ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА
Принудительные меры медицинского характера являются одной из мер уголовно-правового характера и применяются к лицам, совершившим преступления. Законодатель в Уголовном Кодексе Российской Федерации (Далее – УК РФ) закрепляет данные меры в главе 15, в которой определены основания и цели применения данных мер, а также иные положения, определяющие порядок назначения и применения к лицам принудительных мер медицинского характера.
Уголовное законодательство Российской Федерации не содержит легального определения принудительных мер медицинского характера. Именно поэтому различные ученые-правоведы дают собственную дефиницию. Так, Г.А. Есаков дает следующее определение: принудительные меры медицинского характера – это медицинские меры, включающие в себя комплекс диагностических, лечебных и иных процедур, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами». [1, с. 377]. Автор в данном определении подчеркивает, что главным основанием для назначения данных мер является наличие у лица психического заболевания.
В целом можно сказать, что принудительные меры медицинского характера представляют собой комплекс мер медицинского воздействия, оказываемый лицу, совершившему преступление, помимо его воли посредством психиатрического лечения.
Стоит отметить, что отличительной чертой принудительных мер медицинского характера от наказаний является отсутствие отрицательной оценки лица государством, что не несет в себе кары.
Уголовным законодательством Российской Федерации определены основания применения выше указанных мер в ст. 97 УК РФ. Ими выступают:
- совершение лицом преступного или общественно-опасного деяния;
- наличие у лица болезненного психического расстройства;
- возможность причинения лицом иного существенного материального или физического вреда или его опасность для себя самого и окружающих ввиду наличия психического расстройства.
Особое внимание стоит обратить на то, что их правоприменение возможно только в совокупности. Это обозначает, что требуется доказать факт совершения преступления лицом, а также установить у него наличие психического расстройства. Также диспозиция ст. 97 УК РФ указывает на исключительную компетенцию суда назначения принудительных мер медицинского характера. Срок назначения данной меры судом не назначается, т.к. невозможно заранее определить временные рамки, необходимые для излечения лица или достижения стойкой ремиссии.
Согласно положениям ст. 98 УК РФ целями применения принудительных мер медицинского характера являются излечение психически нездоровых лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых преступных деяний. Данные цели реализуются с помощью лечения лица и его изоляции от общества на то время, пока оно является опасным. Также некоторые правоведы в качестве основания применения данных мер называют необходимость лечения душевно больных лиц, совершивших преступление [2, с.31]. Но данный подход нельзя считать верным, поскольку он не позволяет отразить необходимость применения данных мер и лечения.
Принудительные меры медицинского характера могу применяться в соответствии с частью 1 ст.97 УК РФ исключительно к лицам, страдающим душевными и психическими расстройствами, а именно:
- совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости;
- у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
- совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;
- совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
Также немаловажным является отметить, что уголовное законодательство определяет круг лиц, к которым не могут быть применены данные меры. Так принудительные меры медицинского характера не могут быть применены к лицам, совершившим малозначительные преступные деяния, административные правонарушения, а также деяния, содержащие в себя обстоятельства, исключающие его преступность (глава 8 УК РФ). Помимо этого, применение этих мер будет невозможным и при совершении общественно опасного деяния в состоянии невменяемости из-за временного психического, поскольку подобные заболевания носят быстротечный характер и заканчиваются выздоровлением.
Важно отметить, что уголовное законодательство Российской Федерации не связывает возможность применения принудительных мер медицинского характера с какой-либо категорией преступного деяния. Ранее часть 2 ст.443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержала норму, в которой говорилось о том, что к лицу, совершившему преступление небольшой тяжести, суд отказывает в применении в применении принудительных мер медицинского характера.
Изменение в данную норму были внесены Федеральным законом №4-ФЗ от 3.02.2014 г. «О внесении изменения в статью 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
УК РФ в ст. 99 перечисляет виды принудительных мер медицинского характера.
Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях (п. «а» ч. 1 ст. 99 УК РФ) применяется к пациентам, которые по своему психическому состоянию не нуждаются в помещении в стационар, т.е. предназначено для тех, кто совершил преступление в состоянии невменяемости или ограниченной вменяемости. Такая мера также применяется к лицам, прошедшим принудительное лечение в психиатрических стационарах, с целью их социальной адаптации и закреплении достигнутого результата.
Остальные виды принудительного медицинского лечения, согласно пунктам «б-г» ч. 1 ст. 99 УК РФ, оказываются в стационарных условиях. Дифференциация происходит по типам медицинских учреждений и установленных в ней режимов пребывания больных.
В психиатрических учреждениях общего типа лица, проходящие принудительное медицинское лечение, находятся вместе с остальными пациентами. Все пациенты данных лечебных заведений не склонны к грубым нарушениям больничного режима. Психическое расстройство находящихся там лиц протекает относительно благоприятно.
Стационары специализированного типа организуют дополнительные меры для оказания принудительного лечения, например, действует наружная охрана и установлен пропускной режим. Такая мера, согласно ч. 3 ст. 101 УК РФ, назначается лицам, нуждающимся по своему психическому состоянию в постоянном наблюдении.
К ним относятся правонарушители, страдающие острыми или обострившимися хроническими психическими заболеваниями, 0изменениями личности, а также имеющие антиобщественные установки.
Психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением предназначены для лиц, представляющих особую опасность для себя и общества ввиду своего психического расстройства и требуют постоянного и интенсивного наблюдения. Данные лица страдают хроническими психическими заболеваниями и имеют склонность к совершению преступных деяний, содержащих признаки тяжких или особо тяжких преступлений и нарушениям больничного режима – побегам, нападениям на персонал или инициирование групповых беспорядков.
Также стоит отметить, что правовой статус больных, находящихся на стационарном лечении, отличается от лиц, находящихся на амбулаторном наблюдении. Прекращение их лечения невозможно без соответствующего решения суда, а если поведение или психическое состояние пациента затрудняет его обследование, либо если создаются препятствия для его обследования и лечения медицинские работники вправе прибегнуть к помощи сотрудников правоохранительных органов [3, с.146].
Суд обладает полномочиями по изменению принудительной меры медицинского характера. Причем такие изменения возможны как на более мягкие, так и на более строгие. Изменение или прекращение применения данной меры зависит от такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной меры [4, с.66].
Институт применения принудительных мер медицинского характера является одним из превентивных инструментов, позволяющих уберечь общественные ценности и отношения от посягательств со стороны лиц, страдающих психическими расстройствами.
В настоящее время судебные органы не пренебрегают назначением лицам принудительного медицинского лечения, на основании чего, можно сделать вывод, что данный правовой институт активно закрепился в отечественной правоприменительной системе.