МЕСТО И РОЛЬ ГЕРМАНИИ В СОВРЕМЕННОМ ЕВРОПЕЙСКОМ ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
МЕСТО И РОЛЬ ГЕРМАНИИ В СОВРЕМЕННОМ ЕВРОПЕЙСКОМ ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация. Интеграционные региональные процессы во всем мире являются движущей силой международной кооперации и сотрудничества как никогда до этого, начало этим процессам было положено именно с момента образования Таможенного союза в Европейском регионе. Германия, как страна, расположенная буквально в центре всей Европы, является ключевым звеном на пути интеграции всего пространства Европы. Статья посвящена интеграционным процессам в Германии и регионе, на территории которого ее влияние в наибольшей степени распространено. Отмечаются причины Европейской политики Германии, направления развития, ключевые проблемы и возможные пути их разрешения.
Abstract. As never before, regional integration processes all over the world are the driving force of international partnership and cooperation, these processes were initiated precisely from the moment of the formation of the Customs Union in the European region. Germany, as a country located in the center of the whole of Europe, is a key link on the path of integration of the entire European zone. The article is devoted to integration processes in Germany and the regions, in which its influence is essential the most. It is also worth to notice the reasons of German integration policy, directions of development, key problems and possible ways of their resolution play.
Ключевые слова: интеграция, Европейский Союз, интеграционная политика ФРГ, Brexit, региональная политика, миграционная политика, популизм, евроскептицизм, Европейский парламент, COVID-19, реформирование ЕС.
Keywords: integration, European Union, German integration policy, Brexit, regional policy, migration policy, populism, euroscepticism, European Parliament, COVID-19, EU reformation.
Принятие активного участия в европейской интеграции можно выделить в качестве одного из основополагающих направлений германской внешней политики. Причина кроется в том, что Германии, как исторически, так и по причине своей территориальной расположенности, затруднительно строить прочные экономические связи каким-либо иным образом. Германия имеет довольно однозначное географическое положение страна занимает срединное положение на европейском континенте, имеет границы с 9 европейскими странами и имеет доступ с севера к Северному и Балтийскому морям, что ставит курс, направленный на прочные отношения хозяйственного межотраслевого характера в приоритет внешнеполитической повестки страны.
Германия в наши дни является крупнейшей экономикой в Европе. Германия крупнейшая страна ЕС-27 как по площади, так и по населению, что значит она располагает самым большим количеством депутатов в Европейском парламенте (96 членов). [16] В 2020 г. на ее долю приходилось 25,1% ВВП ЕС, Германия имела в 2021 самую высокую долю внешней торговли ЕС в 2021 году, на долю которой приходилось 29% экспорта товаров ЕС в страны, не являющиеся членами ЕС, и на долю которой приходилось более одной пятой (21%) импорта ЕС. (Рисунок 1) [31]Совокупность данных факторов позволяет стране использовать рычаги влияния на принимаемые решения в рамках общей европейской политики.
Рисунок 1.Торговля товарами ЕС, 2021 г. %, доля экспорта/импорта ЕС
Источник: Eurostat
Важным фактором закреплении политического лидерства ФРГ в ЕС стала смена правящего руководства в начале XXI в., с правящей партией ХДС/ХСС под руководством канцлера А. Меркель (до декабря 2021 г.).
Политическое доминировании Германии в ЕС вышло на абсолютно новый уровень в связи с ее способностью регулировать кризисы в европейском регионе. Германия, как одна из стран-основательниц ЕС, уже давно имеет определенный вес в формировании европейской политики. Во время своего пребывания на посту канцлера А. Меркель помогала руководить реакцией блока на глобальный финансовый кризис, кризис суверенного долга, миграционный кризис и совсем недавно пандемию коронавируса.
