Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(195)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шаша Д.Р. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 16(195). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/195/109816 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Шаша Диана Рашидовна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Кузьмина Екатерина Александровна
научный руководитель, канд. полит. наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия РФ, г. Саратов

 

В настоящее время общественную повестку дня, в первую очередь, определяют средства массовой информации. Они рассматриваются как совокупность каналов, которые собирают информацию разного характера, формируют и распространяют различные мнения, которые отражают явления, события и настроения в обществе.

СМИ — это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) [1]

Масс-медиа можно определить как четвёртую власть и именно она играет ведущую, главную роль в формировании общественного мнения, так как примерно одну четвертую часть времени бодрствования человек испытывает на себе воздействие СМИ.

Даже не вчитываясь в текст, просмотрев новостные ленты, например, региональных интернет-изданий, мы можем видеть, что власть имyщие, чиновники и политики всех рангов, нередко представляются СМИ в негативном свете. Можно заметить, что СМИ, довольно часто также в негативном свете характеризуют органы управления областного, городского уровня, судебной власти, правоохранительных органов.

Например, в новостных интернет-порталах, журналисты пишут о силовых структурах и представителях власти как о малоэффективных, некомпетентных служащих Но так ли это на самом деле? Как сильно на формирование такого мнения влияют собственные эмоции и чувства журналиста? Действительно ли есть СМИ, склонные к объективному растолкованию и освещению фактов и информации о деятельности органов власти? Каков же «настоящий» образ судебного пристава в действительности? Именно на эти вопросы необходимо ответить в данной статье.

Федеральная служба судебных приставов – это система органов и должностных лиц, которые действуют в рамках федеральных органов юстиции, имеющих целью обеспечение принудительного исполнения отнесённых законом к их компетенции исполнительных документов, обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также выполнение иных полномочий в соответствии с ФЗ. [2]

Судебные приставы являются представителями закона. Принимая присягу, они обязуются в первую очередь, уважать, защищать права и свободы человека и гражданина на основе КРФ, ФЗ и нормативных ведомственных актов органа. Деятельность Федеральной службы судебных приставов, как и других государственных структур, должна быть максимально гласной и открытой для общественности. СМИ, выполняя свою работу, акцентируют своё внимание не только на успехи, но и на ошибки служебной деятельности. Открытость формирует доверие. Доверие, в свою очередь, порождает  уважение. Именно «четвёртая власть» определяет, на чем будет фокусироваться внимание читателей – на позитивной или негативной информации. Собирая эту информацию, формируется мнение об органе. При помощи мнения СМИ формируют имидж – положительный, или отрицательный.

В переводе с английского имидж - это образ, изображение. Это непосредственно или преднамеренно визуальное впечатление, которое создаётся о личности, социальной структуре или государственном органе. Это именно впечатление, а не оценка. Так же имидж не заменим понятием «мнение», т.к. имидж – это то, что есть у субъекта (или объекта) – носителя имиджа, а мнение об этом субъекте, оценка его достоинств и недостатков принадлежит группе людей, это коллективное, т.е. общественное мнение. [3]

Английский дипломат Ф. Честерфилд, утверждал: «Куда бы мы ни шли, имидж наш, неважно, хороший ли, дурной, нас обязательно опередит». Исходя из данного утверждения, можно сделать вывод, что в настоящее время о государственном органе в целом судят, в том числе, и по образу единичного служащего - представителя государственного органа.

Проблема создания положительного образа судебного пристава в массовом сознании в настоящее время является крайне актуальной.

Нередко понятие «имидж» используют в качестве синонима, говоря об образе в более узком смысле. Положительный имидж ФССП России, и в частности УФССП России по Пензенской области, формирует определёнными действиями, фактически исполненными решениями судов различных инстанций, оказанием юридической помощи нуждающимся, восстановлением нарушенных прав граждан — это всё заинтересовывает общество и привлекает внимание СМИ.

