Статья:

ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ «ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Будник Д.В., Попова А.М. ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ «ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 18(197). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/197/111619 (дата обращения: 30.06.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ «ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Будник Дарья Викторовна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Попова Александра Михайловна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Понятие «финансовый контроль» применяется в законодательстве Республики Беларусь для решения вопросов, которые разрешаются в ходе реализации финансового контроля, в частности: целевым и надлежащим применением государственных финансовых средств и предметов общегосударственного имущества; управлением экономикой государства в строгом согласовании с законодательством; разработкой и реализацией мероприятий по взысканию причинённого государству вреда, принятием и разработкой превентивных мер, исключающих вероятность возобновления нарушений в перспективе и др. [3]. 

Финансовый контроль считается одним из основных компонентов управления финансами и предполагает собой особую деятельность определённых органов управления финансами, нацеленную на контроль финансовой и сопряжённой с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с использованием определённых форм и способов. Официальная формулировка нужна с целью эффективности выполнения функции субъектами финансового контроля, правильности надзора за распределением валового внутреннего продукта согласно соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению, обеспечения точности ведения бухгалтерского учёта и достоверности отчётности, пресечения и предотвращения правонарушений в финансовой области. В Республики Беларусь понятие «финансовый контроль» нормативно правовыми актами не закреплено и законодательной регламентации не имеет.

Как верно утверждает А.А. Ялбулганов, отношения, которые возникают в области государственных финансов, в частности финансового контроля, должны поддаваться обязательному нормативно-правовому регулированию, особенно на законодательном уровне [5]. В этой связи необходимо исключить отдельные варианты терминологии, возникающие при изучении литературы по финансовому контролю и определить содержание.
Несмотря на довольно большой интерес в литературе к предоставленной проблеме, до сих пор не разработано единого подхода к дефиниции финансового контроля как правовой категории. Трудности с определением этого правового явления в значительной степени обусловлены различиями в используемых подходах к определению пределов контроля, его объекта, субъектов, предмета, содержания, задач и т.п.

Наиболее точно охватывает сущность финансового контроля определение, изложенное профессором А.Н. Козыриным, который предлагает считать под финансовым контролем осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, а иногда и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления новых резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности [4].

В том случае, если мы обратимся к мировому опыту, а именно к нормативным правовым актам стран СНГ, то увидим, что в Бюджетном кодексе Российской Федерации в главе 26 «Основы государственного (муниципального) финансового контроля» регламентируется «Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета» [2]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Законодательство Российской Федерации закрепляет цели финансового контроля, тем самым показывая важность государственного контроля в Российской Федерации. Обратимся к Бюджетному законодательству Республики Казахстан, которое в свою очередь упоминает в статье 105-1 «Государственный аудит и финансовый контроль» указывает, также цели финансового контроля: «В целях повышения эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, в том числе другой, связанной с исполнением бюджета деятельности, предотвращения, пресечения, выявления нарушений и недостатков при исполнении бюджета осуществляются государственный аудит и финансовый контроль» [1].

Таким образом, данная работа ясно показывает необходимость полного и всестороннего изучения финансового контроля. Это необходимо для того, чтобы устранить имеющиеся методологические и теоретические расхождения в подходах в исследовании этой проблемы, а также устранить различные варианты в определении отдельных элементов финансового контроля. Решение данных научных проблем будет содействовать выработке более четкого, полного и наиболее подходящего характеру складывающихся в данной области отношений определения финансового контроля. Данная дефиниция позволит не воспринимать дуальность некоторых обстоятельств и точно реализовывать цели и задачи финансового контроля. Учитывая, сложившуюся ситуацию, Бюджетный кодекс Республики Беларусь, а именно ст. 2 необходима в дополнении нормы, конкретизирующей понятие «финансовый контроль».

 

Список литературы:
1 Бюджетный кодекс Республики Казахстан: Кодекс Республики Казахстан  4 дек. 2008 г., № 95-VI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30364477. – Дата доступа: 13.05.2022.
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации: Кодекс Российской Федерации, от 31.01.1998.№ 145-ФЗ (ред от 16.04.22) // Собрание законодательства РФ – 03.08.1998. - №31. -  Ст. 3823.
3 Грачева Е.Ю. Основные тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации // Правоведение. 2002. № 5. С. 78.
4 Финансовое право: Учеб. / Под ред. О. Н. Горбуновой. М., 1996 С. 48.
5 Ялбулганов А.А. Михаил Михайлович Сперанский / Золотые  страницы финансового права / под ред. А.Н. Козырина. Т. 1. У истоков финансового права. С. 19–34.