УПРАВЛЕНИЕ ДОСТУПНОСТЬЮ И КАЧЕСТВОМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
УПРАВЛЕНИЕ ДОСТУПНОСТЬЮ И КАЧЕСТВОМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
MANAGEMENT OF THE AVAILABILITY AND QUALITY OF GENERAL EDUCATION IN RURAL AREAS OF THE LIPETSK REGION
Gavrilov Nikita Vladimirovich
Master's Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Lipetsk
Aksenova Margarita Alekseevna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Lipetsk
Аннотация. Статья посвящена проблемам управления доступности и качества образования в Липецкой области на территориях сельских поселений. Рассматриваются проблемы, влияющие на качество и доступность образования, а также основные достижения Липецкой области в сфере образования.
Abstract. The article is devoted to the problems of managing the accessibility and quality of education in the Lipetsk region in the territories of rural settlements. The problems affecting the quality and accessibility of education, as well as the main achievements of the Lipetsk region in the field of education, are considered.
Ключевые слова: образование, управление, Липецкая область, качество, доступность.
Keywords: education, management, Lipetsk Region, quality, accessibility.
Образование выступает одним из ключевых факторов социально-экономического развития общества. В настоящее время в период перехода к инновационной социально ориентированной экономике на первый план выходят вопросы повышения качества образования.
В условиях стремительного развития современного мира, особую актуальность приобретает вопрос доступности и качества образования на территориях сельских поселений, которые сталкиваются с рядом вызовов, такие как демографический спад, низкий уровень развития инфраструктуры, недостаток инвестиций, кадровый дефицит, дифференциация оплаты труда [5]. Все это сказывается на функционировании образовательной системы. Все субъекты Российской Федерации активно работают над решением этих проблем, для обеспечения равных возможностей получения качественного образования, независимо от места проживания.
Образование в сельской местности является критически важным аспектом социально-экономическом развития региона. Территория Липецкой области располагает значительной долей сельских поселений, где вопрос управления доступностью и качеством образовательных услуг остается сложной и многогранной задачей. В Липецкой области насчитывается более 1600 сельских населенных пунктов, на территории которых функционирует 261 общеобразовательная организация со 121 филиалом, в том числе 30 малокомплектных школ, 106 школа с дошкольными группами, 9 школ-интернатов, 7 частных общеобразовательных организаций. В данных общеобразовательных организациях обучается более 126 тыс. человек [1].
Одной из проблем, с которой сталкиваются обучающиеся – отсутствие общеобразовательного учреждения в местах проживания. Школьники каждой пятой деревни (села) Липецкой области сегодня вынуждены проходить обучение в общеобразовательных организациях соседних населенных пунктов, необходимо обеспечить условия подвоза детей до образовательных организаций, важно отметить, что время, затраченное на дорогу, может приводить к снижению внимания и концентрации на учебе. Во многих учебных заведениях наблюдается дефицит учебного оборудования, компьютерной техники. У учителей возникают трудности при реализации современных методик обучения, что сказывается на качественном усвоении предметов естественно-научного цикла. Отсутствие высококвалифицированного кадрового состава можно объяснить нежеланием молодых специалистов переезжать на территорию сельских поселений ввиду отсутствия благоприятных бытовых условий, а также из-за низкой оплаты труда.
Повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего выступает одним из основных направлений в рамках реализации государственной политики.
Участие Липецкой области в федеральной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Правительством Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642, предполагает реализацию мероприятий, необходимых для повышения качества и доступности образования на территории Липецкой области [2].
Для реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» основным механизмом государственной политики является предоставление субсидий из федерального бюджета.
Главной целью программы является повышение уровня образования до 75,5% к 2030 году в Липецкой области, для этого предусмотрены следующие задачи:
- обеспечение общедоступного и качественного образования;
- обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка;
- реализация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности в образовательных организациях;
- продолжение работы по организации подвоза детей до общеобразовательных организаций и к месту проживания;
- внедрение принципов цифровизации в деятельность системы образования;
- создание системы непрерывного профессионального роста педагогов.
На конец 2025 года Липецкая область уже добилась значительных успехов в реализации государственной политики в сфере образования на территориях сельских поселений.
Например, на базе сельских школ открылись центры дополнительного образования «Точка роста». Дети знакомятся с основами робототехники, 3D-моделированием, получают углублённые знания по основным учебным предметам: химии, биологии, физике и математике. Центры дополнительного образования позволяют популяризовать инженерные и технические специальности у школьников.
В Липецкой области действует центр дополнительного образования «IT-куб», в котором школьники 7–18 лет учатся программировать роботов, разрабатывать приложения для мобильных устройств. Благодаря федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» IT-куб появился в Ельце и Лебедяни.
Липецкая область активно реализует программу «Земский учитель», которая направленная на привлечения кадров в сферу образования. В регионе действует единовременная выплата молодым специалистам, 200 тысяч — для учителей информатики, математики, физики [4].
В рамках антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях установлены тревожная кнопка, система видеонаблюдения, ограждение территории, система контроля и управления доступом, система экстренного оповещения и управления эвакуацией.
В целях обновления парка школьного автотранспорта закуплено 245 школьных автобусов, которые своевременно могут обеспечить перевозку детей до образовательной организации [3].
В целях военно-патриотического воспитания на базе лагеря «Авангард», открытого 1 ноября 2022 года, проводятся учебные сборы с обучающимися (юношами) 10 классов.
В рамках проекта «Доступная среда» в 24 образовательных организациях созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного и доступного образования.
В заключение, активное участие Липецкой области в федеральных и региональных программах, которые направлены на модернизацию образовательной системы и повышение качества образования, положительно сказывается на повышение качества и доступности общего образования на территориях поселений является. Осуществляется финансирование проектов, направленных на улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, создание новых лабораторий и исследовательских центров, закупка транспорта.

