Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ДЛЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ТМНР

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(260)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ионова Е.Д. ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ДЛЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ТМНР // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 37(260). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/260/131857 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ДЛЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ТМНР

Ионова Елизавета Денисовна
магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь
Наумов Александр Анатольевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Аннотация. В статье рассказывается о функционировании одного из направлений «Творческих мастерских для особенных молодых людей» ЧОУ «Странник» - полиграфической мастерской. Мастерская создана с целью предпрофильной подготовки молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) по направлениях «сборщик сувенирной продукции» и «дизайнер сувенирной продукции». Автор делает акцент на преимуществах групповой организации работы в мастерской, а также на важности предоставления каждому стажеру мастерских необходимой и достаточной степени свободы для принятия творческих и рабочих решений, независимо от тяжести нарушения развития ребят.

 

Ключевые слова: тяжелые и множественные нарушения развития, обучение, творческая мастерская, полиграфическая мастерская, творческая деятельность.

 

Каждого родителя волнует вопрос: «Какой будет жизнь моего ребенка, когда он вырастет?». Для родителей, воспитывающих ребенка, чье развитие осложнено тяжелыми и (или) множественными нарушениями, ответ на этот вопрос неизбежно вселяет уныние. Например, сочетание ментальных особенностей с отсутствием или выраженным нарушением речи практически наверняка приведет к автоматическому исключению человека из жизни общества сразу после окончания школы. Даже если коррекционным педагогам и психологам удастся частично компенсировать проблему общения за счет использования альтернативных средств коммуникации, принципиально изменить ситуацию это не сможет. Аналогичная судьба ожидает и ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП), если двигательные нарушения достаточно выражены или сопровождаются снижением зрения и (или) задержкой интеллектуального развития. Прогноз один – присмотр, уход и периодические занятия в центрах реабилитации «то тем, то этим». А ведь даже при выраженных и тяжелых нарушениях развития, многие молодые люди стремятся к труду, хотят быть полезными для других людей, понимают важность «работы», хотят понимать, в каком деле они что-то знают и что-то умеют – кто они «по профессии». И хотя полноценное профессиональное обучение для таких людей практически невозможно организовать из-за большого количества особенностей и ограничений по здоровью, при должной организации трудовых и реабилитационных процессов, возможно создать условия для их «профессионализации» в сопровождаемых («защищенных») мастерских.

Специалисты частного образовательного учреждения «Странник» (коррекционные педагоги, логопеды, психологи, дефектологи) работают с детьми и молодыми людьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития на протяжении многих лет. На наших глазах и при непосредственном участии наших специалистов происходит рост, развитие, взросление и становление личности воспитанников, которые очень быстро вырастают и становятся взрослыми.

Решая вопрос, на что в первую очередь направить свои усилия, как сформировать прочный фундамент для будущего наших учащихся, мы обратились к опыту коллег, участвующих в жизни взрослых людей с тяжелыми и множественными нарушениями [2-4]. Оказалось, что чуть ли не единственным доступным и интересным для всех видом деятельности является творческое самовыражение. Для некоторых ребят доступно также освоение основ простейших декоративных техник. В зависимости от тяжести и структуры проблемы, это могут быть специально организованные индивидуальные занятия или посещение арт-мастерских [1, с. 85 - 101]. В любом случае, иного, тем более профессионального, применения в существующем на сегодняшний день социуме для этих людей в литературе не описано.

Начав работу наших сопровождаемых мастерских с традиционных направлений «свободный рисунок», «роспись по ткани» и «керамика», мы быстро обнаружили, что далеко не все молодые люди проявляют интерес к такого рода творческому труду. Некоторые ребята со значительной долей поддержки, могут и хотят осваивать азы простейших рабочих профессий, таких как «сборщик сувенирной продукции» или «дизайнер сувенирной продукции» в полиграфической мастерской. Естественно, объем знаний, умений и навыков, которые могут продемонстрировать такие особенные учащиеся, будет существенно ниже профессиональных норм. Но в то же время, такая работа приходится им по душе, ощущается как «настоящее дело». Поэтому мы сосредоточили свое внимание на организации процесса подготовки стажеров «Творческой мастерской для особенных молодых людей» к освоению этих двух профессий.

