ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В настоящее время проблема эффективной организации самостоятельной работы студентов остаётся одной из самых актуальных. Особенно важно правильно организовать самостоятельную работу на 1 курсе, поскольку в процессе адаптации у студентов возникают трудности, связанные с переходом к новой системе обучения.
В рамках кредитной технологии самостоятельная работа представлена в форме СРС (внеаудиторная самостоятельная работа) и СРСП (самостоятельная работа под руководством преподавателя). И.А. Зимняя отмечает, что «самостоятельная работа является наименее изученной и, в то же время, представляющей наибольший интерес в плане повышения эффективности учебной деятельности. Именно в ней более всего может проявляться мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества человека» [2, с. 61].
В данной статье мы бы хотели сосредоточиться на способах организации СРСП с применением метода проектов и представить результаты собственной работы.
Главное преимущество проектного метода состоит в том, что наряду с проблемным подходом, он интегрирует в себе исследовательские и поисковые методы обучения. В процессе обучения русскому языку в техническом вузе проектная деятельность во многом способствует созданию проблемно-мотивационной среды. Следует также отметить, что в данном случае преимущество отдаётся групповой форме работы. Интересная работа в группе не только способствует повышению мотивации студентов к изучению дисциплины, но и позволяет совершенствовать навыки анализа и обобщения, развивает умения коллективного планирования, взаимодействия и взаимопомощи при решении общих задач: «участники сплоченных команд полностью привержены общей и своей личной работе, и получают от нее удовлетворение, они воспринимают командные успехи как свои собственные» [1, с. 213].
В нашем случае работа проводилась в командах по 3-4 человека. В среднем на подготовку проекта отводилось 1,5 месяца.
Работа включала следующие этапы:
1. Подготовительный этап – на данном этапе осуществлялось формирование творческих групп, а также определение темы и целей проекта (тема: «Проблемы отцов и детей: причины и способы решения»; цели: исследование взаимоотношений между детьми разных возрастных групп и родителями; определение круга проблем внутрисемейных отношений; разработка полезных рекомендаций для детей и родителей).
2. Планирование – включало знакомство с методическими рекомендациями преподавателя, их корректировку и дополнение, определение источников, способов сбора и анализа информации.
3. Разработка проекта – на данном этапе осуществлялась работа с литературой, поисковая деятельность, проведение анкетирования и интервью, а также систематизация и обобщение полученной информации. В результате в проект вошли следующие структурные элементы:
1) «Конфликт поколений: мысли великих» – раздел был представлен в виде коллажа, включающего фото и высказывания А. Августина, В.О. Ключевского, В.А. Сухомлинского, Р. Роллана, Р. Эмерсона и др. по данной проблематике.
2) Раздел включал два кластера: кластер 1 «Проблема отцов и детей: от древности до наших дней», отражающий особенности взаимоотношений детей и родителей в разные исторические эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время, СССР, наши дни; кластер 2 «Родители и дети: страны и народы», отражающий различия во взаимоотношениях современных детей и родителей в разных странах: Казахстан, Россия, США, Китай, Япония, Франция, Швеция и др.
3) Анкетирование – проводилось в разных возрастных группах: 1. Младшие школьники (*в младшей возрастной группе анкетирование можно было заменить интервью); 2. Школьники и студенты (от 11 до 18 лет); Молодёжь старше 21 года.
Цель анкетирования: выяснить, как меняется характер проблем с возрастом, и по каким причинам чаще всего возникают конфликты с родителями у представителей разных возрастных групп. Минимальное количество участников – 20 чел. для каждой возрастной группы. Ограничений на количество вопросов не вводилось, однако, количество закрытых вопросов не должно было превышать 25%.
