Статья:

ПОДГОТОВКА ПОЖАРНЫХ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Могильников Н.О. ПОДГОТОВКА ПОЖАРНЫХ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/194/109281 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОДГОТОВКА ПОЖАРНЫХ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ

Могильников Николай Олегович
курсант, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, РФ, г. Екатеринбург
Дьяков Виктор Федорович
научный руководитель, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. Подготовке пожарных уделяется немало времени и в каждой стране она своя.

 

Ключевые слова: подготовка пожарных, зарубежный опыт, повышение эффективности работы пожарных.

 

Профессия пожарного достаточно сложна, это не только те, кто выезжает на вызовы и борются с огнем, выезжают на тушение пожара на природе, но и те, кто участвует в ликвидации чрезвычайных ситуаций, умеет оказать первую доврачебную помощь, организовать поиски при необходимости и провести аварийно-спасательные работы.

Пожарная охрана в России подразделяется на государственную, муниципальную, ведомственную, частную и добровольную противопожарные службы.

Подготовка пожарных в Российской Федерации осуществляется согласно медицинским и социальным критериям, образовательному цензу и физической подготовленности. Профессиональная подготовка – это целенаправленный организованный процесс постоянного совершенствования знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на личный состав органов управления и подразделений пожарной охраны [1].

Одним из основных направлений подготовки личного состава пожарной охраны является опыт в максимально приближенных условиях к реальности, потому что именно такие практические знания в обстановке пожара, в горящей, токсичной, задымленной среде не могут быть получены путем прочтения учебных пособий, просмотром видеороликов, хотя теоретическая составляющая так же важна.

Устанавливается особый контроль за деятельностью обучаемых, примером может стать количество зарегистрированных совершенных ошибок при выполнении определенного вида упражнения, учет времени – все эти данные необходимы для анализа ошибок и установления должного норматива.

Как и при любом виде обучения, на занятиях по пожарно-строевой подготовке должны соблюдаться последовательность и систематичность в приобретении знаний, равномерность нагрузки, целенаправленность выполнения упражнений, техника безопасности [2]. Деятельность пожарных так же должна включать и высокое самообладание, умение противостоять объективным и субъективным факторам, а также способность быстро оценивать обстановку и принять единственно правильное решение по спасению человеческих жизней.

Обучение пожарного должно осуществляться в условиях моделирования реальности с учетом ее особенностей. Важным фактором выступают тренировки с целью создания навыков в нештатных условиях, которые сложно предугадать. В процессе обучения исключительно важно, повышая уровень профессиональных навыков и снижая тем самым уровень объективного риска, добиваться стабилизации субъективного риска, особенно при работе в сложных условиях.

Одним из эффективных способов обучения является имитационное моделирование, которое позволяет решить целый ряд задач (приобретение навыков, «лидерских качеств», повышение эффективности взаимодействия личного состава, обучение деятельности в экстремальных условиях.

Действия пожарных частей не могут быть самопроизвольными или же стихийными, так как любые действия должны быть скоординированными, согласованными для выполнения конкретной общей задачи, поэтому в ГПС РФ уделяется вниманию решения пожарно-технических задач, проведению пожарнотактических учений, а также тренировкам, основанным на психологической полосе препятствий, теплодымокамере.

Стоит рассмотреть и подготовку пожарных в других странах, например, США. Для поступления на службу позднее было достаточно средней школы, в данное время требуется двухгодичный колледж с дополнением курсов по оказанию доврачебной медицинской помощи. В некоторых штатах требуется прохождение детектора лжи, психологические, медицинские тесты, затем наступает прохождение экзамена на физическую пригодность, так к примеру, есть такие испытания как движение по едущим эскалаторам, ношение лестницы с тяжелым грузом, вытаскивание нуждающегося человека за 35 секунд и ориентирование в замкнутом пространстве.

В некоторых штатах США подготовка пожарных предусматривает как лекционные залы, так и классы современного симулятора пожаров («дом в поле», «горящее здание», «метро»), что позволяет создавать элементы внезапности и опасности [4].

На Западе, в Германии, пользуются тренажером, основой которого является лабиринт в дымокамере, перемещаясь по которому пожарные пытаются найти очаг пожара. Если передвижение участника испытаний наводит смущение на руководителя, то возможно вмешательство в процесс тренировки, либо подсказывая, либо дисквалифицируя обучающегося с данного препятствия. Данный тренажер имеет ряд недостатков, потому что имеет низкий уровень реальной обстановки.

В Великобритании так же широкий профиль деятельности, как в России (места ДТП, наводнения, обрушившееся здания, природные катаклизмы).  Профессиональный уровень подготовки пожарных достаточно высок и считается одним из лучших. Особенностями пожарной службы в Великобритании является параллельное обучение вождения на мотоциклах.

Гэмпшир (южное графство в Англии) уделяют более глубокому изучению профессиональной подготовки в области медицины, чем в других графствах. Пожарные получают комплекты оборудования (дефибрилляторы, аппаратура, позволяющая перелить кровь и др.). Такая необходимость возникла, из-за огромного количества зарегистрированных случаев, где требовалось медицинское вмешательство до приезда скорой помощи причем с поддержанием стабильного состояния, именно такое повышение уровня квалификации сотрудников поможет спасти еще много жизней.

Вывод: Возможно рассматривать и другие государства, но подготовка частично совпадает с российскими упражнениями. Такой опыт может передаваться между странами, дополняя уже известную практику и теорию обучения пожарных.

 

Список литературы: 
1. Приказ МЧС России 26.10.2017 N 472, "Порядок подготовки пожарной охраны".
2. Степанов Р.А., Шелепенькин А.А., Белкин Д.С. Специфика подготовки кадров в системе Государственной противопожарной службы МЧС России // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-podgotovki-kadrov-v-sisteme-gosudarstvennoy-protivopozharnoy-sluzhby-mchs-rossii (дата обращения: 09.04.2022).
3. Губанова Ольга Александровна Зарубежный опыт подготовки пожарных // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-podgotovki-pozharnyh (дата обращения: 02.04.2022).
4. Чумила Е.А. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки спасателей-пожарных в иностранных государствах (обзор основных способов и средств подготовки) // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalno-prikladnoy-fizicheskoy-podgotovki-spasateley-pozharnyh-v-inostrannyh-gosudarstvah-obzor-osnovnyh-sposobov (дата обращения: 12.04.2022).