Статья:

ПРОБЛЕМАТИКА ВЛИЯНИЯ США НА ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Герасимов А.Р. ПРОБЛЕМАТИКА ВЛИЯНИЯ США НА ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/194/109665 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМАТИКА ВЛИЯНИЯ США НА ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

Герасимов Артём Романович
студент, Московский государственный лингвистический университет, РФ, г. Москва
Белова Лидия Григорьевна
научный руководитель, доцент кафедры теории регионоведения, канд. экон. наук, доцент Московский государственный лингвистический университет, РФ, г. Москва

 

Вопрос международной экономической интеграции на сегодняшний день является одним из актуальных.

Так, с середины 1980-х гг. США начали заключать соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) со своими ключевыми торговыми партнёрами и союзниками, в первую очередь, с Канадой и Мексикой (НАФТА).

В последующие годы, соглашения подобного рода привлекли внимание в большей степени страны Латинской Америки, в основном, имеющие выход в Тихий океан. США, открывая свой собственный рынок, только усилили зависимость других стран от своей экономики, используя экономическую интеграцию как инструмент влияния. С течением времени, в Вашингтоне возникли намерения перехода на новый уровень интеграции, который охватывал бы стратегически важное пространство в АТР. В 2008 году США выступили с предложением о создании Транстихоокеанского партнёрства (ТТП), где ключевую роль играла бы мощная американская экономика, задающая стандарты странам-партнёрам. Вызвано это по трём причинам:

Во-первых, в США хотели восполнить провал соглашения о Всеамериканской зоне свободной торговли, так как весь переговорный процесс окончился в конце 2005 года [2;31].

Во-вторых, проникновение Китая на рынки стран АТР, в частности стран АСЕАН, вызывало обеспокоенность у американской стороны. Так, например, идеи о создании зоны свободной торговли Китай – АСЕАН были высказаны еще в 1990-х гг. в период экономических трудностей в азиатских странах. Именно тогда премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи на саммите Китай – АСЕАН в Маниле (1999 г.) выразил заинтересованность Китая в укреплении торговых отношений со странами Ассоциации [3]. Стороны достигли соглашения в 2010 году.

В-третьих, США могли бы получить явные преференции на рынках стран АТР, что, в свою очередь, побудило бы американский бизнес активнее продвигать американскую продукцию, а это хорошо сказалось бы на сальдо торгового баланса США, которое последнее тридцать лет было дефицитным. Наибольшего пика его дефицит достигал в 2006 г. когда США импортировали товаров на 828 миллиарда долларов США больше, чем экспортировали [4].

Более того, американский проект «нового видения» АТР привлёк внимание Перу; Австралии; Канады; Мексики; Малайзии; Вьетнама и Японии [6;33]. В 2011 году, госсекретарь США Хиллари Клинтон опубликовала статью под названием «Американский Тихоокеанский век», в котором она указывала превалирующие ориентиры для США на ближайшие десятилетия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В этом «послании» госсекретарь убеждала об основательной увлечённости США лидировать в регионе, т.е. американская сторона не только возьмёт, но и выполнит экономические и стратегические обязательства [7]. 

Что касается Китая, то он в этот период начал реализовывать свой собственный мегарегиональный масштабный проект – Всеобъемлющее экономическое региональное партнёрство (ВРЭП). Переговоры по этому соглашению начались в 2012 году, среди его участников были АСЕАН; Китай; Япония; Республика Корея; Австралия; Новая Зеландия; Индия (вышла из соглашения в 2019 году по причинам внушительного дефицита торгового баланса с КНР в 53 миллиарда долларов) [5;30]. Вообще само Партнёрство рассматривалось как альтернатива ТТП, поскольку Китай также искал обеспечение экспортных возможностей для китайских производителей с учётом собственных стандартов, а как следствие, заявка на лидерство в регионе.

В 2016 г. соглашение о ТТП было подписано, но новая администрация в США вышла из соглашения в январе 2017 года. Президент Трамп не встретил сильного сопротивления со стороны оппонентов. Достаточно просто взглянуть на цифры, чтобы понять отсутствие сильного сопротивления – по подсчётам Института экономической политики, из-за дефицита в торговле с 11 странами пакта, размер которого оценивают в 177,9 миллиардов долларов, в 2015 году ВВП США уменьшился на 284,6 миллиардов долларов, а также было сокращено около 2 миллионов рабочих мест. На этом фоне США и Япония подписали соглашения о ЗСТ, а также было пересмотрено соглашение с Республикой Корея.

В ноябре 2021 г. администрация Байдена официально заявила, что не будет присоединяться к Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению для Транстихоокеанского партнерства (ВПТТП),  а вместо этого планирует создать новую торговую структуру, которая превзойдет, имеющиеся соглашение почти во всём регионе. Вероятней всего, американцы и не собираются создавать нечто подобное ВПТТП исключительно из-за не скрытого протекционизма и желания удерживать своих ближайших партнёров на коротком расстоянии и по отдельности. Также борьба с Китаем переходит в новую плоскость, поскольку политика Пекина всё чаще звучит агрессивно, особенно в отношении Тайваня, а также в контексте  территориальных претензий в Южно-Китайском море. В этой связи, США инициировали создание военного альянса с участием Австралии и Великобритании (AUKUS) в сентябре 2021 года [1].

Таким образом, Азиатско-Тихоокеанский регион в XXI веке играет для США важную роль, подразумевая стремление к региональному доминированию через развитие интеграционных процессов и рассредоточению своих сил в борьбе с Китаем, который рассматривается как альтернатива США в торговле.

 

Список литературы:
1. Алешин А.А. Зачем США, Австралия и Великобритания создали новое оборонное сотрудничество AUKUS // ИМЭМО РАН. 16.09.2021 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/zachem-ssha-avstraliya-i-velikobritaniya-sozdali-novoe-oboronnoe-sotrudnichestvo-aukus/ (Дата обращения: 03.04.2022)
2. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Транстихоокеанское партнерство: основные положения соглашения и потенциальный эффект // Международная жизнь. 2016. № 2. С. 90-112.
3. Захаров А.И. Индия выходит из ВРЭП: окончательное решение или этап переговоров // Клуб «Валдай». 22.11.2019 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/indiya-vykhodit-iz-vrep/ (Дата обращения: 03.04.2022)
4. Карпов К.Н. Пугающий торговый баланс США // БКС Экспресс. 28.09.2018 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/pugaiushchii-torgovyi-balans-ssha/ (Дата обращения: 03.04.2022)
5. Сергун И.П.  АСЕАН+3: ключевые позиции сотрудничества и перспективы развития // Вестник Саратовского государственного университета. 2011. № 2, с. 30-33.
6. Мищенко Я.В. Всеобъемлющее прогрессивное Транстихоокеанское партнёрство: подписание нового соглашения как успех японской дипломатии // Вестник Московского университета. Сер. 27. Глобалистика и геополитика. 2017. № 4. С. 29-33.
7. Hillary Clinton. America’s Pacific Century // Foreign Policy. 11.10.2011 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://foreignpolicy.com/2011/10/11/americas-pacific-century/ (Дата обращения: 03.04.2022)