Статья:

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Аскеров А.Х., Казаков В.И. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 17(196). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/196/110860 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Аскеров Арслан Хайрутдинович
студент, кафедра экономической безопасности, Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Казаков Владислав Игоревич
студент, кафедра экономической безопасности, Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Шумяцкий Роман Иванович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, кафедра налогообложения, учета и экономической безопасности, Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Шмакова М. Н.
научный руководитель, Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

COMBATING CORRUPTION CRIMES IN PUBLIC PROCUREMENT AS A GUARANTEE OF ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

 

Arslan Askerov

Student, Department of Economic Security, Siberian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Novosibirsk

Vladislav Kazakov

Student, Department of Economic Security, Siberian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Novosibirsk

Roman Shumyatsky

Scientific director, cand. economy Sciences, Associate Professor, Department of Taxation, Accounting and Economic Security, Siberian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Novosibirsk

M. Shmakova

Scientific director, Siberian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В данной статье будет рассматриваться актуальная проблема существующая в современной экономической сфере государства, а именно - коррупционные преступления, совершаемые при осуществлении государственных закупок. Данная проблема является существенна и влечет за собой ряд негативных последствия для подрыва экономики, а также составляется угрозу для обеспечения экономической безопасности государства.

Abstract. In this paper we will consider an urgent problem that exists in the modern economic sphere of the state, namely - corruption crimes committed in the implementation of public procurement. This problem is essential and entails a number of negative consequences for undermining the economy, as well as constitutes a threat to the economic security of the state.

 

Ключевые слова: государственные закупки, госзакупки, экономическая безопасность, коррупция, противодействие коррупционным преступлениям.

Keywords: public procurement, public procurement, economic security, corruption, combating corruption crimes.

 

В условиях постоянно развивающейся экономической сферы государства, все чаще становятся актуальными вопросы, касающиеся правильного обеспечения бюджетных расходов при условиях реализации контрактных схем в сфере закупок товаров, услуг и работ для обеспечения муниципальных и государственных нужд. При этом, перед государственной властью, выделяется одна из ключевых основополагающих задач для нормального функционирования экономической сферы - это грамотное формирование честной конкурентоспособной системы при осуществлении государственных закупок. Ведь такая система представляет собой крайне выгодный и полный комплекс мероприятий, который будет максимально выгоден для заказчика, а именно тем, что приобретение товаров и услуг осуществляется за счет бюджетных средств, которые после будут направлены на удовлетворение муниципальных и государственных нужд, через заключение государственного контракта.

Но в настоящее время, как показывает современная практика, государственные закупки стали одним из самых коррумпированных секторов в экономической сфере государства. что впоследствии несет большую угрозу для обеспечения экономической безопасности. Вследствие того, что государственные закупки содержат значительную долю финансовых ресурсов, то все больше мошенников пытаются незаконно обогатиться за счет них, увеличивая тем самым коррупционный уровень в данном секторе.

Говоря о государственных закупках, нужно отметить то, что они являются ключевым инструментом проводимой промышленной и социальной политики государства, так как они открыто демонстрируют формирование отношений между государством, обществом и бизнесом. Через них государство проявляет свое повышенное внимание к проблемным и нуждающимся сферам общества, выделяя бюджетные средства, для оказания поддержки с приобретением товаров или услуг, а обязанность по эффективному расходованию выделяемых для этого средств, полностью закрепляется за государством, которое в свою очередь должно обеспечивать защиту интересов и высокий уровень жизни населения. А регулируются государственные закупки следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
  2. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

Основные способы осуществления проведения государственных закупок будут представлены в рисунке ниже.

 

Рисунок 1. Основные способы государственных закупок

 

Анализируя регулирование государственных закупок, нужно сказать о том, что данная система регулирования, к сожалению, не совершенна. И возможно, именно по причине того, что существующие пробелы в законодательстве, а также в части исполнительных норм, увеличивают рост осуществляемых коррупционных преступлений, что впоследствии напрямую влияет на эффективность использования выделяемых бюджетных средств и экономическую безопасность государства. Преступления коррупционной направленности в Российской Федерации очень актуальны, при заключениях государственных контрактов. И в качестве ключевых на это причин, можно отметить следующие, приведенные на рисунке ниже.

