ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(195)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(195)
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящее время общественную повестку дня, в первую очередь, определяют средства массовой информации. Они рассматриваются как совокупность каналов, которые собирают информацию разного характера, формируют и распространяют различные мнения, которые отражают явления, события и настроения в обществе.
СМИ — это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) [1]
Масс-медиа можно определить как четвёртую власть и именно она играет ведущую, главную роль в формировании общественного мнения, так как примерно одну четвертую часть времени бодрствования человек испытывает на себе воздействие СМИ.
Даже не вчитываясь в текст, просмотрев новостные ленты, например, региональных интернет-изданий, мы можем видеть, что власть имyщие, чиновники и политики всех рангов, нередко представляются СМИ в негативном свете. Можно заметить, что СМИ, довольно часто также в негативном свете характеризуют органы управления областного, городского уровня, судебной власти, правоохранительных органов.
Например, в новостных интернет-порталах, журналисты пишут о силовых структурах и представителях власти как о малоэффективных, некомпетентных служащих Но так ли это на самом деле? Как сильно на формирование такого мнения влияют собственные эмоции и чувства журналиста? Действительно ли есть СМИ, склонные к объективному растолкованию и освещению фактов и информации о деятельности органов власти? Каков же «настоящий» образ судебного пристава в действительности? Именно на эти вопросы необходимо ответить в данной статье.
Федеральная служба судебных приставов – это система органов и должностных лиц, которые действуют в рамках федеральных органов юстиции, имеющих целью обеспечение принудительного исполнения отнесённых законом к их компетенции исполнительных документов, обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также выполнение иных полномочий в соответствии с ФЗ. [2]
Судебные приставы являются представителями закона. Принимая присягу, они обязуются в первую очередь, уважать, защищать права и свободы человека и гражданина на основе КРФ, ФЗ и нормативных ведомственных актов органа. Деятельность Федеральной службы судебных приставов, как и других государственных структур, должна быть максимально гласной и открытой для общественности. СМИ, выполняя свою работу, акцентируют своё внимание не только на успехи, но и на ошибки служебной деятельности. Открытость формирует доверие. Доверие, в свою очередь, порождает уважение. Именно «четвёртая власть» определяет, на чем будет фокусироваться внимание читателей – на позитивной или негативной информации. Собирая эту информацию, формируется мнение об органе. При помощи мнения СМИ формируют имидж – положительный, или отрицательный.
В переводе с английского имидж - это образ, изображение. Это непосредственно или преднамеренно визуальное впечатление, которое создаётся о личности, социальной структуре или государственном органе. Это именно впечатление, а не оценка. Так же имидж не заменим понятием «мнение», т.к. имидж – это то, что есть у субъекта (или объекта) – носителя имиджа, а мнение об этом субъекте, оценка его достоинств и недостатков принадлежит группе людей, это коллективное, т.е. общественное мнение. [3]
Английский дипломат Ф. Честерфилд, утверждал: «Куда бы мы ни шли, имидж наш, неважно, хороший ли, дурной, нас обязательно опередит». Исходя из данного утверждения, можно сделать вывод, что в настоящее время о государственном органе в целом судят, в том числе, и по образу единичного служащего - представителя государственного органа.
Проблема создания положительного образа судебного пристава в массовом сознании в настоящее время является крайне актуальной.
Нередко понятие «имидж» используют в качестве синонима, говоря об образе в более узком смысле. Положительный имидж ФССП России, и в частности УФССП России по Пензенской области, формирует определёнными действиями, фактически исполненными решениями судов различных инстанций, оказанием юридической помощи нуждающимся, восстановлением нарушенных прав граждан — это всё заинтересовывает общество и привлекает внимание СМИ.
Нередко восприятие гражданами работы Службы происходит через призму межличностного разногласия и конфликта, который возникает между сторонами исполнительного производства, и который связан с особым чувством ограниченных прав, а часто и с эмоциональным поведением. Это обусловлено психологически, поскольку разрешение гражданских споров это всегда удовлетворение требований лишь одного из участников спора. В связи с этим любой, даже самый минимальный просчёт одного из представителей Службы, любое или неправильно истолкованное действие или же неверно сказанное слово могут вызвать негативную реакцию населения и СМИ по отношению к Службе в целом.
Одной из причин проблем в практической деятельности ФССП России является ее негативный имидж. Те условия, в которых работает пристав, можно назвать кризисными для сторон исполнительного производства. И поэтому формирование позитивного имиджа в таких условиях — слишком сложная задача.
Эффективность работы зачастую подвергается критике. При этом деятельность таких органов имеет тесную взаимосвязь именно с общественным мнением, поскольку она не только подвержена его влиянию, но и сама во многом его формирует [4]
В качестве примера можно привести данные авторского социологического опроса. Он проводился между жителями Пензенской области от 19 до 70 лет. На вопрос об источниках информации о деятельности УФССП по Пензенской области - 50% участников данного опроса подметили личный опыт обращения к приставам, 27% – это опыт их знакомых, родственников или друзей, а 23 % – это СМИ.
На вопрос о том, помогла ли служба в решении вопросов, с которыми обращались граждане примерно равное число голосов набрали ответы «помогла», «помогла в какой-то степени» и «не помогла совсем».
Поэтому в рамках социологического опроса, гражданам так же предложили определить, какими же качествами должны обладать приставы-исполнители. По его результатам выделены 3 основные качества, которые набрали наибольшее количество голосов, среди которых: – высокий уровень или профессионализм – 89%; – добропорядочность – 60%; – правовая ответственность – 49%
УФССП по Пензенской области является активным участником общественной жизни и, так или иначе постоянно взаимодействует с гражданским обществом, что также влияет на формирование её положительного образа.
К яркому примеру открытости органа, который осветили СМИ, можно отнести Всероссийскую акцию «Узнай о своих долгах» [5] Как сообщает пресс-служба управления, сотрудники службы вышли на улицы г. Пензы, чтобы проконсультировать граждан по оплате задолженностей и другим вопросам, которые связаны непосредственно с работой приставов. Пензенцам распространили листовки со всей необходимой информацией, а также разъяснили правила информационной безопасности при оплате долга в Интернете.
Можно сказать, что данная акция, позволила УФССП по Пензенской области повысить открытость и прозрачность их деятельности.
Таким образом, формационно-коммуникационные технологии становятся важным инструментом государственной власти как для защиты своего информационного пространства, так и для формирования собственного имиджа.
Следовательно, приставам необходимо увеличить свою активность и «присутствие» в обществе, интернете, в том числе в социальных сетях, чтобы, с одной стороны, точно соответствовать уровню восприятия и ожиданиям граждан, а с другой стороны - формировать подходящий, благоприятный образ в глазах населения.
В результате нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что среди судебных приставов Пензенской области нет «активных пользователей» социальных сетей, в отличие от других регионов нашей страны, где представители ФССП очень активно делятся результатами своей работы. На наш взгляд, необходимо наладить коммуникацию с обществом, поэтому пренебрегать социальными сетями не стоит, чтобы сделать формат открытым и более близким к обществу.