Статья:

СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ В УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ПРАВИЛА И НОРМЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Ащеулова К.Г., Аксенов С.Г. СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ В УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ПРАВИЛА И НОРМЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 13(192). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/192/108504 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ В УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ПРАВИЛА И НОРМЫ

Ащеулова Ксения Георгиевна
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, проф., Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Рассматривается проблема обеспечения пожарной безопасности в школах.

 

Ключевые слова:  объект защиты, система противопожарной защиты, пожарная безопасность, пожаротушение.

 

Пожарная безопасность это набор применимых мер и правил, обращенных на предотвращение появления случайного или запланированного пожара, сдерживание его увеличения в случае возникновения и сокращение последствий, до оптимального значения. Она обеспечивается, в основном, несколькими путями:

- системами противопожарной защиты;

- системами оповещения;

- организационно-техническими мероприятиями.

Несмотря на простоту средств защиты, существует множество требований. Даже размещение огнетушителей, ящиков с песком, сигналы эвакуации и датчики дыма, нужно проводить с учетом правильных расчетов для их установления.

Эти нормы «размещения» обуславливается несколькими факторами:

- площади территории, на которой обеспечивается безопасность;

- категории помещения ( пожароопасность или взрывоопасность);

- класс пожара;

Прежде всего необходимо определить класс опасности здания, а затем проводить оценку и непосредственно устанавливать средства пожаротушения. Именно поэтому огнетушители в школах расставлены на каждом этаже, а зачастую в каждом втором кабинете.

Раньше для школ, других учебно-воспитательных учреждений учтены нормы, прописанные в Постановлении Правительства №1479 «правила о противопожарном режиме.

В этих требованиях пожарной безопасности описаны отдельные главы для учебных заведений, в которых наибольшее количество людей дети. Тем не менее в них не прописаны основные правила расстановки первичных средств пожаротушения. Внимание делается на избежание возгорания, на введение мер по заблаговременной эвакуации детей и персонала и информирование пожарных подразделений о пожаре.

Согласно Постановлению Правительства № 1479 в школах, кинотеатрах, детских садах, интернатах и других общественных учреждениях надлежит быть как минимум по 2 ручных огнетушителя на каждом этаже. Это одно из существенных правил, которое следует учитывать. Если в помещении установлена автоматическая система пожаротушения, то допускается размещать всего 50% огнетушителей от нормы оснащения.

Устанавливать средства пожаротушения необходимо так, чтобы они не загораживали пути эвакуации (например, пожарные шкафы). Но, к сожалению, оснащение учебных заведений пожарными извещателями и огнетушителями достаточно затратное мероприятие. Именно поэтому многие огнетушители теряют срок годности, а сигнализация и другая система оповещения зачастую просто не работают.

Согласно статистике, многие огнетушители не срабатывают в нужный момент. Причины бывают разные, но главной остается одна – неправильное использование (то есть неподготовленность персонала).

Причины неисправности огнетушителей указаны на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Причины неисправности огнетушителей

 

Что касается организационно-технических мероприятий, так они бывают двух типов: предварительные и действенные.

Предварительно в общеобразовательных учреждениях создается:

• нормативно-правовая база: законы, распоряжения, уставы, направленные на служебных сотрудников; они поступают до соисполнителей и жестко контролируются;

• исследование потенциальных опасностей , которое поможет избежать последующих возгораний;

• формирование подготовки учащихся, педагогов и персонала способам защиты, проведение обучений и занятий в соответствии с требованиями безопасности.

Следовательно, из действенных мероприятий главным является экстренная эвакуация. Проводя тренировки по эвакуации, создается основное время, необходимое для вывода людей из учебного учреждения. Так же необходимо создавать занятия с самими учениками и сотрудниками, дабы избежать ситуаций, в которых может возникнуть паника и не сосредоточенность действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что средства пожаротушения нуждаются в своевременном обслуживании, и неправильное использование может привести к гибели и усугубить ситуацию во время возгорания. Так же, необходимо проводить мероприятия, связанные с обеспечение пожарной безопасности в учебных заведениях

 

Список литературы: 
1. Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ.
2. Федеральный закон  Российской Федерации «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
З.  Постановление  Правительства  Российской Федерации   от  16.09.2020 г. № 1479 (ред. 21.05.2021 г.) «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации».
4. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушат пожар // Современные проблемы безопасности (FireSafety 2020): теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции.-Уфа: РИК УГАТУ, 2020. – с. 146 –153
5. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020). Материалы II Международной научно-практической конференции.- Уфа: РИК УГАТУ,  2020. – с.124–127
6. Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».