ПРОБЛЕМАТИКА ВЛИЯНИЯ США НА ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
Рубрика: Экономика
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
ПРОБЛЕМАТИКА ВЛИЯНИЯ США НА ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
Вопрос международной экономической интеграции на сегодняшний день является одним из актуальных.
Так, с середины 1980-х гг. США начали заключать соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) со своими ключевыми торговыми партнёрами и союзниками, в первую очередь, с Канадой и Мексикой (НАФТА).
В последующие годы, соглашения подобного рода привлекли внимание в большей степени страны Латинской Америки, в основном, имеющие выход в Тихий океан. США, открывая свой собственный рынок, только усилили зависимость других стран от своей экономики, используя экономическую интеграцию как инструмент влияния. С течением времени, в Вашингтоне возникли намерения перехода на новый уровень интеграции, который охватывал бы стратегически важное пространство в АТР. В 2008 году США выступили с предложением о создании Транстихоокеанского партнёрства (ТТП), где ключевую роль играла бы мощная американская экономика, задающая стандарты странам-партнёрам. Вызвано это по трём причинам:
Во-первых, в США хотели восполнить провал соглашения о Всеамериканской зоне свободной торговли, так как весь переговорный процесс окончился в конце 2005 года [2;31].
Во-вторых, проникновение Китая на рынки стран АТР, в частности стран АСЕАН, вызывало обеспокоенность у американской стороны. Так, например, идеи о создании зоны свободной торговли Китай – АСЕАН были высказаны еще в 1990-х гг. в период экономических трудностей в азиатских странах. Именно тогда премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи на саммите Китай – АСЕАН в Маниле (1999 г.) выразил заинтересованность Китая в укреплении торговых отношений со странами Ассоциации [3]. Стороны достигли соглашения в 2010 году.
В-третьих, США могли бы получить явные преференции на рынках стран АТР, что, в свою очередь, побудило бы американский бизнес активнее продвигать американскую продукцию, а это хорошо сказалось бы на сальдо торгового баланса США, которое последнее тридцать лет было дефицитным. Наибольшего пика его дефицит достигал в 2006 г. когда США импортировали товаров на 828 миллиарда долларов США больше, чем экспортировали [4].
Более того, американский проект «нового видения» АТР привлёк внимание Перу; Австралии; Канады; Мексики; Малайзии; Вьетнама и Японии [6;33]. В 2011 году, госсекретарь США Хиллари Клинтон опубликовала статью под названием «Американский Тихоокеанский век», в котором она указывала превалирующие ориентиры для США на ближайшие десятилетия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В этом «послании» госсекретарь убеждала об основательной увлечённости США лидировать в регионе, т.е. американская сторона не только возьмёт, но и выполнит экономические и стратегические обязательства [7].
Что касается Китая, то он в этот период начал реализовывать свой собственный мегарегиональный масштабный проект – Всеобъемлющее экономическое региональное партнёрство (ВРЭП). Переговоры по этому соглашению начались в 2012 году, среди его участников были АСЕАН; Китай; Япония; Республика Корея; Австралия; Новая Зеландия; Индия (вышла из соглашения в 2019 году по причинам внушительного дефицита торгового баланса с КНР в 53 миллиарда долларов) [5;30]. Вообще само Партнёрство рассматривалось как альтернатива ТТП, поскольку Китай также искал обеспечение экспортных возможностей для китайских производителей с учётом собственных стандартов, а как следствие, заявка на лидерство в регионе.
В 2016 г. соглашение о ТТП было подписано, но новая администрация в США вышла из соглашения в январе 2017 года. Президент Трамп не встретил сильного сопротивления со стороны оппонентов. Достаточно просто взглянуть на цифры, чтобы понять отсутствие сильного сопротивления – по подсчётам Института экономической политики, из-за дефицита в торговле с 11 странами пакта, размер которого оценивают в 177,9 миллиардов долларов, в 2015 году ВВП США уменьшился на 284,6 миллиардов долларов, а также было сокращено около 2 миллионов рабочих мест. На этом фоне США и Япония подписали соглашения о ЗСТ, а также было пересмотрено соглашение с Республикой Корея.
В ноябре 2021 г. администрация Байдена официально заявила, что не будет присоединяться к Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению для Транстихоокеанского партнерства (ВПТТП), а вместо этого планирует создать новую торговую структуру, которая превзойдет, имеющиеся соглашение почти во всём регионе. Вероятней всего, американцы и не собираются создавать нечто подобное ВПТТП исключительно из-за не скрытого протекционизма и желания удерживать своих ближайших партнёров на коротком расстоянии и по отдельности. Также борьба с Китаем переходит в новую плоскость, поскольку политика Пекина всё чаще звучит агрессивно, особенно в отношении Тайваня, а также в контексте территориальных претензий в Южно-Китайском море. В этой связи, США инициировали создание военного альянса с участием Австралии и Великобритании (AUKUS) в сентябре 2021 года [1].
Таким образом, Азиатско-Тихоокеанский регион в XXI веке играет для США важную роль, подразумевая стремление к региональному доминированию через развитие интеграционных процессов и рассредоточению своих сил в борьбе с Китаем, который рассматривается как альтернатива США в торговле.
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)