Статья:

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ МАОУ «ГИМНАЗИЯ №111» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(290)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мавлютова А.З. ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ МАОУ «ГИМНАЗИЯ №111» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 23(290). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/290/151324 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ МАОУ «ГИМНАЗИЯ №111» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Мавлютова Алина Забировна
магистрант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Развитие финансовой грамотности среди молодежи имеет огромное значение для формирования ответственного отношения к финансовым решениям и обеспечения финансовой стабильности в будущем. В статье рассмотрены возможные инновационные проектов для МАОУ «Гимназия №111» и выделены результаты программы инновационной площадки: «Формирование финансовой грамотности как средство предпрофильной и профильной подготовки обучающихся».

 

Ключевые слова: финансовая грамотность, инновационный проект, образование, финансы, гимназия.

 

В рамках гимназии, где учатся подростки, развитие финансовой грамотности может иметь особенно важное значение, помогая им лучше понимать финансовые аспекты жизни, принимать обоснованные финансовые решения и быть защищенными от мошенничества и финансовых проблем.

В ходе обучения финансовой грамотности в гимназии хотелось бы изменить у молодёжи установку «жить одним днём», а закрепилась мысль, что жизнь наполнена различными событиями, не всегда хорошими, и что к ним надо быть финансово подготовленным [2, с. 37].

Финансовая грамотность – это способность человека понимать основные финансовые понятия, умение управлять своими финансами, принимать обоснованные финансовые решения и планировать свое финансовое будущее [1, с. 47]. Этот навык включает в себя знание о доходах и расходах, умение составлять бюджет, понимание финансовых инструментов, таких как кредиты, инвестиции, страхование, и способность анализировать и принимать решения в финансовых вопросах.

Инновационные образовательные проекты по финансовой грамотности в гимназии могут быть разнообразными и включать в себя различные методы и подходы к обучению. Рассмотрим несколько возможных инновационных проектов для МАОУ «Гимназия №111»:

1. Финансовый квест. Этот проект предполагает создание интерактивной игры, в ходе которой учащиеся решают финансовые задачи, отвечают на вопросы о личных финансах, бюджетировании, инвестициях и других аспектах финансовой грамотности. Квест может проводиться как в рамках урока, так и в формате внеклассного мероприятия.

2. Финансовый блог. Учащиеся могут создать собственный финансовый блог, где будут публиковать статьи, заметки, советы по управлению личными финансами, обзоры финансовых инструментов и т.д. Этот проект поможет им не только углубить свои знания в области финансовой грамотности, но и развить коммуникативные навыки.

3. Финансовый кейс-метод. В рамках этого проекта учащиеся анализируют реальные кейсы из мира финансов и экономики, принимают решения по управлению финансами, планированию инвестиций, бюджетированию и т.д. Этот метод поможет им применить теоретические знания на практике и развить аналитические способности.

4. Финансовый проект. Учащиеся могут разработать собственный финансовый проект – например, бизнес-план для малого предприятия, инвестиционный портфель, финансовую стратегию для семьи и т.д. В ходе работы над проектом они будут применять полученные знания о финансах и развивать навыки планирования и принятия решений.

5. Финансовая лаборатория. Создание финансовой лаборатории в гимназии – это еще один инновационный проект, который позволит учащимся практически применять свои знания о финансах. В лаборатории они смогут проводить эксперименты, моделировать финансовые процессы, анализировать данные и делать выводы.

В МАОУ «Гимназия № 111» городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2023 года реализовывалась программа инновационной площадки: «Формирование финансовой грамотности как средство предпрофильной и профильной подготовки обучающихся».

Главная цель программы – создание основ для формирования грамотного поведения обучающихся как необходимого условия финансового благополучия россиян в будущем и обеспечения устойчивого экономического роста [3].

В рамках работы инновационной площадки осуществлялась поддержка и консультативная помощь: с учениками 10-11 классов проводились занятия, мастер-классы, на которых представлялась информация о финансах и правилах их использования, проводились тренинги и занятия по повышению финансовой грамотности учащихся, защите их интересов в отношениях с кредитными организациями и другими финансовыми институтами.

Работа площадки была организована в рамках внеурочной деятельности как в начальной школе, так и в среднем звене. Учителями начальной школы с 2022 г. была составлена рабочая программа (1 час в неделю) «Основы финансовой грамотности» для учеников 1-4 класса. С 1 сентября 2022 г. были организованы внеурочные занятия в 5-10 классах (учителя: Черкашина Е.В., Мустафина З.Р., Смеюха Е.Д.). В 2022-2023 учебном году в Учебном плане гимназии предусмотрели увеличение часов внеурочной деятельности: «Функциональная грамотность» (Финансовая грамотность) с 5 -10 классы. Введены были обязательные классные часы с 1-11 класс, где рассматривались темы по финансовой грамотности (3 классных часа в год).

Также были проведены мероприятия в рамках Всероссийской недели Финансовой грамотности (квест, онлайн экскурсии, онлайн лекции); просмотр онлайн уроков по финансовой грамотности (весенняя, осенняя сессии). Обучающиеся также участвовали в региональном отборочном туре Всероссийской олимпиады по финансовому рынку, финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, в Чемпионате Республики Башкортостан по финансовой грамотности «Мозговой штурм», во Всероссийской научно-практической конференция по финансовой грамотности.

Благодарю внедрению данного инновационного проекта удалось достигнуть следующих результатов:

  • понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
  • понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
  • понимание прав и обязанностей в сфере финансов;
  • владение умением решать практические финансовые задачи;
  • владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям;
  • определение стратегических целей в области управления личными финансами;
  • постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
  • планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
  • подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
  • владение коммуникативными компетенциями;
  • нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное воздействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
  • анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
  • падение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
  • владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.

 

Список литературы:
1. Бердиева О.Г., Мурадова А.О., Аннамурадова А.М. Финансовая грамотность: основы и значение для успешного управления деньгами – Текст : непосредственный // Вестник науки. – 2024. – №1 (70). – С. 46-49
2. Кокина А. О. Три важных компонента финансовой грамотности и их роль в повышении культуры финансового поведения молодежи – Текст : непосредственный // Science Time. – 2022. – №1 (97). – С. 37-40
3. Программа инновационной площадки «Формирование финансовой грамотности как средство предпрофильной и профильной подготовки обучающихся» – 2020. [Электронный ресурс]. https://school111ufa.ru/images/doc/doc2/fingr_programma.pdf Текст : электронный