Правительство Ангелы Меркель проявляло активную позицию по поводу участия бундесвера в вооруженных миротворческих миссиях наднациональных организаций, в то время как прежнее руководство страны проявляло явную осторожность, когда дело касалось щепетильных и неоднозначных вопросов, связанных с военной инициативой со стороны ФРГ. [32]
Внешнеполитическая инициация от Германии против интервенции США в Ирак в 2003 г. стала толчком развития «Общей внешней политики и политики безопасности Евросоюза»(ОВПБ) [[1]*], а также усиление позиций Европейского союза в качестве независимого от США актора международной политики.[33]
Большое значение для политического лидерства ФРГ в ЕС имели географические изменения Евросоюза в следствии расширений 2004, 2007 и 2013 гг. Вступление в союз стран ЦВЕ в качестве полномасштабных участников союза ознаменовали увеличение как общего рынка, так и пространства безопасности. [14]
Внешнеторговая ориентированность занимает одну из ключевых позиций в экономике Германии: в 2021 г. номинальный ВВП вырос на 675 млрд долл. США. Среднегодовой прирост валового внутреннего продукта с 2007 по 2021 гг. составлял 0,6 %. [31]
Важнейшим партнером Германии является непосредственно Европейский Союз. На торговлю внутри ЕС приходится 53 % экспорта Германии. Что касается импорта, то 64 % приходится на страны-члены ЕС (Нидерланды – 14 %, Франция, Польша и Бельгия – 6 %) [35], что свидетельствует о ФРГ как о стране с ярко выраженной экспортной ориентированностью экономики и довольно глубокой и прочной интегрированностью в мировое хозяйство.
Хозяйственно-политические успехи дают основания руководству ФРГ иметь определенное влияние на государства-члены ЕС, инициировать проведение реформ внутри союза.
Однако стоит отметить, что давление на соседей, оказываемое ФРГ, вызывает негативную реакцию среди руководства и народа данных стран, провоцируя тем самым формирование евроскептических настроений.
Затрагивая вопросы германской политики в отношении ЕС, важно понимать, что Германия является основным вкладчиком в европейский бюджет (в 2020 г. взносы Германии в бюджет Европейского союза составили более 28 млрд евро). [26] Существует три основных источника поступлений в бюджет ЕС: таможенные пошлины, взносы, основанные на налоге на добавленную стоимость (НДС) и прямые платежи из национальных бюджетов. Институты ЕС подтвердили свою готовность к рассмотрению возможности введения новых источников доходов для бюджета ЕС, которые были бы связаны с основными приоритетами политики. Один из таких источников дохода, основанный на объемах не переработанного пластика, уже вступил в силу 1 января 2021 г.
Европейский внутренний рынок, однако ясно дает понять, что Германия не только отдает, но и получает выгоду от участия в интеграционных процессах союза. Немецкая продукция, как уже было упомянуто ранее, свободно и активно, по более дешевым ценам, по причине сравнительно низкого курса евро) поставляется на территории Европейского союза, который является ее основным торговым партнером на континенте.
Отмечается, что при решении принятия новых стран в качестве членов Европейского союза политические аспекты влияния во многом играли более значимую роль нежели экономические. Что в свою очередь привело к узким местам в европейской экономике и зарождению евроскептических настроений на территории европейского региона.
Экономика Евросоюза со вступлением в новое тысячелетие столкнулась и преодолела множество кризисов на пути дальнейшей интеграции. От отклонённого конституционный договор ЕС 2005 г., мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг., который цепной реакцией напрямую связан с долговым кризисом ЕС 2008–2013 гг. до украинского кризиса, начавшегося в 2013 г. и обострившийся вновь в 2022 г., миграционного кризиса в Европе 2015–2016 гг [1]В конце концов пандемия COVID-19 представила собой разрушение, которое бросило вызов как обществам в государствах- членах ЕС, так и политическим системам, которые ими управляют.
Эти кризисы привели к повальному росту евроскептицизма, в Европе и Германии в частности, который увеличил спрос на популистские политические проекты, что весьма часто апеллируют к аспектам националистической идеологии, свойственные и евроскептической концепции в том числе. Однако стоит также взять во внимание, что на территории всего ЕС в большинстве своем действуют мягкие евроскептики, которые требуют возвращения на национальный уровень части коммунитаризированных органов, но не выступают с призывами полного отказа и роспуска ЕС.
