СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ В УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ПРАВИЛА И НОРМЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ В УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ПРАВИЛА И НОРМЫ
Аннотация. Рассматривается проблема обеспечения пожарной безопасности в школах.
Ключевые слова: объект защиты, система противопожарной защиты, пожарная безопасность, пожаротушение.
Пожарная безопасность это набор применимых мер и правил, обращенных на предотвращение появления случайного или запланированного пожара, сдерживание его увеличения в случае возникновения и сокращение последствий, до оптимального значения. Она обеспечивается, в основном, несколькими путями:
- системами противопожарной защиты;
- системами оповещения;
- организационно-техническими мероприятиями.
Несмотря на простоту средств защиты, существует множество требований. Даже размещение огнетушителей, ящиков с песком, сигналы эвакуации и датчики дыма, нужно проводить с учетом правильных расчетов для их установления.
Эти нормы «размещения» обуславливается несколькими факторами:
- площади территории, на которой обеспечивается безопасность;
- категории помещения ( пожароопасность или взрывоопасность);
- класс пожара;
Прежде всего необходимо определить класс опасности здания, а затем проводить оценку и непосредственно устанавливать средства пожаротушения. Именно поэтому огнетушители в школах расставлены на каждом этаже, а зачастую в каждом втором кабинете.
Раньше для школ, других учебно-воспитательных учреждений учтены нормы, прописанные в Постановлении Правительства №1479 «правила о противопожарном режиме.
В этих требованиях пожарной безопасности описаны отдельные главы для учебных заведений, в которых наибольшее количество людей дети. Тем не менее в них не прописаны основные правила расстановки первичных средств пожаротушения. Внимание делается на избежание возгорания, на введение мер по заблаговременной эвакуации детей и персонала и информирование пожарных подразделений о пожаре.
Согласно Постановлению Правительства № 1479 в школах, кинотеатрах, детских садах, интернатах и других общественных учреждениях надлежит быть как минимум по 2 ручных огнетушителя на каждом этаже. Это одно из существенных правил, которое следует учитывать. Если в помещении установлена автоматическая система пожаротушения, то допускается размещать всего 50% огнетушителей от нормы оснащения.
Устанавливать средства пожаротушения необходимо так, чтобы они не загораживали пути эвакуации (например, пожарные шкафы). Но, к сожалению, оснащение учебных заведений пожарными извещателями и огнетушителями достаточно затратное мероприятие. Именно поэтому многие огнетушители теряют срок годности, а сигнализация и другая система оповещения зачастую просто не работают.
Согласно статистике, многие огнетушители не срабатывают в нужный момент. Причины бывают разные, но главной остается одна – неправильное использование (то есть неподготовленность персонала).
Причины неисправности огнетушителей указаны на рисунке 1.
Рисунок 1. Причины неисправности огнетушителей
Что касается организационно-технических мероприятий, так они бывают двух типов: предварительные и действенные.
Предварительно в общеобразовательных учреждениях создается:
• нормативно-правовая база: законы, распоряжения, уставы, направленные на служебных сотрудников; они поступают до соисполнителей и жестко контролируются;
• исследование потенциальных опасностей , которое поможет избежать последующих возгораний;
• формирование подготовки учащихся, педагогов и персонала способам защиты, проведение обучений и занятий в соответствии с требованиями безопасности.
Следовательно, из действенных мероприятий главным является экстренная эвакуация. Проводя тренировки по эвакуации, создается основное время, необходимое для вывода людей из учебного учреждения. Так же необходимо создавать занятия с самими учениками и сотрудниками, дабы избежать ситуаций, в которых может возникнуть паника и не сосредоточенность действий.
Таким образом, можно сделать вывод, что средства пожаротушения нуждаются в своевременном обслуживании, и неправильное использование может привести к гибели и усугубить ситуацию во время возгорания. Так же, необходимо проводить мероприятия, связанные с обеспечение пожарной безопасности в учебных заведениях