МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(297)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(297)
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время в системе образования на всех его ступенях доминирует компетентностный подход, это хорошо иллюстрирует внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Интенсивные изменения, происходящие в образовательной среде, детерминируют возрастающие требования к педагогам: теперь им необходимо не только осваивать новые знания, наращивать умения успешно адаптироваться к изменениям, применять инновационные методы и подходы, эффективно взаимодействовать с растущим многообразием потребностей воспитанников, как представителей новой цифровой эпохи, и их родителей, но и овладевать навыками создания новых цифровых образовательных продуктов и электронных образовательных ресурсов. Однако, несмотря на данное существенное обновление в описании профессиональных компетенций, существует противоречие между потребностями современной педагогической практики и уровнем подготовки кадров.
Одним из способов успешного разрешения выделенного противоречия может стать использование методической системы как средства повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации. Однако, в этом случае система должна включать в себя модули, охватывающие разнообразные аспекты педагогической деятельности: от новейших педагогических технологий до психологической подготовки к взаимодействию с детьми и их родителями. Такой подход обеспечит педагогов не только актуальной информацией, но и практическими инструментами для успешной реализации своих образовательных задач.
Прежде чем описать практические аспекты использования методической системы как средства повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО, необходимо уточнить основные понятия. Итак, Панфилова О.И., проводя анализ существующих определений понятия «профессиональная компетентность» констатирует, что мнения ученых сильно расходятся в его интерпретации. При этом ученый соглашается с предложенным В.А. Сластениным определением, согласно которому под ней подразумевается «интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, но и социально-нравственную позицию личности» [1]. В рамках данной статьи указанное понятие также будет интерпретироваться в контексте приведенного определения.
Т.Н. Садыковой и С.Г. Молчановым был проведен анализ нормативно-правовых документов и научных исследований, раскрывающих понятие профессиональной компетентности педагога, по итогам которого ими указывается, что в них оно раскрывается, как «заданное социальное требование к готовности воспитателя реализовать образовательные задачи», как «совокупность способов профессиональной деятельности», как «совокупность социально-профессиональных и социально-статусных компетенций». В свою очередь, сами ученые предлагают интерпретировать профессиональную компетентность педагога, в частности, педагога дошкольного образования, как «совокупность компетенций, которые обеспечивают передачу содержания образования и содержания социализации» [2].
В настоящее время можно говорить о наличии нескольких вариантов описания структуры профессиональной компетентности педагога. Одной из наиболее интересных среди них является концепция В.Д. Шадрикова. Согласно позиции ученого, в ней могут быть выделены следующие компоненты: «компетентность в области личностных качеств; компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности; компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности; компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений; компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности; компетентность в организации педагогической деятельности» [5].
В исследованиях Т.С. Фещенко был проведен глубокий анализ имеющихся трактовок понятия «методическая система», являющегося ключевым в рамках данной статьи. Ученым приводятся определения, принятые в различных научных подходах, однако, большинство из них характеризует методическую систему обучения, а не данное понятие в целом. В результате ученым предлагается авторский вариант дефиниции, согласно которой «методическая система – сложная, открытая динамическая система, включающая цели, содержание, методы и средства, организационные формы, ориентированная на личность учителя, обеспечивающая взаимодействие преподавателя и обучающихся на основе деятельностного подхода и учитывающая социальный контекст развития общества и образования». Данное определение является достаточно конкретным и с соответствующей адаптацией может быть успешно экстраполировано на систему дошкольного образования и процесс повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО.
Таким образом, с учетом доминирования компетентностного подхода в образовании и требований профессионального стандарта, необходимо активно разрабатывать и внедрять методическую систему, способствующую повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации. Однако, если теоретические предпосылки создания данной системы относительно понятны, то практическая сторона ее реализации на современном этапе сопряжена с множеством трудностей. В рамках данной статьи автором описан один возможных алгоритмов по ее созданию.
Итак, процесс по ее созданию может быть условно дифференцирован на следующие этапы:
1. Организационный этап. На данном этапе проводится диагностика актуального развития профессиональных компетенций у педагогов ДОО, производится анализ полученных результатов, выделяется перечень проблемных областей (компетентностей, которые нуждаются в развитии у конкретных педагогов).
2. Подготовительный этап. На этом этапе с учетом полученных результатов первоначальной диагностики разрабатывается методическая система повышения профессиональной компетентности педагогов конкретной ДОО. В ней отражаются цели и задачи данного процесса, описывается календарно-тематическое планирование и содержание проводимой работы, используемые для этого методы и средства, организационные формы. Необходимо акцентировать внимание на том, что описание методической системы повышения профессиональной компетентности педагогов конкретной ДОО производится, как в целом, так и в разрезе отдельных блоков, идентичных по направленности основным компонентам структуры профессиональной компетентности по В.Д. Шадрикову. Каждому компетентностному блоку присваивается свой символ или цвет, с которыми старший воспитатель знакомит педагогов.
Далее на каждого педагога составляется индивидуальный маршрут повышения профессиональной компетентности с опорой на разработанную методическую систему. В нем выделяется два сектора:
1) первый сектор – зона совместной работы – в ней отражаются мероприятия из календарно-тематического планирования, которые педагог должен посетить. Каждое мероприятие помечается цветом или символом, что отражает его ориентацию на развитие конкретной профессиональной компетентности;
2) второй сектор – зона самостоятельной работы – в ней представлены мероприятия, обязательные для выполнения педагогами для отражения их субъектной позиции в процессе повышения их профессиональной компетентности, а также задания «со звездочкой» для активных, творческих и деятельностных педагогов, стремящихся к интенсивному профессиональному саморазвитию.
3. Основной этап. На этом этапе производится непосредственная реализация методической системы, как средства повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО.
4. Заключительный этап предполагает проведение повторной диагностики с целью выявления динамики в развитии профессиональной компетентности у педагогов ДОО, а также выявление трудных для коррекции зон и областей методической системы, в которые необходимо внести корректировки.
Таким образом, предложенный подход к построению методической системы, как средства повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО, является достаточно гибким, адаптивным, что позволяет адаптировать ее под интересы и потребности дошкольной образовательной организации любого типа и комплектности, а также к любому по составу и уровню квалификации педагогическому коллективу.