Поскольку результаты предоставлялись отдельно по каждой категории, вопросы в разных возрастных группах отличались по содержанию. Так, анкета для подростков 11-18 лет включала следующие вопросы: Чем обусловлены ссоры, конфликты в вашей семье? Как вы реагируете на семейные конфликты? Уезжали ли вы из дома надолго, и что вы при этом чувствовали? Что обычно делает ваша семья, собравшись вместе? Что, по вашему мнению, необходимо сделать для укрепления семейных отношений? и др. Вопросы для молодых людей в возрасте старше 21 года существенно отличались от вышеперечисленных: Вы живете с родителями? Участвуете ли вы вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов? Как часто родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются в этом вопросе лучше Вас? Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по личным проблемам? и др. Опросы были проведены в гугл-форме, позволяющей получить статистику ответов в виде диаграммы, а также ответы респондентов в автоматически созданной таблице.
4. Интервью «Проблема отцов и детей: взгляд старшего поколения» - респондентами стали представители старшей возрастной группы (10 человек в возрасте от 40 до 60 лет), которым было предложено ответить на следующие вопросы: Были ли у вас конфликты с родителями, когда вы были ребёнком/подростком? Испытываете ли вы трудности в воспитании детей? Как часто и из-за чего вы ссоритесь/ссорились со своими детьми? Назовите самые главные, на ваш взгляд, недостатки современной молодёжи. Какой совет вы могли бы дать подрастающему поколению для решения проблем с родителями? и др.
5. Мозговой штурм «Идеальные родители и дети» – на вопрос «Какими должны быть идеальные родители / дети?» ответили более 100 человек разного возраста. По итогам проведения мозгового штурма был представлен словесный портрет идеальных родителей и идеальных детей с элементами графики. Среди качеств, присущих идеальным родителям, были отмечены любовь, доброта, взаимоуважение, понимание, богатство и др. В свою очередь, родители хотят видеть детей послушными, самостоятельными, трудолюбивыми, уважающими старшее поколение.
6. Социальный ролик «Думай о близких!» – командой был написан сценарий и снят сюжетный видеоролик о важности близких людей в нашей жизни, о необходимости прислушиваться к своим детям и заботиться о старшем поколении.
4. Оформление результатов – на данном этапе осуществлялось создание презентации с соблюдением необходимых требований. Обязательным условием было включение в презентацию ссылок на проведённые опросы, результатов анкетирования в виде диаграмм, результатов проведения мозгового штурма (скриншоты с ответами респондентов), видеоматериала (интервью, социальный ролик).
5. Презентация проекта – на данном этапе участниками команды были представлены результаты проделанной работы с последующим обсуждением и выявлением потенциала продолжения проекта.
6. Оценка результатов – процедура оценивания осуществлялась путём самооценки, коллективного обсуждения, а также обсуждения работы преподавателем согласно разработанным критериям, включающим актуальность темы проекта, степень самостоятельности студентов в работе над проектом, наличие результатов исследовательской работы и их анализ, оригинальность решений, творческий подход к оформлению наглядности, уровень организации процедуры защиты проекта, качество речевой презентации (структура устного выступления, использование клише, отсутствие речевых ошибок).
Несомненно, в процессе совместной работы могут возникать определённые проблемы, по большей части, связанные с низким уровнем активности отдельных участников, что может привести к конфликтам в коллективе. Ситуация усложняется, «когда нечетко прописаны роли и не распределена ответственность. Если четко не разграничены зоны ответственности, то не понятно кто отвечает за конкретную задачу [3, с. 104].
Ведущая роль в решении подобных вопросов должна отводиться преподавателю, координирующему проектную деятельность команд на всех её этапах. По мнению С.А. Чернявской, «от преподавателя требуется не только отличное знание дисциплины, но и отказ от стереотипов мышления и действий, выработанных в его прошлом профессиональном опыте, личная заинтересованность в качественных знаниях, приобретаемых студентами» [4, с. 18].
В заключение хочется отметить, что для успешной организации самостоятельной работы в процессе взаимодействия со студентами, преподаватель должен способствовать формированию их активной позиции. В противном случае, совместная работа будет неэффективной.