Статья:

ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Захарова А.А. ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/112587 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Захарова Анастасия Александровна
студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Калужский филиал), РФ, г. Калуга

 

PROBLEMS OF HOUSING PROVISION FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN THE KALUGA REGION

 

Anastasia Zakharova

Russian presidential Academy of national economy and public administration (Kaluga branch), Russia, Kaluga

 

Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена остротой и значимостью реализации социальных гарантий детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Качество жизни и уровень благосостояния населения, безусловно, являются одними из наиболее значимых критериев оценки степени развитости государства и эффективности функционирования системы его органов, однако стоит учитывать то, что значения данных критериев определяют не только условия для хозяйствования, но и работа института социальной защиты населения. Социальная защита представляет собой государственный институт, основная функция которого заключается в оказании помощи нуждающимся категориям населения, которая осуществляется в целях выравнивания социальной структуры общества, предотвращения социальных конфликтов и обеспечения общего качества жизни населения на территории страны.  Социальная защита детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является в настоящее время одним из наиболее значимых направлений реализации социальной политики. Объектом данного исследования являются дополнительные социальные гарантии детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, а предметом –  совершенствование жилищного обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Калужской области. Целью исследования является разработка путей совершенствования жилищного обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Калужской области.

Abstract. The relevance of this study is due to the severity and significance of the implementation of social guarantees for orphans and children left without parental care. The quality of life and the level of well-being of the population, of course, are among the most significant criteria for assessing the degree of development of the state and the effectiveness of the functioning of the system of its organs, however, it is worth considering that the values of these criteria determine not only the conditions for managing, but also the work of the institute of social protection of the population. Social protection is a State institution whose main function is to provide assistance to needy categories of the population, which is carried out in order to equalize the social structure of society, prevent social conflicts and ensure the overall quality of life of the population in the country. The social protection of orphans and children left without parental care is currently one of the most significant areas of social policy implementation. The object of this study is additional social guarantees for orphans and children left without parental care for residential premises, and the subject is the improvement of housing provision for orphans and children left without parental care in the Kaluga region. The aim of the study is to develop ways to improve housing provision for orphans and children left without parental care in the Kaluga region.

 

Ключевые слова: дети – сироты, права детей – сирот на получение жилого помещения, социальное жилищное обеспечение, социальная политика, Калужская области.

Keywords: orphans, the rights of orphans to receive housing, social housing, social policy, Kaluga region.

 

Социальная структура и темпы общественного развития характеризуются сложностью долгосрочного прогнозирования их изменений и нестабильностью. Ввиду этого в качестве предмета государственного регулирования социальная сфера является одной из наиболее многоаспектных и сложных, но вместе с тем фундаментальных объектов управления. Общественная структура любого государства, вне зависимости от его формы и устройства, представляет собой дифференцированную систему, включающую в себя различные категории граждан. В демократических государствах с ярко выраженным социальным характером одной из важнейших направлений государственной политики является поддержка незащищенных слоев населения с целью выравнивания и стабилизации социальной структуры общества [2].

Снижение уровня социального неравенства является одной из основных задач социальной политики любого развитого государства, поскольку наличие острой проблемы материально – финансовой поляризации общества неизбежно ведет к возникновению социально – политических конфликтов различного масштаба, дестабилизации национальной экономики и нарушениям целостности как ее внутренних связей, так и тех связей, которые обеспечивают ее интеграцию в мировую экономику.  Создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг представляет собой совокупность мер, направленных на обеспечение реальной эффективности, оказываемой гражданам государственной социальной помощи и возможности реализации прав на получение такой помощи. Комплекс указанных мер реализуется либо в рамках действующих нормативных актов, либо же с целью изменения определенных норм, продиктованных внешними условиями.  Доступность и качество социальной государственной помощи являются основными критериями ее оценки, поскольку сама суть и смысл получения такой помощи заключаются в всестороннем обеспечении возможности получения всеми нуждающимися гражданами помощи в той мере, в которой необходимо для объективного повышения уровня благосостояния и улучшения условий жизни [3].

Механизмы социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются на федеральном уровне. Гарантии прав на имущество и жилое помещение являются одними из наиболее значимых в системе социальной поддержки указанной категории населения. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет [1]. Реализация социальной гарантии детей – сирот на жилое помещение осуществляется за счет специализированного жилищного фонда. Ст. 1 Закона Калужской области от 25 октября 2012 года №338-ОЗ «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение» устанавливается, что специализированный жилищный фонд Калужской области для детей- - совокупность жилых помещений, находящихся в государственной собственности Калужской области и отнесенных с соблюдением требований и в порядке, установленном законодательством, к специализированному жилищному фонду, предназначенному для проживания детей-сирот [2].

