ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Введение. Сегодня образовательный процесс, особенно в Республике Беларусь, претерпевает определенный кризис, спровоцированный пандемией 2020 года и последующими политическими событиями. Период 3-4 квартала 2020 года ясно дал понять, что современная система обучения устарела и требует изменений. Оказалось, что Университеты 3.0 не в состоянии организовать бесперебойный образовательный процесс, а камнем преткновения становится не столько отсутствие технического обеспечения, сколько ортодоксальная система образовательного процесса [1]. Дальнейшее развитие системы образования должно учитывать существование проблемы, связанной с устареванием высококвалифицированных педагогов, а разрабатываемые рекомендации следует направить на создание комфортных условий организации образовательного процесса для всех его участников [2].
Результаты и обсуждение. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой удобную для образовательного процесса среду представления информации, преобразующую накопленные человечеством знания в комфортный для восприятия вид с использованием современных компьютерных технологий. Отличие представления информации с помощью ИКТ от обыкновенных презентаций с цифровых носителей заключается в том, что ИКТ используют сложный многоуровневый механизм оптимизации затрат и максимизации результата, основанный на коллегиальном решении как педагогов-практиков, так и психологов, организаторов, персонала, отвечающего за техническое обеспечение и т. д. Простым языком, преподаватель всегда знает лучше, какую информацию требуется донести обучающемуся по данному вопросу, а специалисты технического и культурного обеспечения – каким образом это сделать.
Специфика образовательного процесса студентов экономического профиля заключается в необходимости прикладного изучения экономики и финансового анализа в проекции производств и компаний различного профиля для лучшего усвоения навыков, расширения кругозора и развития мышления. Необходимость определяется широким спектром возможностей трудоустройства студента-выпускника, однако следует помнить, что специалист становится таковым только после того как сам продолжительное время узконаправлено проработал в определенной сфере. Научить студента именно тому, с чем ему придется работать в нашем неустойчивом мире – невозможно, однако можно при помощи современных технологий, в частности ИКТ, сформировать необходимую базу знаний и навыков, позволяющих ему адаптироваться к любой ситуации.
В ходе анализа методов работы по повышению квалификации кадров внутри нескольких крупных IT и финансовых компаний был выявлен ряд схожих практик:
- организована корпоративная сеть. Круг пользователей с предварительно установленным программным обеспечением имеет доступ к серверу через VPN;
- компания имеет собственный сайт для внутреннего пользования. Кроме хранилища информации, VPN дает доступ к сайту, на котором публикуются новости, учебные и рабочие материалы, обновления мировых стандартов и прочее;
- на внутреннем сайте у каждого пользователя есть свой личный аккаунт, дающий доступ в программу обучения, состоящую из: массива тренингов, рекомендаций, программы-оценки и визуализации результатов;
- подход к обучению разделяет тренинги на условно-обязательные и дополнительные. Кроме обязательных тренингов, устанавливаемых руководством (чаще всего это Hard skills), раз в квартал рассылается план обучающих сессий, направленных на развитие Soft skills (по типу «Say no to stress», «Sources of energy» и «Public speaking»). Каждый сам регистрируется на понравившиеся тренинги в зависимости от необходимости и возможностей;
- для проведения обучающих сессий приглашаются как спикеры из вне, так и сотрудники, занимающие руководящие должности. При регистрации каждый сотрудник видит тему тренинга, дату проведения, лектора и список затрагиваемых вопросов;
- большинство тренингов интерактивны, требуют взаимодействия участников. Изначально заинтересованные сотрудники проявляют активность, демонстрируют лектору обратную связь через видео и аудио. По окончании тренинга участникам рассылаются материалы для повторного изучения и домашние задания (прохождение итогового теста, решение ситуационных задач, подготовка эссе и т.п.);
- массив тренингов на внутреннем сайте содержит представленные в текстовом, аудио- и видеоформате курсы, когда-либо проходившие либо заказанные у стороннего обучающего ресурса (напр. Coursera или Intuit);
- по итогу обучения затраченные часы и результаты сотрудника регистрируются в системе. Доступ к визуализации имеет как сам сотрудник, так и отдел, отвечающий за качество образования. Последний периодически анализирует всех сотрудников и их обратную связь, вносит необходимые корректировки в обучающий процесс;
- система мотивации сотрудников поощряет развитие как Hard, так и Soft skills награждая приоритетом при повышении либо материально.
В целом, системы повышения квалификации и обучения сотрудников на рабочих местах построены по принципу: корпоративная сеть, специальное ПО и пополняющийся массив тренингов, отдел, отвечающий за повышение квалификации персонала, автоматическое тестирование и занесение результатов в базу, отлаженная система мотивации сотрудников.
Заимствование вышеперечисленных практик позволит университетам стать более гибкими и перейти на уровень Университета 4.0, то есть своевременно адаптировать учебную программу под текущие потребности науки и бизнеса [3].
Заключение. Такой индивидуально-ориентированный подход увеличит заинтересованность и отдачу студентов, положительно повлияет на их производительность в научном секторе и многократно прирастит престиж высших учебных заведений. Не стоит забывать о том, что университетам придется усердно поработать над реорганизацией штата IT-специалистов и обучением педагогов стилю работы, с которым они ранее не сталкивались. Понесенные расходы капитализируются и вернутся в будущем в виде стартапов студентов, заказов бизнеса на кадры определенной квалификации и курсы-тренинги, подготовленные уважаемыми преподавателями внутри высших учебных заведений.