Статья:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Усербаева Д.М., Баян Д.Б. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 20(199). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/199/113143 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Усербаева Дильназ Мустафакызы
студент, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, Казахстан, г. Алматы
Баян Диана Бауыржанкызы
студент, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, Казахстан, г. Алматы
Джумашева Алина Булатовна
научный руководитель, лектор, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, Казахстан, г. Алматы

 

В настоящее время проблема эффективной организации самостоятельной работы студентов остаётся одной из самых актуальных. Особенно важно правильно организовать самостоятельную работу на 1 курсе, поскольку в процессе адаптации у студентов возникают трудности, связанные с переходом к новой системе обучения.

В рамках кредитной технологии самостоятельная работа представлена в форме СРС (внеаудиторная самостоятельная работа) и СРСП (самостоятельная работа под руководством преподавателя). И.А. Зимняя отмечает, что «самостоятельная работа является наименее изученной и, в то же время, представляющей наибольший интерес в плане повышения эффективности учебной деятельности. Именно в ней более всего может проявляться мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества человека» [2, с. 61].

В данной статье мы бы хотели сосредоточиться на способах организации СРСП с применением метода проектов и представить результаты собственной работы.

Главное преимущество проектного метода состоит в том, что наряду с проблемным подходом, он интегрирует в себе исследовательские и поисковые методы обучения. В процессе обучения русскому языку в техническом вузе проектная деятельность во многом способствует созданию проблемно-мотивационной среды. Следует также отметить, что в данном случае преимущество отдаётся групповой форме работы. Интересная работа в группе не только способствует повышению мотивации студентов к изучению дисциплины, но и позволяет совершенствовать навыки анализа и обобщения, развивает умения коллективного планирования, взаимодействия и взаимопомощи при решении общих задач: «участники сплоченных команд полностью привержены общей и своей личной работе, и получают от нее удовлетворение, они воспринимают командные успехи как свои собственные» [1, с. 213].

В нашем случае работа проводилась в командах по 3-4 человека. В среднем на подготовку проекта отводилось 1,5 месяца.

Работа включала следующие этапы:

1. Подготовительный этап – на данном этапе осуществлялось формирование творческих групп, а также определение темы и целей проекта (тема: «Проблемы отцов и детей: причины и способы решения»; цели: исследование взаимоотношений между детьми разных возрастных групп и родителями; определение круга проблем внутрисемейных отношений; разработка полезных рекомендаций для детей и родителей).

2. Планирование – включало знакомство с методическими рекомендациями преподавателя, их корректировку и дополнение, определение источников, способов сбора и анализа информации.

3. Разработка проекта – на данном этапе осуществлялась работа с литературой, поисковая деятельность, проведение анкетирования и интервью, а также систематизация и обобщение полученной информации. В результате в проект вошли следующие структурные элементы:

1) «Конфликт поколений: мысли великих» – раздел был представлен в виде коллажа, включающего фото и высказывания А. Августина, В.О. Ключевского, В.А. Сухомлинского, Р. Роллана, Р. Эмерсона и др. по данной проблематике.

2)  Раздел включал два кластера: кластер 1 «Проблема отцов и детей: от древности до наших дней», отражающий особенности взаимоотношений детей и родителей в разные исторические эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время, СССР, наши дни; кластер 2 «Родители и дети: страны и народы», отражающий различия во взаимоотношениях современных детей и родителей в разных странах: Казахстан, Россия, США, Китай, Япония, Франция, Швеция и др.

3)  Анкетирование – проводилось в разных возрастных группах: 1. Младшие школьники (*в младшей возрастной группе анкетирование можно было заменить интервью); 2. Школьники и студенты (от 11 до 18 лет); Молодёжь старше 21 года.

Цель анкетирования: выяснить, как меняется характер проблем с возрастом, и по каким причинам чаще всего возникают конфликты с родителями у представителей разных возрастных групп. Минимальное количество участников – 20 чел. для каждой возрастной группы. Ограничений на количество вопросов не вводилось, однако, количество закрытых вопросов не должно было превышать 25%.

Поскольку результаты предоставлялись отдельно по каждой категории, вопросы в разных возрастных группах отличались по содержанию. Так, анкета для подростков 11-18 лет включала следующие вопросы: Чем обусловлены ссоры, конфликты в вашей семье? Как вы реагируете на семейные конфликты? Уезжали ли вы из дома надолго, и что вы при этом чувствовали? Что обычно делает ваша семья, собравшись вместе? Что, по вашему мнению, необходимо сделать для укрепления семейных отношений? и др. Вопросы для молодых людей в возрасте старше 21 года существенно отличались от вышеперечисленных: Вы живете с родителями? Участвуете ли вы вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов? Как часто родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются в этом вопросе лучше Вас? Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по личным проблемам? и др. Опросы были проведены в гугл-форме, позволяющей получить статистику ответов в виде диаграммы, а также ответы респондентов в автоматически созданной таблице.