На рисунке 1 представлена динамика количества детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Калужской области, находящихся в очереди на получение жилого помещения в период с 2018 по 2021 год (нарастающим итогом).

 

Рисунок 1. Количество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Калужской области, находящиеся в очереди на получение жилого помещения в период с 2018 по 2021 год (нарастающим итогом)

 

Исходя из рисунка 1, можно сделать вывод о том, что в период с 2018 по 2021 год количество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Калужской области, находящиеся в очереди на получение жилого помещения, стабильно увеличивалось. Прирост количества ожидающих получения жилого помещения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2021 год по отношению к 2018 году составил 7,75%, что указывает на постоянное увеличение числа ожидающих.

Соизмеряя темпы роста количества детей – сирот, находящихся в очереди на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями (примерно 5,4% ежегодно), и темпы реализации указанной дополнительной социальной гарантии (гарантия реализуется в отношении примерно 3,5% детей – сирот от общего количества детей – сирот, находящихся в очереди на получение жилого помещения), можно прийти  к выводу о крайне слабых темпах реализации рассматриваемой социальной гарантии. Стабильное увеличение количества детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Калужской области, находящиеся в очереди на получение жилого помещения, обусловлен темпами включения детей – сирот в очередь, которые являются более быстрыми, чем темпы реализации дополнительной социальной гарантии на получение жилого помещения в отношении тех лиц, которые уже находятся в очереди. Основная причина складывающейся в Калужской области ситуации в сфере реализации права детей – сирот на жилое помещение состоит в недостаточной обеспеченности специализированного жилищного фонда, объемы которого не отвечают имеющейся потребности. На рисунке 2 представлено количество жилых помещений, составляющих специализированный жилищный фонд Калужской области в период с 2018 по 2021 год [6].

             

Рисунок 2. Количество жилых помещений, составляющих специализированный жилищный фонд Калужской области (2018 – 2021 гг.)

 

Исходя из рисунка 2, можно сделать вывод о том, что в период с 2018 по 2021 год, количество жилых помещений, составляющих специализированный жилищный фонд Калужской области, стабильно возрастало и практически полностью соответствовало количеству жилых помещений, полученных детьми – сиротами в аналогичный период. Следует отметить, что около 74% от общего количества жилых помещений, составляющих специализированный жилищный фонд Калужской области, составляют жилые помещения, включенные в указанный фонд путем строительства, и около 26% - жилые помещения, включенные в фонд путем строительства.

Проблема жилищного обеспечения детей – сирот в Калужской области связана со слабыми темпами формирования в Калужской области специализированного жилищного фонда, которое может осуществляться как посредством строительства, так и посредством приобретения жилых помещений. Требования федерального законодательства к порядку формирования специализированного жилищного фонда, порядку предоставления благоустроенных жилых помещений детям -сиротам в рамках реализации дополнительной социальной гарантии и непосредственно к жилым помещениям в настоящее время не позволяют министерству труда и социальной защиты Калужской области в полной мере реализовать возложенные на него полномочия по жилищному обеспечению детей – сирот в регионе [4].

На наш взгляд, наиболее перспективным направлением совершенствования реализации права детей – сирот на жилое помещение в Калужской области является внедрение возможности получения детьми – сиротами жилищных сертификатов, под которым понимается именное свидетельство, удостоверяющее право на безвозмездную субсидию на приобретение квартиры детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Право на получение жилищного сертификата должно быть закреплено за теми, кто получил решение суда о внеочередном предоставлении жилого помещения.

Реализация предложенного решения в виде внесения изменений в Закон Калужской области от 25 октября 2012 года №338-ОЗ «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение» в виде внедрения такого механизма реализации права детей - сирот на жилое помещение в Калужской области, как предоставление жилищного сертификата, позволит с наибольшей эффективностью реализовать региональную государственную политику социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» //СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] URL - http://www.consultant.ru (дата обращения 18.12.2021)
2. Закон Калужской области от 25 октября 2012 года №338-ОЗ «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение»// Официальный сайт министерства труда и социальной защиты Калужской области [Электронный ресурс] URL - https://pre.admoblkaluga/minsocial (дата обращения 11.05.2022) 
3. Джураева Е.Н. Вопросы жилищного обеспечения детей – сирот // Молодой ученый. – 2022. - №4. – С.78-84
4. Дегтярёв А.В. Пути совершенствования государственной молодежной политики// Научно-практический электронный журнал Аллея Науки — №16. – 2021. – С. 12-16.
5. Дудиева М.Н. Вопросы жилищного обеспечения детей - сирот // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021 — № 5 (71). — С. 162-164.
6. Официальный сайт министерства труда и социальной защиты Калужской области [Электронный ресурс] URL - https://pre.admoblkaluga/minsocial (дата обращения 11.05.2022)