ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ МАОУ «ГИМНАЗИЯ №111» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(290)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(290)
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ МАОУ «ГИМНАЗИЯ №111» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Аннотация. Развитие финансовой грамотности среди молодежи имеет огромное значение для формирования ответственного отношения к финансовым решениям и обеспечения финансовой стабильности в будущем. В статье рассмотрены возможные инновационные проектов для МАОУ «Гимназия №111» и выделены результаты программы инновационной площадки: «Формирование финансовой грамотности как средство предпрофильной и профильной подготовки обучающихся».
Ключевые слова: финансовая грамотность, инновационный проект, образование, финансы, гимназия.
В рамках гимназии, где учатся подростки, развитие финансовой грамотности может иметь особенно важное значение, помогая им лучше понимать финансовые аспекты жизни, принимать обоснованные финансовые решения и быть защищенными от мошенничества и финансовых проблем.
В ходе обучения финансовой грамотности в гимназии хотелось бы изменить у молодёжи установку «жить одним днём», а закрепилась мысль, что жизнь наполнена различными событиями, не всегда хорошими, и что к ним надо быть финансово подготовленным [2, с. 37].
Финансовая грамотность – это способность человека понимать основные финансовые понятия, умение управлять своими финансами, принимать обоснованные финансовые решения и планировать свое финансовое будущее [1, с. 47]. Этот навык включает в себя знание о доходах и расходах, умение составлять бюджет, понимание финансовых инструментов, таких как кредиты, инвестиции, страхование, и способность анализировать и принимать решения в финансовых вопросах.
Инновационные образовательные проекты по финансовой грамотности в гимназии могут быть разнообразными и включать в себя различные методы и подходы к обучению. Рассмотрим несколько возможных инновационных проектов для МАОУ «Гимназия №111»:
1. Финансовый квест. Этот проект предполагает создание интерактивной игры, в ходе которой учащиеся решают финансовые задачи, отвечают на вопросы о личных финансах, бюджетировании, инвестициях и других аспектах финансовой грамотности. Квест может проводиться как в рамках урока, так и в формате внеклассного мероприятия.
2. Финансовый блог. Учащиеся могут создать собственный финансовый блог, где будут публиковать статьи, заметки, советы по управлению личными финансами, обзоры финансовых инструментов и т.д. Этот проект поможет им не только углубить свои знания в области финансовой грамотности, но и развить коммуникативные навыки.
3. Финансовый кейс-метод. В рамках этого проекта учащиеся анализируют реальные кейсы из мира финансов и экономики, принимают решения по управлению финансами, планированию инвестиций, бюджетированию и т.д. Этот метод поможет им применить теоретические знания на практике и развить аналитические способности.
4. Финансовый проект. Учащиеся могут разработать собственный финансовый проект – например, бизнес-план для малого предприятия, инвестиционный портфель, финансовую стратегию для семьи и т.д. В ходе работы над проектом они будут применять полученные знания о финансах и развивать навыки планирования и принятия решений.
5. Финансовая лаборатория. Создание финансовой лаборатории в гимназии – это еще один инновационный проект, который позволит учащимся практически применять свои знания о финансах. В лаборатории они смогут проводить эксперименты, моделировать финансовые процессы, анализировать данные и делать выводы.
В МАОУ «Гимназия № 111» городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2023 года реализовывалась программа инновационной площадки: «Формирование финансовой грамотности как средство предпрофильной и профильной подготовки обучающихся».
Главная цель программы – создание основ для формирования грамотного поведения обучающихся как необходимого условия финансового благополучия россиян в будущем и обеспечения устойчивого экономического роста [3].
В рамках работы инновационной площадки осуществлялась поддержка и консультативная помощь: с учениками 10-11 классов проводились занятия, мастер-классы, на которых представлялась информация о финансах и правилах их использования, проводились тренинги и занятия по повышению финансовой грамотности учащихся, защите их интересов в отношениях с кредитными организациями и другими финансовыми институтами.
Работа площадки была организована в рамках внеурочной деятельности как в начальной школе, так и в среднем звене. Учителями начальной школы с 2022 г. была составлена рабочая программа (1 час в неделю) «Основы финансовой грамотности» для учеников 1-4 класса. С 1 сентября 2022 г. были организованы внеурочные занятия в 5-10 классах (учителя: Черкашина Е.В., Мустафина З.Р., Смеюха Е.Д.). В 2022-2023 учебном году в Учебном плане гимназии предусмотрели увеличение часов внеурочной деятельности: «Функциональная грамотность» (Финансовая грамотность) с 5 -10 классы. Введены были обязательные классные часы с 1-11 класс, где рассматривались темы по финансовой грамотности (3 классных часа в год).
Также были проведены мероприятия в рамках Всероссийской недели Финансовой грамотности (квест, онлайн экскурсии, онлайн лекции); просмотр онлайн уроков по финансовой грамотности (весенняя, осенняя сессии). Обучающиеся также участвовали в региональном отборочном туре Всероссийской олимпиады по финансовому рынку, финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, в Чемпионате Республики Башкортостан по финансовой грамотности «Мозговой штурм», во Всероссийской научно-практической конференция по финансовой грамотности.
Благодарю внедрению данного инновационного проекта удалось достигнуть следующих результатов:
- понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- понимание прав и обязанностей в сфере финансов;
- владение умением решать практические финансовые задачи;
- владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям;
- определение стратегических целей в области управления личными финансами;
- постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
- планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
- подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
- владение коммуникативными компетенциями;
- нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное воздействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
- анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
- падение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
- владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.