Нередко восприятие гражданами работы Службы происходит через призму межличностного разногласия и конфликта, который возникает между сторонами исполнительного производства, и который связан с особым чувством ограниченных прав, а часто и с эмоциональным поведением. Это обусловлено психологически, поскольку разрешение гражданских споров это всегда удовлетворение требований лишь одного из участников спора. В связи с этим любой, даже самый минимальный просчёт одного из представителей Службы, любое или неправильно истолкованное действие или же неверно сказанное слово могут вызвать негативную реакцию населения и СМИ по отношению к Службе в целом.

Одной из причин проблем в практической деятельности ФССП России является ее негативный имидж. Те условия, в которых работает пристав, можно назвать кризисными для сторон исполнительного производства. И поэтому формирование позитивного имиджа в таких условиях — слишком сложная задача.

Эффективность работы зачастую подвергается критике. При этом деятельность таких органов имеет тесную взаимосвязь именно с общественным мнением, поскольку она не только подвержена его влиянию, но и сама во многом его формирует [4]

В качестве примера можно привести данные авторского социологического опроса. Он проводился между жителями Пензенской области от 19 до 70 лет. На вопрос об источниках информации о деятельности УФССП по Пензенской области - 50% участников данного опроса подметили личный опыт обращения к приставам, 27% – это опыт их знакомых, родственников или друзей, а 23 % – это СМИ.

На вопрос о том, помогла ли служба в решении вопросов, с которыми обращались граждане примерно равное число голосов набрали ответы «помогла», «помогла в какой-то степени» и «не помогла совсем».

Поэтому в рамках социологического опроса, гражданам так же предложили определить, какими же качествами должны обладать приставы-исполнители. По его результатам выделены 3 основные качества, которые набрали наибольшее количество голосов, среди которых:  – высокий уровень или профессионализм – 89%; – добропорядочность – 60%; – правовая ответственность – 49%

УФССП по Пензенской области является активным участником общественной жизни и, так или иначе постоянно взаимодействует с гражданским обществом, что также влияет на формирование её положительного образа.

К яркому примеру открытости органа, который осветили СМИ, можно отнести Всероссийскую акцию «Узнай о своих долгах» [5] Как сообщает пресс-служба управления, сотрудники службы вышли на улицы г. Пензы, чтобы проконсультировать граждан по оплате задолженностей и другим вопросам, которые связаны непосредственно с работой приставов. Пензенцам распространили листовки со всей необходимой информацией, а также разъяснили правила информационной безопасности при оплате долга в Интернете.

Можно сказать, что данная акция, позволила УФССП по Пензенской области повысить открытость и прозрачность их деятельности.

Таким образом, формационно-коммуникационные технологии становятся важным инструментом государственной власти как для защиты своего информационного пространства, так и для формирования собственного имиджа.

Следовательно, приставам необходимо увеличить свою активность и «присутствие» в обществе, интернете, в том числе в социальных сетях, чтобы, с одной стороны, точно соответствовать уровню восприятия и ожиданиям граждан, а с другой стороны - формировать подходящий, благоприятный образ в глазах населения.

В результате нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что среди судебных приставов Пензенской области нет «активных пользователей» социальных сетей, в отличие от других регионов нашей страны, где представители ФССП очень активно делятся результатами своей работы. На наш взгляд, необходимо наладить коммуникацию с обществом, поэтому пренебрегать социальными сетями не стоит, чтобы сделать формат открытым и более близким к обществу.

 

Список литературы:
1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // СПС КонсультантПлюс
2. Исполнительное производство: Учебник / К.Л. Брановицкий, Д.В. Бурачевский, В.В. Долганичев и др.; под общ. ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2020. - С. 11.
3. АЗЫ ИМИДЖЕЛОГИИ: имидж личности, организации, территории : учебное пособие для вузов /М. А. Беляева, В. А. Самкова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2016 – 184 с.
4. Сухотерин Л., Юдинцев И. Информационная работа в государственном аппарате. М.: Издательство «Европа». 2007. С.. 329- 330
5. ПЕНЗЕНСКИЕ ПРИСТАВЫ ВЫШЛИ НА УЛИЦЫ, ЧТОБЫ НАПОМНИТЬ О ДОЛГАХ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://penzavzglyad.ru/relevant/109732/penzenskie-pristavy-vyshli-na-ulicy-chtoby-napomnit-o-dolgah / (дата обращения: 17.03.2022)