РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(322)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(322)
РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES IN CHILDREN OF MIDDLE SCHOOL AGE IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS
Grigory Lukin
Student, Vyatka State University, Russia, Kirov
Olga Anfilatova
Scientific director, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Sports and Physical Education, Vyatka State University, Russia, Kirov
Аннотация. Проблема развития мышечной силы у школьников представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями экологических (неблагоприятную обстановку), экономических (падение жизненного уровня населения) и социальных условий жизни общества. К вышеперечисленным факторам следует отнести также пренебрежительное отношение к здоровью самих школьников, злоупотребляющих алкоголем и курением, что выразилось в потере интереса последних к занятиям физической культурой. Все яснее наблюдается тенденция физической деградации подрастающего поколения. В работе представлена экспериментальная методика развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Abstract. The problem of developing muscle strength in schoolchildren is currently of particular interest due to significant changes in environmental (unfavorable conditions), economic (fall in living standards) and social conditions of society. The above factors should also include a disdainful attitude towards the health of the children themselves schoolchildren who abuse alcohol and smoking, which resulted in the latter losing interest in physical education classes. The tendency of physical degradation of the younger generation is becoming increasingly clear. The paper presents an experimental method for developing strength abilities in middle school children during physical education classes.
Ключевые слова: силовые способности, дети среднего школьного возраста, уроки физической культуры.
Keywords: strength abilities, middle school children, physical education lessons.
Основным физическим качеством является сила. Развитие силовых способностей связано с развитием всех физических способностей, таких как скоростные способности, скоростно-силовые, выносливость, гибкость, координация движений. Поэтому на современных уроках физической культуры должны быть использованы упражнения на все группы мышц.
Показатели мышечной силы младшего школьного возраста невелики, к 11 годам показатели силы возрастают и в дальнейшем продолжают увеличиваться в течение всего школьного периода, но равномерно. Темпы развития мышечной силы детей обусловлены возрастными изменениями костно-мышечной системы. Показатели силы у мальчиков наиболее интенсивно возрастают в период с 11 до 13 лет. Все это индивидуально и необходимо учитывать при использовании упражнений на развитие силовых способностей[2].
В то же время возникает противоречие в том, что несмотря на то, что в специальной литературе достаточно широко освещен вопрос, регламентирующий повышение уровня силовых способностей у школьников, но недостаточно внимания уделено условиям повышения уровня силовых способностей у детей среднего возраста, а именно 11-12 лет. Также, анализ литературных источников позволил выявить, что практических рекомендаций по развитию силовых способностей детей среднего школьного возраста представлено недостаточно.
Данное противоречие позволило сформировать научную проблему, которая заключается в необходимости создания экспериментальной методики развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Научная новизна: заключается во включении в учебный процесс экспериментальной методики развития силовых способностей детей среднего школьного возраста. Экспериментальная методика развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры основана на сочетании упражнений с собственным весом, круговой тренировки, упражнения с предметами и без, при последовательном и постепенном изменении интенсивности нагрузки.
Цель научного исследования: повышение уровня развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Выявить и проанализировать литературные источники по теме исследования.
2. Разработать экспериментальную методику развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
3. Проверить в педагогическом эксперименте предложенную экспериментальную методику.
Поставленные задачи решались в три этапа:
Первый этап включал в себя: выбор темы исследования; изучение научной литературы; определение цели и задач исследования; определение объекта и предмета исследования; разработка рабочей гипотезы; подбор информативных тестов для оценки уровня силовых способностей; определение содержания экспериментальной методики развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста.
Второй этап включал в себя: проведение педагогического эксперимента на базе МКОУ СОШ д. Денисовы Слободского района Кировской области.
Проведение контрольных тестирований двух групп испытуемых (экспериментальной и контрольной): в начале эксперимента – февраль 2023 г., в конце – май 2023 г. В эксперименте приняло участие 16 детей среднего школьного возраста, по 10 человек в каждой группе. В группы входили школьники 11–12 лет, учащиеся 6 классов. Экспериментальная и контрольная группа занимаются по общепринятой школьной программе на основе ФГОС ООО.
Экспериментальной группе предложена нами экспериментальная методика развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры [1, 2,4].
Третий этап включал в себя: математическую обработку результатов исследования, обобщение полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций, оформление выпускной квалификационной работы.
Для выявления уровня силовых способностей у детей среднего школьного возраста были взяты следующие тесты [3]:
1. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (количество раз).
2. Поднимание ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» (количество раз).
3. Сгибание разгибание туловища в положении лежа на спине за 1 мин (кол-во раз).
4. Поднимание и опускание туловища и рук над землей (кол-во раз).
Особенностью экспериментальной методики развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста является сочетание упражнений с собственным весом, круговая тренировка, упражнения с предметами и без, при последовательном и постепенном изменении интенсивности нагрузки.
Содержание методики:
Занятия по физической культуре в 6 классе проводятся 3 раза в неделю, по 45 минут. Методика применялась 2 раза в неделю в основной части занятия в течение четырех месяцев, на выполнение упражнений отводилось до 15 мин. Общее количество занятий с выполнением предложенных комплексов упражнений составило 32. Нами было предложено 4 комплекса упражнений на развитие силовых способностей:
Комплекс №1 ОРУ с собственным весом;
Комплекс №2 Круговая тренировка с гантелями;
Комплекс №3 ОРУ с гантелями;
Комплекс №4 ОРУ с набивными мячами.
Анализ полученных результатов в ходе педагогического эксперимента показал:
– анализ исходных данных в начале эксперимента показал, что ни по одному из четырех показателей статистически значимых различий между контрольной и экспериментальной группами не выявлено (p>0,05). Это указывает на относительную однородность групп в начале эксперимента;
– в экспериментальной группе на конец педагогического эксперимента анализ данных показал, что различия показателей всех тестов достоверны (Р<0,5);
– в контрольной группе на конец педагогического эксперимента анализ данных показал, что результаты выросли, но недостаточно. Различия показателей трех тестов из четырех недостоверны (Р>0,5);
– сравнивая экспериментальную и контрольную группу в конце педагогического эксперимента средний показатель в тесте сгибание-разгибание рук в упоре лежа улучшился в экспериментальной группе на 18 %, а в контрольной на 10 %. В тесте поднимание ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» в экспериментальной и контрольной группе средний показатель увеличился на 64 % и 16 %, соответственно. В тесте сгибание разгибание туловища в положении лежа на спине за 1 мин повышение показателей составило 23 % в экспериментальной группе и 8 % в контрольной группе. Показатели в тесте поднимание и опускание туловища и рук над землей за 15 сек также увеличились и составили 58 % в экспериментальной группе и 17 % в контрольной.
Различия показателей трех тестов в конце педагогического эксперимента между экспериментальной и контрольной группой стали достоверны (Р<0,05):
- Поднимание ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» (кол-во раз) – t = 4,0;
- Сгибание разгибание туловища в положении лежа на спине за 1 мин (кол-во раз) – t = 3,4;
- Поднимание и опускание туловища и рук над землей за 15 сек (кол-во раз) – t = 3,6;
Различия показателей в тесте Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) остались недостоверными – t=1,0 (Р>0,05).
Следовательно, предложенная методика может быть рекомендована для развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
