Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Редькина В.В. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122336 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Редькина Влада Витальевна
студент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Самигулловна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО поменяло не только направление педагогической связи между педагогом и обучающимся, но и условия организации учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Новый период создания системы российского обучения выдвигает условия к организации работы с учащимися с применением информационно-коммуникационных технологий.

 

Ключевые слова: Информационно-коммуникативные технологии, младший ученик, урок математики, преподаватель математики, образовательные технологии, личность, начальное образование.

 

Новый период создания системы российского обучения выдвигает условия к организации работы с учащимися с применением информационно-коммуникационных технологий. Методически правильное применение информационно -коммуникационных технологий не только расширяет и углубляет умения в научной области, но и способствует развитию культурного интереса, знаний учащихся, изменению их информационной учёности, творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов, что соответствует требованиям ФГОС НОО.

Необходимость введение ИКТ определяется не только ФГОС НОО, но и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также подкрепляется характером изменений в обществе и в системе образования в целом. Использование ИКТ значительно расширяет возможности проведения работы со школьниками за счет использования активных и интерактивных методик, к числу которых относятся: проектный метод, кейс-метод, веб-квест, деловые игры и другие. Напомним, что активные и интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Информационно-коммуникационные технологии – современный, эффективный инструмент в руках умелого специалиста. Для учителя математики информационно-коммуникативные технологии являются средством обучения, обеспечивающим эффективность образовательного процесса [1, С. 67]. Существует три основных принципа использования ИКТ на уроках математики в начальных классах, представленных на рис. 1:

 

Рисунок 1. Принципы использования ИКТ на уроках математики

 

Мы считаем важным использовать данные технологии так, чтобы они могли решать образовательные, воспитательные, развивающие задачи обучения. Использование новых технологий в обучении способствует не только повышению у ребят интереса к предмету, но и развитию мышления, формированию коммуникативных навыков и готовности к самостоятельной исследовательской работе. Таким образом, можно выделить следующие педагогические цели использования информационных технологий:

– развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества;

– развитие мышления;

– эстетическое воспитание;

– развитие коммуникативных способностей;

– формирование умений принимать оптимальное решение;

– развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;

– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации [5, С. 121].

Использование ИКТ на уроках математики помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, развивает креативность ребёнка, стремление к самосовершенству, повышает качество знаний обучающихся, расширяет возможности передачи информации и контроля знаний учащихся в процессе обучения [3, С. 200].

Использование компьютера на уроках позволяет более наглядно и доступно представить учебный материал, а это, в свою очередь, стимулирует интерес ребенка к изучаемому предмету. Наиболее доступной и популярной формой подачи учебного материала является презентация. Электронные презентации могут служить экранным дидактическим материалом при опросе учащихся, при изучении новой темы – заменяет классную доску, для закрепления нового материала могут быть использованы тесты, для обобщения и систематизации знаний по теме – кроссворды, ребусы, таблицы. Таким образом, учитель может повысить эффективность обучения и фиксировать внимание учащихся на трудных разделах темы при условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения.

Для диагностики использования информационно-коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах мы провели анкетирование у учителей начальных классов (7 респондентов) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия №1" Менделеевского муниципального района Республики Татарстан и получили следующие результаты:

– большинство учителей математики внедряет в свою педагогическую деятельность ИКТ технологии и готовы изучать новые возможности использования ИКТ;

– малое количество респондентов скептически относится к использованию ИКТ на уроках математики, в основном это вызвано трудностями и сложностями при использовании ИКТ;

– наиболее используемыми средствами ИКТ являются: текстовый редактор, электронные таблицы, сеть Интернет и мультимедейная доска. Лишь 3 учителя математики используют цифровые образовательные ресурсы.

Для более эффективной организации процесса обучения математике в начальной школе мы предлагаем следующие рекомендации по дальнейшему улучшению организации процесса обучения математике в начальной школе:

1. Учебная деятельность на уроках математики должна строиться на основе субъект-субъектных отношений, которая предполагает формирование умения учиться в «зоне ближайшего развития», активно взаимодействовать в парах, группах, командах.

2. Перед началом урока у учителя математики есть возможность воспользоваться интернет-ресурсами, которые включают в себя не только поиск актуальной информации, но и быстрый обмен данными.

3. Учителю математики рекомендуется создавать и использовать на уроках мультимедийные презентации, которые позволяют: ярко и наглядно представить учебный материал; организовать устный счет и решение задач по заготовкам; продемонстрировать тексты проверочных, самостоятельных работ, тестов; затем и ответы, и ключи к ним; провести физминутку или зарядку для глаз.

4. Учитель математики может использовать современные информационные технологии на различных этапах урока:

‒ самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;

‒ частичная замена (выборочное использование дополнительного материала);

‒ использование тренировочных программ;

‒ использование диагностических и контролирующих материалов;

‒ выполнение самостоятельных и творческих заданий;

‒ использование программ, имитирующие опыты и лабораторные работы;

‒ использование игровых и занимательных программ.

4. В ходе выполнение одного из вида заданий с использованием современных информационных технологий на уроках математики учителю желательно наблюдать за ходом выполнения задания каждым учеником; если задание оказалось малодоступным для некоторых учащихся, то учитель может оказать необходимую помощь или заменить задание.

5. Стоит отметить, что интеграция обычного с использованием современных информационных технологий позволяет переложить часть работы учителя на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, познавательным, интенсивным.

6. Имеет большое знание тот факт, что в процессе работы обучающегося и учителя с использованием современных информационных технологий на уроках математики происходит повсеместное внедрение ребенка в жизнь современного человека.

 

Список литературы:
1. Астафьева А.А. Возможности использования электронной формы учебника при изучении нумерации в начальном курсе математики // Развитие научно-технического творчества детей и молодежи. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2019. – С. 66-70.
2. Голубева Н.А. Развитие логических приемов у младших школьников при изучении нумерации чисел // Современное начальное образование: традиции и инновации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60- летию факультета начального образования КГУ им. К.Э. Циолковского. Составитель В.Н. Зиновьева. – 2018. – С. 64-70. 
3. Коктоякова Е.Н. Использование занимательных заданий в форме поғо при изучении нумерации чисел в начальной школе // Инновационные технологии в науке нового времени. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. – 2016. – С. 199-200
4. Перегуда А.В. К вопросу обучения младших школьников элементам счёта // Тенденции и инновации современной науки. материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, – 2020. – С. 392-396.
5. Федина О.В. Использование ИКТ на уроках математики  // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 7-2. С. 121-123