Разработка и апробация программ предпрофильной подготовки по направлению «Полиграфическая мастерская» проводилась нами на протяжении последних двух лет. В апробации программ принимали участие шесть молодых людей с различной конфигурацией проблем развития (когнитивные нарушения, сенсорные нарушения, двигательные нарушения, особенности коммуникации). В результате нами были сформулированы основные принципы организации работы такой трудовой сопровождаемой мастерской и разработана система включения молодых людей в трудовой процесс уже на этапе предпрофильной подготовки.

  1. Для каждого – свой индивидуальный путь.

Обычно все получают профессиональное образование по одной общей программе, а потом «хоть и не работай по профессии», что часто и получается при унифицированном подходе к профессиональному обучению.  В сопровождаемой мастерской для каждого прямо в ходе обучения нащупывается индивидуальный путь «профессионального роста». И когда вариант «профессионализации» найден - дается только то, что нужно для успешного развития в выбранном направлении.

Молодые люди с выраженными особенностями развития любой природы осваивают новые навыки, закрепляют алгоритмы деятельности намного медленнее, чем их нормотипичные сверстники. Поэтому их успех в выбранной деятельности напрямую зависит от того, насколько четко мы, организующие обучение специалисты, выделим главные навыки и сформулируем наиболее важные алгоритмы, правила и последовательности действий. Если нам это удалось – путь особенного человека к успеху становится намного короче, и у него появляется шанс этот путь пройти.

  1. Определение меры помощи и способов поддержки.  

Наше исследование выявило обратную зависимость между степенью включенности сопровождающих и специалистов в ход реализации рабочей задачи и успешностью выполнения этой задачи стажером. Общая закономерность проста: чем больше поддержки оказывают ведущие специалисты и ассистенты стажеру, тем меньше личной включенности в планирование и выполнение задачи демонстрирует сам стажер. Соответственно, хуже осваиваются навыки, хуже закрепляются алгоритмы деятельности, снижается личная включенность молодых людей в рабочий процесс. Если не «переломить» вовремя такой ход событий – молодые люди так и не сформируют необходимый уровень самостоятельности в выбранной профессиональной сфере. Ситуация вполне закономерна, ведь особенные люди с раннего детства становятся объектами особенной опеки со стороны близких, да и не очень близких взрослых. Наше естественное желание «помочь неспособному» играет по отношению к формирующейся личности будущего взрослого «злую шутку». Некоторые молодые люди, попадая в мастерскую, впервые сталкиваются с ситуацией, в которой именно они контролируют последовательность действий, (например, при штамповании декоративного фона для будущих изделий или при распечатке тиража календарных сеток). И если какие-то действия в рамках освоенного ранее алгоритма вовремя не производятся – это их ответственность, их брак в работе, уменьшение их личного заработка. Именно в таких ситуациях особенную роль играет уменьшение меры помощи со стороны сопровождающих процесс специалистов.

Наша задача – познакомить стажера с рабочей задачей, вместе с ним проработать алгоритм выполнения этой задачи, пару раз вместе по этому алгоритму пройти – и отойти в сторону, оставив молодого человека руководить процессом самостоятельно. Важно вовремя поменяться ролями. Раньше специалист показывал и обучал, останавливал неверные действия, еще раз пояснял, вместе со стажером разрабатывал визуальные поддержки и помогал по этим поддержкам ориентироваться. А сейчас тот же человек совершенно не реагирует ни на какие ошибочные действия стажера, позволяя ему самому «набить шишки», наработать собственный брак и приобрести опыт неверных решений. Более того – пока стажер не попросит о помощи, не задаст вопрос или не призовет мастера или ассистента, его никто не будет «стимулировать» к дальнейшим действиям. Так постепенно формируется личная ответственность стажеров за свой участок работы, и этот процесс часто бывает более длительным, чем освоение собственно профессиональных навыков.

