Статья:

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Александрова А.А. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/112034 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Александрова Алина Андреевна
студент, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В данной статье автор рассматривает понятие государственных нужд и государственных закупок

 

Ключевые слова: государственные нужды, государственные закупки,.

 

Следует отметить, что по причине изменения законодательства и, соответственно, изменения терминологии в нормативной правовой базе,  в данное время не имеется однозначных подходов к определению целого ряда базовых понятий, а также правовой обеспеченности реализации декларируемых в законодательных актах принципов проведения государственных закупок. На этом необходимо заострить внимание.

На основании вышесказанного возникает потребность по введению адекватного понятийного аппарата и проведению ознакомления с позициями ученых и специалистов на предмет понятий государственных закупок, государственного заказа, государственных нужд, о чем в дальнейшем будут сделаны соответствующие выводы.

Изначально возникает потребность в изучении термина «государственные нужды», поскольку именно ради их удовлетворения осуществляются государственные и муниципальные закупки.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что государственные нужды – это общественные потребности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых происходит в интересах неограниченного круга лиц и способствует выполнению своих функций государственными учреждениями и органами власти.

Далее следует рассмотреть соотношение понятия «государственный заказ» и «государственные закупки». Е. А. Ковалева совершенно справедливо утверждает, что под государственным заказом следует понимать ни что иное, как оформленную потребность в товарах, услугах и работах, то есть, потребность в удовлетворении государственных нужд.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что посредством реализации государственного заказа удовлетворяются государственные нужды. Инструментом реализации государственного заказа являются государственные закупки. Под закупкой в соответствии с нормами Закона №44-ФЗ понимается весь цикл деятельности, начиная с планирования, завершая исполнением контракта и экспертизой. Таким образом, государственные нужды удовлетворяются посредством оформления данной потребности в государственном заказе и реализации ее посредством проведения государственных закупок.

Далее необходимо перейти к анализу нормативного правовой базы организации и проведения государственных закупок. Крайне важно в первую очередь обозначить рамки применения Закона № 44-ФЗ, соответственно, исследовать и показать, в каких случаях заказчики должны руководствоваться положениями вышеуказанного закона, а каких руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ и Закона № 275-ФЗ.

В Законе № 44-ФЗ четко обозначен перечень юридических лиц, имеющих прямую обязанность проводить закупочные мероприятия согласно его нормам в соответствии с пунктами 5-7 статьи 3 вышеуказанного Закона. К таким юридическим лицам следует относить государственных заказчиков, а также прочих юридических лиц, которые в соответствии с положениями статьи 15 Закона № 44-ФЗ имеют прямую обязанность проводить закупки в рамках данного Закона. Государственные заказчики осуществляют закупочную деятельность в целях удовлетворения государственных нужд в рамках Закона № 44-ФЗ всех объектов закупок кроме особого перечня, утвержденного в части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

Что касается закупок для нужд обороны страны, то поскольку такие закупки не входят в область интересов данного исследования, то необходимо лишь отметить, что они осуществляются в рамках Закона № 44-ФЗ, но с учетом положений Закона № 275-ФЗ, при том, что последний является специальным по отношению к Закону № 44-ФЗ, на этом основании его положения имеют приоритет перед общими нормами Закона № 44-ФЗ. Данная информация содержится в части 2 Закона, как и в отношении Закона № 44-ФЗ, так и других общих по отношению к Закону № 275-ФЗ правовых норм.

Также необходимо сказать о том, что кроме основного нормативного правового акта, который регламентирует осуществление государственных закупок, – Закона № 44-ФЗ, в целях его исполнения был принят целый ряд подзаконных актов как на федеральном уровне, так и на уровне муниципалитетов и субъектов Российской Федерации.

На основании того, что первым из главных этапов обеспечения государственных нужд является планирование закупочной деятельности, то, соответственно, исследоваться будут регламентирующие планирование нормативные правовые акты.

На основании вышепоименованных нормативных правовых актов все данные о запланированных закупках будут теперь вноситься в один документ, а именно – в план-график.  С полной уверенностью теперь можно утверждать о том, что дополнительная нагрузка как на заказчиков, так и на контролирующие органы, присутствовавшая при двухэтапном планировании, теперь устранена.

Если кратко описать планирование закупочной деятельности заказчиков соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 № 1279, то оно выглядит следующим образом: заказчики в отрытом доступе в сети «Интернет» на официальном сайте единой информационной системы публикуют данные о планируемых закупках, это делается главным образом для того, чтобы рыночные агенты могли планировать свою деятельность в качестве исполнителей по государственным контрактам. В планы-графики, согласно ст. 16 Закона 44-ФЗ, включаются:

  • идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;
  • наименование объекта и (или) наименования объектов закупок (коды общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, далее ОКПД2);
  • объем финансового обеспечения для осуществления закупок;
  • сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги;
  • иная информация, связанная с порядком формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики.

После нормативной правовой базы планирования закупок следует перейти к нормативным правовым актам, регулирующим нормирование государственных закупок. Базой нормирования является статья 19 Закона № 44-ФЗ, на основании которой Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к закупаемым объектам на основании их потребительских свойств, предельных размеров финансирования на некоторые их виды, а также устанавливаются требования к порядку принятия правовой базы о нормировании закупок товаров, работ и услугам для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Так, для нужд учреждений-заказчиков федерального уровня правовая база разрабатывается в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 г. № 479. В целях нормирования закупок, осуществляемых муниципальными образованиями, разрабатывается правовая база в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. № 927  «Об определении требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг  (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)», которое представляет из себя основу для муниципальных нормативных актов, и распространяет свое действие также на закупки федеральных учреждений-заказчиков, при этом перечень товаров, работ и услуг,  который закреплен в этом Постановлении, может быть дополнен и расширен [1]. Необходимо также упомянуть, что при закупках бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями нормативные затраты не применяются.

 

Список литературы: 
1. Ковалева Е.А. Механизм государственных закупок в России // Вестник ЧелГУ. 2008. №1.