Статья:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕМОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Зайцева Е.С. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕМОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/112631 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕМОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО

Зайцева Екатерина Сергеевна
студент, Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

Профилактика демотивации студентов в системе среднего профессионального образования эффективна при наличии определённых психолого-педагогических условий, которые в свою очередь благоприятно влияют на организацию образовательного процесса.

К таким условиям мы можем отнести:

- активное участие преподавательского состава в образовательном процессе;

- наполнение деятельности профессионально-ориентированным содержанием;

- создание внеурочной образовательной среды;

- благоприятный психологический климат между преподавателем и студентами;

- практическая демонстрация изучаемых навыков;

- включение в программу заданий по взаимоконтролю и взаимопомощи между студентами;

- использование различных форматов коллективной работы [1].

Для устранения демотивации, сопряжённой с индивидуально-личностными факторами следует изменить способ предоставления и раскрытия учебной информации. Необходимо доносить материал в такой форме, что бы обучающийся самостоятельно проявлял инициативу и творческий подход к выполнению задания или поиску нового материала.

При этом мотивировать положительное отношение к изучению предмета может как его содержание, так и метод работы с ним [2].

При желании повысить интерес обучающихся средних профессиональных учебных заведений к обучению, следует использовать инновационные методы обучения, которые контрастно отличаются от «привычного» образовательного процесса.

Например, метод проектов.

Метод проектов – это система обучения на основе проектов, которые состоят из разнообразных практических заданий.

Данный подход позволяет обучающимся приобретать новые знания и умения во время поиска решения проблемной ситуации.

Е.С. Полат убеждён, что именно метод проектов даёт возможность предельно повлиять на познавательные действия обучающихся, которые стараются разрешить проблемную ситуацию в результате самостоятельных познавательных действий [3].

В. В. Николина выделила следующие этапы работы над проектом:

1. Ценностно-ориентированный этап (осознание мотива и цели последующей деятельности, знакомство с проблемой).

2. Конструктивный этап (сбор информации, работа над проблемой, поиск наилучшего варианта ее решения).

3. Оценочно-рефлексивный этап (оценка собственной деятельности).

4. Презентативный этап (защита проекта, подведение итогов общей и индивидуальной деятельности).

Во время самостоятельного выполнения заданий у студентов повышается интерес к приобретению новых знаний. Они учатся индивидуально выбирать необходимый теоретический материал из всего многообразия информации, а так же применять полученные знания на практике.

Особая роль отводится обучению студентов в группе, так как такая форма изучения материала имеет мотивационное значение. Для этого типа работы так же характерно наличие соревновательного духа между подгруппами участников, что положительно сказывается на мотивации к обучению. Данный способ обучения актуален в СПО во время проведения практических занятий.

При объединении в одну рабочую группу студентов с разным уровнем учебной мотивации, определяется, что после выполнения совместной работы, менее мотивированные студенты существенно повышают интерес к предмету.

Для устранения демотивации, связанной с социальным фактором, необходимо совместно со студентами производить мониторинг актуальных вакансий, приглашать действующих специалистов и работодателей, проводить беседы о важности и значимости получаемой ими профессии, знакомить обучающихся с новыми технологиями, сопряженными с их будущей специальностью.

Следующий важный аспект проведения успешной профилактической работы по образовательной демотивации – развитые профессиональные компетенции преподавателей.

В настоящее время различные авторы (С.Г. Вершловский, 3. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова) справедливо констатируют кризисное состояние профессиональной компетентности преподавательского состава [4].  

К сожалению, многие уже работающие в системе СПО преподаватели не обладают в необходимой степени профессионально значимыми качествами личности.

Для решения данной проблемы следует проводить профессиональные тренинги педагогического коллектива, которые будут направлены на развитие в каждом преподавателе таких социально-психологических качеств личности, как способность к рефлексии, гибкость, эмпатия, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность. В совокупности все эти качества образуют комплекс психолог-педагогической компетенции преподавателя.

Тесное сотрудничество преподавательского состава с квалифицированными психологами, которое направлено на развитие комплекса психолого-педагогических компетенций преподавателей так же обеспечит и совершенствование образовательно-воспитательной структуры во всей системе среднего профессионального

 

Список литературы: 
1. Николина В.В. Метод проектов в образовании, 2004. – №7
2. Петрова А.И. Методические рекомендации по обеспечению готовности педагогов к работе по повышению мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся. - Воронеж: «Центр развития образования» , 2016. - 7 с.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред.Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999
4. Турчанинова Ю И. Как помочь учителю стать учителем? М-Директор, 1994 N2, с. 23-27.