  1. Работа мастерской – мини-копия реальной работы со всеми атрибутами.

Поступая на обучение в мастерскую, стажеры как будто бы устраиваются на новую работу. Они сами подписывают заявление, которое вместе с ними по их документам и составляется. Для них заводится зачетная книжка, где отмечаются все этапы их обучения и собственный кошелек, в котором будут скапливаться «заработанные» стажером «деньги». Ребята самостоятельно контролируют время прихода на работу, заполняют ведомости учета выполненных работ и подсчитывают «финансовый итог» своей работы в конце каждого рабочего дня. Стажеры сами заказывают себе обеды из заранее подготовленного для них меню. Из общей кассы они получают «зарплату» (используются макеты реальных денежных единиц) и из заработанных «денег» самостоятельно отдают сумму, потраченную на обед.

Такая организация процесса обучения позволяет нам создать условия, максимально приближенные к реальной жизни. Реальный заработок (пусть и в игровой форме на этапе обучения) прекрасно стимулирует молодых людей к повышению собственной личной ответственности за результаты своего труда.

  1. Научился сам – научи другого.

Большой частью работы мастерских является проведение мастер-классов, во время которых стажеры сами выступают в роли ведущих. Так как ни один из стажеров наших мастерских не может в полной мере освоить изготовление изделия (блокнота, альбома или календаря) от начала до конца, мы разработали «поточный» способ проведения мастер-классов. Процесс создания изделия разбивается на отдельные операции (например, штампование фона для будущей декорированной обложки, создание аппликации по заранее продуманному алгоритму из готовых элементов, ламинирование обложки и задника, брошюровка и сборка на пружину). За каждую операцию отвечает один из стажеров (или несколько человек – если предполагается поток посетителей мастер-класса). Посетители начинают изготавливать изделие под руководством одного из стажеров, и по мере завершения каждой операции переходят к следующему ведущему. Таким образом «на выходе» участник мастер-класса получает изготовленное им изделие, а каждый из стажеров получает опыт неоднократного руководства действиями разных людей в рамках своей компетенции (своего участка мастер-класса).

Такая форма работы позволяет не только закрепить освоенные стажерами навыки, но развить их коммуникационные способности, научить контролировать не только собственные действия, но и отслеживать действия других людей. Это особенно важно для тех ребят, кто сам привык быть «объектом помощи», ведь уметь помогать другим – это тоже навык.

Опыт первых лет работы полиграфической мастерской четко показал – при должной организации трудового и учебного процесса в мастерских, освоение предпрофильной подготовки доступно молодым людям с ТМНР. И в этой подготовке первостепенное значение имеют не профессиональные навыки. Важнейшими элементами такой подготовки становятся:

  • создание условий для личностного роста, формирование способности самостоятельно организовывать себя на работу;
  • создание условий, в которых стажеры будут принимать на себя ответственность за свой труд и за результаты своего труда (ориентированность на качество исполнения);
  • поэтапное уменьшение меры помощи в организации знакомых рабочих процессов, постепенный переход от наставничества к сотрудничеству на равных еще на этапе предпрофильной подготовки.   

 

Список литературы:
1. Использование творческой деятельности в сопровождении и обучении детей и взрослых с тяжелыми двигательными нарушениями: сборник статей по материалам круглого стола 2 декабря 2014 г. / Под ред. Е.М. Старобиной. – СПб., 2015. – 104 с., илл.
2. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программы. – Псков: издательство АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. – 124 с.
3. Ремесленные мастерские: от терапии к профессии. Составитель Ю.В.Липес. - М.: Теревинф, 2004. – 133 с.
4. Творческие профессии для людей с инвалидностью/ [Липес Ю.В. сост.]. – М.: Теревинф, 2009. – 200 с.