С 2012 г., в данной связи в ЕС возрос интерес к политической альтернативе, следствием этого в Германии стало основание политической партии «Альтернатива для Германии». [10] В программе партии выделяется требование на усиление народовластия и защиту демократии в Германии. АдГ требует значительно уменьшить поддержку развивающимся государствам. Вместо поддержки иммиграции и ассимиляции в регионе в АдГ ясно выражен призыв к переориентации на стимулирование повышение рождаемости внутри страны и рассматривает в качестве ключевой роль немецкой культуры в Германии. [36]
На состояние 2019 г. на выборах в Европейский парламент левоцентристские и правоцентристские партии понесли значительные потери, в том числе потеряли свое общее большинство, в то время как зеленые, либеральные, выступающие за ЕС, и некоторые партии евроскептического правого крыла добились значительных успехов. [36]
Касательно участия АдГ на выборах в Европейском парламенте 2019 г., то примечательным стоит отметить положение о том, что АдГ впервые не исключает, выход Германии из Европейского союза (Дексит), а также акцентирует внимание на потребности окончания постройки “Северного потока-2”. [23] Итогом весьма резких заявлений со стороны партии стало то, что АдГ на выборах в Европарламент заполучила 11 % голосов избирателей, вместо предполагаемых 15 %. [16]
Во внимание стоит также принять оказанное пандемией гораздо более глубокое влияние на общественную поддержку членства в ЕС, чем предыдущие кризисы в истории ЕС. Так исследование The COVID-19 Pandemic and Euroscepticism in Germany основываясь на анализе данных опроса, проведенного в Германии, показывает результаты того, что негативные сообщения о реакции ЕС на пандемию COVID-19 привели к существенному снижению поддержки членства в ЕС. Он также показывает, что измерение оценок эффективности, связанных с реакцией ЕС на COVID-19, является достаточно мощным, чтобы ослабить поддержку ЕС. Так отсутствие консолидированной политики по борьбе с пандемией негативно сказалось на имидже ЕС и в частности активизировало более радикальные евроскептические настроения. [20]
8 декабря 2021 г. в ФРГ произошли крупномасштабные изменения связанные со сменой руководства Ангелы Меркель впервые с 2005 г. новым коалиционное правительством «Светофора», которую возглавил новый канцлер Германии – Олаф Шольц, состоящее из Социал-демократической партии (СДПГ), лидером которой является сам канцлер, либеральной Свободной демократической партии (СвДП) и Зеленых. [19]
Внешняя политика нового правительства обозначена в коалиционном соглашении развития Германии до 2025 г., важную роль в котором играет скоординированный европейский подход к внешней политике и трансатлантическому партнерству, ровно как и сотрудничества с едиными по духу демократическими режимами. [28] Нынешняя коалиция ясно ставит в приоритет европейский вектор внешней политики, с потенциальной полномасштабной реализацией своих лидерских позиций в регионе.
Новое правительство Германии при вступлении в должность незамедлительно сталкивается с рядом внешнеполитических проблем, связанных с развертыванием российских вооруженных сил на Украине и многочисленными неопределенностями касательно проекта «Северного потока-2». Трубопровод неоднократно попадал под шквал критики со стороны партнеров по коалиции СвДП и партии Зеленых. Олаф Шольц в свою очередь подчеркивал важность и неполитическую основу трубопровода и лично опроверг критику в сторону вероятных последствий вокруг проекта. Однако уже в 4 апреля 2022 г., президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер выступил с заявлением: «Моя приверженность в отношении газопровода «Северный поток-2» явно была ошибкой». [34] В связи очевидного отказа и остановки проекта, имевшего для страны колоссального масштаба значимость, Германии необходимо будет в срочном порядке искать альтернативные рынки поставок газа в страну или же форсировано переходить на возобновляемые источники энергии.
