Статья:

Просмотровое чтение: основные особенности обучения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(103)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кузнецова А.А., Поддубская О.Н. Просмотровое чтение: основные особенности обучения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 10(103). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/103/68044 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Просмотровое чтение: основные особенности обучения

Кузнецова Анастасия Александровна
магистрант, Государственный гуманитарно-технологический университет, РФ, г. Орехово-Зуево
Поддубская Ольга Николаевна
канд. пед. наук, доцент, Государственный гуманитарно-технологический университет, РФ, г. Орехово-Зуево

 

В наше время, в эпоху информационных технологий, к профессиональному мастерству и квалификации молодых специалистов предъявляются высокие требования. Они должны быть хорошо образованы, быть интеллектуально развитыми, а также уметь применять в работе свои способности и разносторонние знания.

Поток информации, обрушивающийся на человека, стремительно растет. Это свидетельствует о прогрессе науки и техники, о развитии интеллекта людей, подъёме культуры. Однако стоит отметить, что это отрицательно влияет на осваивание знаний человеком: он теряется в избытке информации, порой затрудняясь отделить важное от ненужного. Просмотровое чтение может помочь решить данную проблему. Именно поэтому так важно уделять особое внимание обучению данному виду чтения, особенно на старшем этапе обучения [3, с. 41].

Являясь элементом динамического чтения, просмотровое чтение способно воспитать сознательное отношение к процессу чтения, как к сложному и трудоёмкому виду умственной деятельности. Оно также стимулирует всестороннее развитие читательского умения, создаёт хорошую базу для дальнейшего систематического совершенствования читательских навыков.

Обучение просмотровому чтению на иностранном языке является специфичным и требует специального подхода. Данный вид чтения, как и другие виды быстрого чтения, особенно необходимы на старшем этапе обучения. Старшеклассники, как правило, работают с большими по объёму текстами, и им нужно уметь ознакомиться с информацией максимально быстро, понять суть и решить, важна данная информация или нет. Однако задания на формирование данного навыка встречаются в учебно-методических комплексах не часто. Чаще всего их можно встретить в пособиях по сдаче международных экзаменов. Очевидно, что этого недостаточно [8, с. 22].

Рассмотрим более подробно просмотровое чтение и особенности его обучению.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом тексте. Цель – получение общего представления о теме и круге вопросов, которые рассматриваются в тексте. Это беглое, выборочное чтение текста. Как правило, текст разбивается на блоки для более подробного ознакомления с его главными деталями и частями. Данный вид чтения имеет место при первичном ознакомлении с языковым материалом с целью определить, имеется ли в нём интересная для читателя информация. На основании этого читатель принимает решение о том, будет ли он более подробно изучать его или нет. Просмотровое чтение может закончиться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или доклада [1, с. 37].

Выделяют четыре подвида просмотрового чтения в зависимости от цели чтения и степени полноты извлечения информации:

  1. конспективное чтение – для выделения основных идей, которые составляют логико-фактологическую цепочку;
  2. реферативное чтение – для выделения основных мыслей, также при этом читающему важно разделять информацию на нужную и ненужную;
  3. обзорное чтение – для определения существа сообщаемого. Задача – обнаружение главной мысли текста на основе структурно-смысловой организации текста. Если главная мысль выражена имплицитно, то её обнаружение практически невозможно. Интерпретация прочитанного сводится к вынесению общей оценки прочитанному и к определению соответствия текста интересам читающего;
  4. ориентировочное чтение – установление наличия в тексте информации, интересной читателю или относящейся к определенной проблеме. Задача – выявить, относится ли данный текст к интересующей теме [6, с. 115-116].

Иногда при просмотровом чтении достаточно ознакомиться с первым абзацем, ключевым предложением и просмотреть текст. Смысловых кусков меньше, но они крупнее, чем, например, при изучающем или ознакомительном чтении. Данный вид чтения предполагает, что читающий владеет большим объёмом языкового материала. Кроме того, скорость чтения должна быть не менее 500 слов в минуту [4, с. 12].

При обучении данному виду чтения следует подбирать ряд тематически связанных текстов и создавать ситуации просмотра. Учебные задания должны формировать навыки и умения ориентирования в логико-смысловой структуре текста, а также умения извлекать и использовать полученную информацию в соответствии с конкретной коммуникативной задачей [2, с. 33].

Согласно А.Н. Щукину для успешного овладения навыком просмотрового чтения необходимо уметь определять тематику и суть текста, выделять структурно-смысловые опоры, делить текст на смысловые части и устанавливать связи между ними [3, с. 57].

Во время просмотрового чтения следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Внимательно прочитать заголовок, постараться понять его смысл и определить главную мысль текста.
  2. Прочитать первое предложение и сопоставить его содержание с заголовком.
  3. Просмотреть первый абзац, а затем сопоставить его со своим представлением о главной мысли текста.
  4. Прочитать остальные абзацы, обращая внимание на первые предложения абзацев, а затем снова сопоставить их со своим видением главной мысли.
  5. Сформулировать ответ на вопрос: «О чём текст?».

Важным условием формирования навыков просмотрового чтения и связанных с ним умений является регулярная практика, что может обеспечить система упражнений к текстам. Это могут быть упражнения, которые обучают рациональным приёмам извлечения информации, а также контролирующие понимание содержания текста [7, с. 351].

В процессе обучения просмотровому чтению нужно обратить внимание учащихся на подсказки, имеющиеся в тексте, и научить их пользоваться ими. Для этого можно использовать следующие задания:

  • ознакомьтесь со схемой и/или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его;
  • по иллюстрации, чертежу, схеме и ряду ключевых слов составьте несколько предложений о содержании текста или задайте несколько вопросов по содержанию текста;
  • посмотрите на картинки к тексту и расположите их в логической последовательности, придумайте заголовок и составьте примерный план текста [5, с. 14].

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение просмотровому чтению является очень значимым для обучающихся. Особенно важно оно для старшеклассников, так как данный навык может пригодится им при сдаче ЕГЭ, а также при подготовке докладов и сообщений. Однако в учебных пособиях не уделяется особого внимания обучению данному виду чтения. Поэтому учитель может использовать имеющиеся в учебнике тексты, дополняя их задания на формирование и развитие навыков просмотрового чтения.

 

Список литературы:
1. Борзова Е.В. Новые подходы  к  обучению  иностранным  языкам  в школе (курс лекций – часть 1, часть 2). – Петрозаводск: Verso, 2007. – 60 с.
2. Вайсбург М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности//Иностр.языки в школе. – 1997. – №2. – С. 33. 
3. Крючкова А.С. Обучение школьников элементам информационно-справочного поиска для понимания французского текста / А.С. Крючкова. – Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей V Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. Г.Ю. Гуляева – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. – 362 с.
4. Мильруд Р.П., Гончаров А.А. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста//Иностр.языки в школе. – 2003. – №1. – С.12.
5. Ощепкова Т.В., Пролыгина М.М., Старкова Д.А. Приемы обучения различным видам чтения// Иностр.языки в школе. – 2005. – №3. – С.14.
6. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Русский язык, 2007. – 216 с.
7. Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка. – М.: Высшее образование, 2004. – 552 с.
8. Швецова Ю.С. Роль чтения в процессе обучения иностранным языкам на старшем этапе обучения. – Рязань: РГУ, 2008. – 42 с.