 

Рисунок 2. Ключевые причины возникновения в государственных закупках

 

Все коррупционные преступления, которые совершаются в сфере государственных закупок, осуществляются через специально заранее подготовленные схемы мошенниками, например как нетрадиционные формы оплаты, недопустимый вид внесенных в ЕИС данных, неприемлемое снижение цены для и др. Такие преступления влекут за собой последствия антигосударственного характера, а именно: они очень сильно подрывают авторитет государственной власти, порождают резкие изменения в социально-экономическом состоянии страны, тем самым провоцируют общество на негативное отношение к власти. Благоприятное развитие экономики и инвестиционного климата в стране находится также под угрозой, страдает финансовая устойчивость национальной системы, из-за этого ухудшается репутация на международном рынке, а по итогу все это в совокупности приводит к тому, что теневой денежный оборот растет крайне стремительно вверх, подрывая экономику страны. Наиболее частыми преступлениями, которые встречаются в сфере государственных закупок будут представлены на рисунке ниже.

 

Рисунок 3. Преступления в сфере государственных закупок

 

Учитывая факт того, что такие экономические отношения находятся под охраной Уголовного кодекса Российской Федерации, к сожалению не все статьи позволяют предотвращать преступления, а наоборот, существует ряд таких статей, которые сформированы таким образом, что они служат условиям для совершения экономических преступлений. Например как статья 327 “Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков” Уголовного кодекса Российской Федерации, где уголовная ответственность наступает только в том случае, когда лицо подделывает официальную документацию, которая предоставляет право сбыта или освобождение от ряда обязанностей. Из этого следует то, что абсолютно все совершенные коррупционные преступления влекут за собой негативные последствия для государства и его общества в целом. И в силу того, что сфера государственных закупок постоянно подвержена рискам совершения различных преступлений и правонарушений, то обеспечение ее экономической безопасности является важной задачей для государства, для нормального поддержания функционирования и развития экономики. В Российской Федерации деятельность по проверке, чистоты и эффективности осуществления муниципальных и государственных закупок возложена на Счетную палату и контрольно-счетные органы муниципального и регионального уровней. Они обязаны тщательно проверять все должностные лица, которые каким либо образом причастны к осуществлению государственных закупок. В настоящий момент сформированная система по противодействию коррупции в сфере муниципальных и государственных закупок не является достаточно совершенной, хоть она и эффективна. Постоянное совершенствование навыков, схем по реализации коррупционных преступлений приносит значительный ущерб обеспечению экономической безопасности государства и нормальному функционированию экономики. Коррупция влечет за собой последствия не только материального характера, но и накладывает отпечаток на политическую и культурную составляющую государства.

Подводя итоги статьи, нужно сказать о том, что коррупционные преступления осуществляемые  в государственных закупках носит постоянный характер, что вследствие представляет собой значительную угрозу для обеспечения экономической безопасности государства и для участников государственных закупок. Противодействие коррупции в данной сфере должно носить комплексный и массовый характер. Постоянное совершенствование системы должно опираться на полученные данные, от ранее совершенных преступлений и потерь, полученных в результате коррупции в государственных закупках, для того чтобы постоянно идти на шаг вперед, формируя более эффективную систему для противодействия коррупционных преступлений.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г., 327 статья.
2. Закон о контрактной системе (закон о госзакупках). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Россий
3. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Собрание законодательства Россий
4. Долбилов А.В. Влияние коррупционных преступлений на экономическую безопасность Российской Федерации // Миграционное право. - 2017. -  № 3. - С. 27–35.
5. Противодействие коррупции : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Левакин, Е. В. Охотский, И. Е. Охотский, М. В. Шедий ; под общ. ред. Е. В. Охотского. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — С. 247- 288.
6. Чашин А.Н. Коррупция в России. Стратегия, тактика и методика борьбы [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Н. Чашин. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — С. 163-190.
7. Яковлев М.М. Совершенствование государственно-правовой политики в области противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия) / М.М. Яковлев, А.А. Мартынов // Теория и практика общественного развития. - № 12. - 2017 . - С.-129-151.