СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
IMPROVING INTERACTION OF AUTHORITIES AND INSTITUTIONS OF THE SYSTEM OF PREVENTION OF HOME SUPERVISION AND MINOR OFFENSES IN THE KALUGA REGION
Alexandra Turbanova
Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Kaluga branch), Russia, Kaluga
Аннотация. На сегодняшний день в обществе имеют место быть социальные патологии, которые обусловлены недостаточным благополучием и устойчивостью положения молодежи. На сегодня в РФ наблюдаются неблагоприятные тенденции в сфере преступности и безнадзорности несовершеннолетних, наркотической и алкогольной зависимости несовершеннолетних и новых форм девиантного поведения со стороны лиц, не достигших совершеннолетия. Актуальность данного исследования обусловлена остротой проблем, связанных с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Общественная опасность данных социальных явлений заключается не только в самом их проявлении, но и в том, что их степень характеризует социум с точки зрения усвоения им традиционных нравственных общечеловеческих ценностей и тенденций к общей криминализации. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является в настоящее время крайне важной задачей любого развитого государства, которая имеет острое социальное значение. Объектом данного исследования является система профилактики и безнадзорности несовершеннолетних в РФ, а предметом – взаимодействие между субъектами системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних в Калужской области.
Abstract. Today in society there are social pathologies that are caused by insufficient well-being and stability of the position of young people. Today in the Russian Federation there are unfavorable trends in the field of juvenile delinquency and neglect, drug and alcohol addiction of minors and new forms of deviant behavior on the part of persons under the age of majority. The relevance of this study is due to the severity of the problems associated with neglect and juvenile delinquency. The social danger of these social phenomena lies not only in their very manifestation, but also in the fact that their degree characterizes society in terms of assimilation of traditional moral universal values and tendencies towards general criminalization. Prevention of neglect and juvenile delinquency is currently an extremely important task of any developed state, which is of acute social importance. The object of this study is the system of prevention and neglect of minors in the Russian Federation, and the subject is the interaction between the subjects of the system of prevention and neglect of minors in the Kaluga region.
Ключевые слова: комиссии по делам несовершеннолетних, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, безнадзорность, преступность.
Keywords: commission on juvenile affairs, prevention of neglect and juvenile delinquency, neglect, crime.
Направления государственной и муниципальной политики, направленные на развитие и обогащение человеческого потенциала, обеспечение прав и свобод различных категорий граждан, обеспечения занятости стали одними из приоритетных не так давно, с развитием демократических и либеральных ценностей в нашем государстве. Защита конституционных прав и свобод человека, и в частности – несовершеннолетних лиц, является в настоящее время одной приоритетных направлений деятельности развитых государств [2].
С обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних в развитых государствах реализуется специальная политика, которая непосредственно связана с реализацией мер по защите прав несовершеннолетних. Официально понятие зашиты прав несовершеннолетних закрепилось в России только в конце ХХ века, потому как до этого несовершеннолетние не выделялись в отдельную группу при рассмотрении вопросов гарантий и механизмов защиты прав [3]. В соответствии с Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в каждом субъекте РФ создаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав [1]. Система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой сложный механизм, поскольку включает множество субъектов разных уровней, которые осуществляют разноплановую деятельность по различным направлениям [4]. Учитывая важность деятельности, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также сложность системы органов, осуществляющих полномочия в данной сфере, следует отметить важность и актуальность совершенствования механизмов функционирования данной системы
На рисунке 1 представлено общее количество совершенных несовершеннолетними правонарушений в Калужской области с 2019 по 2022 год.
Рисунок 1. Общее количество совершенных несовершеннолетними правонарушений в Калужской области (2019 – 2022 гг.)
Исходя из рисунка 1, можно сделать вывод о том, что в период с 2019 по 2022 год общее количество совершенных несовершеннолетними правонарушений в Калужской области имело тенденцию к устойчивому возрастанию. Прирост количества совершенным несовершеннолетними правонарушений на 2021 год по отношению к 2019 году составил 16,5%. При этом следует отметить, что количество совершаемых несовершеннолетними преступлений в рассматриваемый период снижалось – в 2021 году по сравнению к 2019 годом оно снизилось на 7,08%. Уменьшалась также и доля совершенных несовершеннолетними преступлений в общем количестве совершенных правонарушений – в 2019 году она составляла 15,8%, а в 2021 – 12,6%. Не менее важным аспектом анализа является динамика выявления безнадзорных несовершеннолетних. На рисунке 2 представлена динамика выявления безнадзорных несовершеннолетних в период с 2019 по 2021 год [5]
Рисунок 2. Количество выявленных в Калужской области безнадзорных несовершеннолетних (2019 – 2021 гг.)
Исходя из рисунка 2, можно сделать вывод о том, что в период с 2019 по 2021 год количество выявленных в Калужской области безнадзорных несовершеннолетних имело тенденцию к устойчивому возрастанию. В 2021 году было выявлено на 1,64% больше безнадзорных несовершеннолетних, чем в 2019 году, что негативно характеризует ситуацию в регионе, поскольку ежегодно возрастает количество несовершеннолетних, контроль за поведением которого отсутствует ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, которое могут допускать как родители (законные представители), так и должностные лица.
В ходе реализации полномочий в сфере профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних осуществляют взаимодействие, которое направлено на: координацию действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних; информационный обмен между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних; принятие оперативных решений в отношении несовершеннолетних в ситуациях и обстоятельствах, требующих немедленного реагирования [5]. По итогам анализа нормативного регулирования и практики взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Калужской области были выявлены такие актуальные проблемы, как отсутствие возможности оперативной коммуникация и отсутствие возможности согласованного оперативного принятия решений. Исходя из роста количества выявлений безнадзорных и совершения несовершеннолетними правонарушений в Калужской области можно сделать вывод о важности повышения эффективности взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Калужской области и перспектив их решений, можно сделать вывод о том, что с целью совершенствования инструментов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Калужской области необходимо создать единый информационных ресурс. Данный ресурс должен обеспечивать оперативное взаимодействие органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, потому как сложившаяся в настоящее время практика коммуникации между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Калужской области не обеспечивает эффективного взаимодействия, поскольку данный вопрос не урегулирован ни нормативно, ни организационно.
Сложившаяся практика коммуникации между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Калужской области не обеспечивает оперативного и эффективного взаимодействия, поскольку данный вопрос не урегулирован ни нормативно, ни организационно. Именно поэтому взаимодействие между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Калужской области требует совершенствования с использованием платформенных информационных решений, которые позволят осуществлять оперативное сообщение в формализованном пространстве между всеми участниками конкретных процессов.
Предлагаемое проектное решение по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Калужской области заключается в информатизации коммуникационной и координационной среды, которая в настоящее время является разрозненной и нерегулируемой. Общественная значимость деятельности, осуществляемой органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обуславливают важность реализации решений, направленных на повышение эффективности их деятельности. Исходя из того, что система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя множество субъектов, именно аспекты координации их совместной деятельности и коммуникации между ними имеют основополагающее значение для эффективности, осуществляемой ими деятельности.
Наиболее значимыми положительными сторонами предлагаемого проектного решения являются возможность оперативного принятия решений органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Калужской области и возможность оперативной коммуникации между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Калужской области.