ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ «ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ «ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Понятие «финансовый контроль» применяется в законодательстве Республики Беларусь для решения вопросов, которые разрешаются в ходе реализации финансового контроля, в частности: целевым и надлежащим применением государственных финансовых средств и предметов общегосударственного имущества; управлением экономикой государства в строгом согласовании с законодательством; разработкой и реализацией мероприятий по взысканию причинённого государству вреда, принятием и разработкой превентивных мер, исключающих вероятность возобновления нарушений в перспективе и др. [3].
Финансовый контроль считается одним из основных компонентов управления финансами и предполагает собой особую деятельность определённых органов управления финансами, нацеленную на контроль финансовой и сопряжённой с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с использованием определённых форм и способов. Официальная формулировка нужна с целью эффективности выполнения функции субъектами финансового контроля, правильности надзора за распределением валового внутреннего продукта согласно соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению, обеспечения точности ведения бухгалтерского учёта и достоверности отчётности, пресечения и предотвращения правонарушений в финансовой области. В Республики Беларусь понятие «финансовый контроль» нормативно правовыми актами не закреплено и законодательной регламентации не имеет.
Как верно утверждает А.А. Ялбулганов, отношения, которые возникают в области государственных финансов, в частности финансового контроля, должны поддаваться обязательному нормативно-правовому регулированию, особенно на законодательном уровне [5]. В этой связи необходимо исключить отдельные варианты терминологии, возникающие при изучении литературы по финансовому контролю и определить содержание.
Несмотря на довольно большой интерес в литературе к предоставленной проблеме, до сих пор не разработано единого подхода к дефиниции финансового контроля как правовой категории. Трудности с определением этого правового явления в значительной степени обусловлены различиями в используемых подходах к определению пределов контроля, его объекта, субъектов, предмета, содержания, задач и т.п.
Наиболее точно охватывает сущность финансового контроля определение, изложенное профессором А.Н. Козыриным, который предлагает считать под финансовым контролем осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, а иногда и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления новых резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности [4].
В том случае, если мы обратимся к мировому опыту, а именно к нормативным правовым актам стран СНГ, то увидим, что в Бюджетном кодексе Российской Федерации в главе 26 «Основы государственного (муниципального) финансового контроля» регламентируется «Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета» [2]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Законодательство Российской Федерации закрепляет цели финансового контроля, тем самым показывая важность государственного контроля в Российской Федерации. Обратимся к Бюджетному законодательству Республики Казахстан, которое в свою очередь упоминает в статье 105-1 «Государственный аудит и финансовый контроль» указывает, также цели финансового контроля: «В целях повышения эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, в том числе другой, связанной с исполнением бюджета деятельности, предотвращения, пресечения, выявления нарушений и недостатков при исполнении бюджета осуществляются государственный аудит и финансовый контроль» [1].
Таким образом, данная работа ясно показывает необходимость полного и всестороннего изучения финансового контроля. Это необходимо для того, чтобы устранить имеющиеся методологические и теоретические расхождения в подходах в исследовании этой проблемы, а также устранить различные варианты в определении отдельных элементов финансового контроля. Решение данных научных проблем будет содействовать выработке более четкого, полного и наиболее подходящего характеру складывающихся в данной области отношений определения финансового контроля. Данная дефиниция позволит не воспринимать дуальность некоторых обстоятельств и точно реализовывать цели и задачи финансового контроля. Учитывая, сложившуюся ситуацию, Бюджетный кодекс Республики Беларусь, а именно ст. 2 необходима в дополнении нормы, конкретизирующей понятие «финансовый контроль».