Революционным для Германии можно назвать решение о поставках в Украину немецкого вооружения и общем увеличении военных расходов. Так, канцлер Олаф Шольц в своем выступлении от 27 февраля 2022 г. объявил о чрезвычайном финансировании вооруженных сил Германии в размере 100 млрд евро, а также пообещал увеличить расходы на оборону до уровня более 2 % от валового национального продукта.[30]
«Очевидно, что мы должны гораздо больше инвестировать в безопасность нашей страны. Чтобы защитить нашу свободу и нашу демократию.», – сказал Шольц в заявлении правительства на специальном заседании в Бундестаге. [30]
Таким образом, на сегодняшний момент элиты союза оказались в весьма подвешенном состоянии: интеграция ЕС либо сможет преодолеть критический рубеж и продолжится дальше, либо государства-члены отступят к национальным границам, с целью самостоятельного решения проблем, однако полного развала интеграционного союза вряд ли стоит ожидать.
В Германии активизировался очевидный призыв европейским политикам вступить в дискуссию с евроскептиками и гарантировать гражданам ощущение стабильности и безопасности в обществе, которое переживает структурные изменения, но и не скрывать возможные проблемные аспекты.
Способность лидирующих стран ЕС сформулировать «большой» проект, который сплотил бы элиты большинства государств-членов и обеспечил широкую общественную поддержку может стать опорой для дальнейшего развития процессов интеграции в регионе. Вероятнее всего таким проектом станет перезапуск европейской экономики. Комиссия предлагает привлечь средства в финансовый инструмент «NextGenerationEU» в объеме 750 млрд евро за счет повышения взноса государств-членов в бюджет ЕС и выпуска ценных бумаг. Если этот план будет реализован, то экономическое влияние ЕС вырастет как вследствие перераспределения больших объемов средств, так и из-за коммунитаризации новых налогов. А продемонстрировав высокий уровень солидарности, ЕС увеличит и свое политическое влияние. Однако успешная реализация этого «большого» проекта не очевидна.
В результате анализа места и роли ФРГ в процессах интеграции европейского пространства становится явным, что Германия является формальным лидером в регионе прежде всего по своим экономическим показателям и потенциалу. В следствие диверсифицированной прочной экономики Германия является не только инициирует дальнейшие процессы экономической интеграции, она также имеет способность во времена кризисов помогать наиболее пострадавшим от кризиса соседям. Германия хоть и является важнейшим источником при формировании бюджета ЕС, но и получает существенную выгоду за счет доступа к общему рынку, высокого объемов торговли со странами внутри союза и низкого курса евро.
Представленные в статье кризисные явления последних двадцати лет активировали в регионе анти-интеграционные настроения в лице евроскептических организаций, призывающих к возврату национального доминирования над общеевропейским, вследствие неспособности ЕС выполнять заявленные обещания, и отражающих реальные настроения и положение граждан Европейского союза.
В целом на данный момент можно предположить, что тон внешней политики Германии, приобретает более уверенные и откровенные мотивы. Однако, стоит учитывать и стремление нового правительства к преемственности и некоторой осторожности своих действий, что ведет к тому, что потенциально общий вектор направления внешней политики не будет кардинально изменен.
Прочная проевропейская позиция ФРГ, направленная на продолжающеюся инициацию интеграции в рамках Европейского союза, вряд ли допустит роспуск союза или же выход весомых ее акторов и доноров из организации. Она же подталкивает правительство Германии и лидеров институтов ЕС к диалогу и кооперации с евроскептическими организациями и рассмотрения возможности реформации в условиях преодоления кризисов и скорейшего восстановления экономики. Кроме того, нынешний кризис в Украине подчеркивает реактивный характер нынешнего курса правительства ФРГ.
[1]*Организованная, согласованная внешняя политика Европейского союза, направленная главным образом на дипломатию и действия в области безопасности и обороны. ОВПБ занимается только определенной частью внешних отношений ЕС, которые включают в себя в основном торговую политику, а также другие области, такие как финансирование третьих стран и т.д.