4.  Интервью «Проблема отцов и детей: взгляд старшего поколения» - респондентами стали представители старшей возрастной группы (10 человек в возрасте от 40 до 60 лет), которым было предложено ответить на следующие вопросы: Были ли у вас конфликты с родителями, когда вы были ребёнком/подростком? Испытываете ли вы трудности в воспитании детей? Как часто и из-за чего вы ссоритесь/ссорились со своими детьми? Назовите самые главные, на ваш взгляд, недостатки современной молодёжи. Какой совет вы могли бы дать подрастающему поколению для решения проблем с родителями? и др.

5. Мозговой штурм «Идеальные родители и дети» – на вопрос «Какими должны быть идеальные родители / дети?» ответили более 100 человек разного возраста. По итогам проведения мозгового штурма был представлен словесный портрет идеальных родителей и идеальных детей с элементами графики. Среди качеств, присущих идеальным родителям, были отмечены любовь, доброта, взаимоуважение, понимание, богатство и др. В свою очередь, родители хотят видеть детей послушными, самостоятельными, трудолюбивыми, уважающими старшее поколение.

6. Социальный ролик «Думай о близких!» – командой был написан сценарий и снят сюжетный видеоролик о важности близких людей в нашей жизни, о необходимости прислушиваться к своим детям и заботиться о старшем поколении.

4. Оформление результатов – на данном этапе осуществлялось создание презентации с соблюдением необходимых требований. Обязательным условием было включение в презентацию ссылок на проведённые опросы, результатов анкетирования в виде диаграмм, результатов проведения мозгового штурма (скриншоты с ответами респондентов), видеоматериала (интервью, социальный ролик).

5. Презентация проекта – на данном этапе участниками команды были представлены результаты проделанной работы с последующим обсуждением и выявлением потенциала продолжения проекта.

6. Оценка результатов – процедура оценивания осуществлялась путём самооценки, коллективного обсуждения, а также обсуждения работы преподавателем согласно разработанным критериям, включающим актуальность темы проекта, степень самостоятельности студентов в работе над проектом, наличие результатов исследовательской работы и их анализ, оригинальность решений, творческий подход к оформлению наглядности, уровень организации процедуры защиты проекта, качество речевой презентации (структура устного выступления, использование клише, отсутствие речевых ошибок).

Несомненно, в процессе совместной работы могут возникать определённые проблемы, по большей части, связанные с низким уровнем активности отдельных участников, что может привести к конфликтам в коллективе. Ситуация усложняется, «когда нечетко прописаны роли и не распределена ответственность. Если четко не разграничены зоны ответственности, то не понятно кто отвечает за конкретную задачу [3, с. 104].

Ведущая роль в решении подобных вопросов должна отводиться преподавателю, координирующему проектную деятельность команд на всех её этапах. По мнению С.А. Чернявской, «от преподавателя требуется не только отличное знание дисциплины, но и отказ от стереотипов мышления и действий, выработанных в его прошлом профессиональном опыте, личная заинтересованность в качественных знаниях, приобретаемых студентами» [4, с. 18].

В заключение хочется отметить, что для успешной организации самостоятельной работы в процессе взаимодействия со студентами, преподаватель должен способствовать формированию их активной позиции. В противном случае, совместная работа будет неэффективной.

 

Список литературы:
1. Володько В.Ф. Командная форма организации труда [Электронный ресурс] // Экономическая наука сегодня. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komandnaya-forma-organizatsii-truda (дата обращения: 25.05.2022).
2. Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии.: Учебное пособие для слушателей курсов повышения педагогической квалификации - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. - 111 с.
3. Муха В.Н., Василенко Д.В. Сложности формирования и функционирования команд в современных организациях [Электронный ресурс] // МНИЖ. 2017. №8-1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slozhnosti-formirovaniya-i-funktsionirovaniya-komand-v-sovremennyh-organizatsiyah (дата обращения: 25.05.2022).
4. Чернявская С.А. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов // Электронное научное издание «Учёные заметки ТОГУ». – 2010. – Том 2. – № 2. –  С. 15-20.