работы предприятия в социальной сфере его деятельности, которая имеет огромное значение в том числе для международных экономических отношений и их стандартов социальной ответственности, играющих большую роль в современной экономической деятельности [2]. На сегодняшний день информацию о своих социальных программах в том или ином виде публикуют и распространяют практически все ведущие компании. Социальные отчеты компаний размещаются на корпоративных веб-сайтах; публикуются в виде отдельных брошюр и экземпляров для свободного использования; распространяются через офисы компании всем заинтересованным в деятельности компании сторонам: органам государственного управления, объединениям потребителей и индивидуальным потребителям, бизнес-партнерам, общественным организациям. Эффективным механизмом распространения социального отчета компании является его презентация на публичных деловых мероприятиях, таких как конференции (как российские, так и международные), круглые столы, деловые завтраки [10].

Таким образом, нефинансовая отчетность напрямую связана с информационной открытостью компаний, которая, в свою очередь, является отражением как общего состояния деловой среды, так и уровня развития систем корпоративного управления.

 

Список литературы:
1. Алексеева И. В., Федосова О. Н., Прядкина Е. А. Анализ современных исследований формирования социальной отчетности коммерческих организаций в условиях цифровой экономики // Учет и статистика – 2019 г. №4;
2. Бессарабов В. О. Взаимосвязь показателей финансовой и социальной отчетности как основа развития социальной ответственности бизнеса // Экономика: вчера, сегодня, завтра – 2017 г. №12а;
3. Журавлева И. А. Социальная отчетность компании: предпосылки формирования единого стандарта // Тенденции развития науки и образования – 2017 г. №25-1;
4. Закирова А. Р., Клычова Г. С., Кириллова В. Э., Юсупова А. Р. Социальная отчетность: назначение, основные принципы формирования, структура // Вестник Казанского государственного аграрного университета – 2019 г. № 1;
5. Кричевский Н. А., Гончаров С. В. Корпоративная социальная ответственность. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2006. С. 87;
6. Левочкина Н. А. Корпоративная социальная ответственность: опыт нефинансовой отчетности российских компаний // Современные технологии управления URL: https://sovman.ru/article/6604/ (дата обращения: 26.05.2020);
7. Новикова М. Л. Внешняя социальная отчётность компании: международные стандарты // HR - Journal URL: http://www.hr-journal.ru/articles/ov/Vneshnjaja-socialnaja-otchjotnost-kompanii-mezhdunarodnye-standarty.html (дата обращения: 26.05.2020);
8. Петрова А. Н. Сущность и назначение социальной отчетности // Бухгалтерский учет, статистика – 2011 г. №10;
9. Тронза А. А. Анализ структуры и состава показателей социальной отчетности // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВО «Донецкий национальный университет» - 2019 г. №11;
10. Якушев А. В. Социальная защита. Социальная работа: Конспектлекций. М.: А-Приор, 2010. С. 138-139.;
11. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов: 2017–2018 гг. выпуска. Е. Н. Феоктистова, Л. В. Аленичева, Г. А. Копылова, М. Н. Озерянская, Д. Р. Пуртова, Н. В Хонякова. – М.: РСПП, 2019. 104 с.;
12. Нефинансовые отчеты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчетности. Аналитический обзор / Подобщ. ред. А. Н. Шохина. М.: РСПП, 2006. С. 13.1ШЬ: ЬНр://рспп.рф/12/4005.pdf (дата обращения: 20.01.2015);
13. Оценка корпоративной эффективности в ТЭК России: методология и результаты / Под ред. В. В. Бушуева. М.: ИЦ “Энергия”, 2014.С. 11. 1ШЬ: http://www.energystrategy.ru/editions/docs/oc-ka_corp_ef.pdf (дата обращения: 20.01.2015).