ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация. Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО поменяло не только направление педагогической связи между педагогом и обучающимся, но и условия организации учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Новый период создания системы российского обучения выдвигает условия к организации работы с учащимися с применением информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: Информационно-коммуникативные технологии, младший ученик, урок математики, преподаватель математики, образовательные технологии, личность, начальное образование.
Новый период создания системы российского обучения выдвигает условия к организации работы с учащимися с применением информационно-коммуникационных технологий. Методически правильное применение информационно -коммуникационных технологий не только расширяет и углубляет умения в научной области, но и способствует развитию культурного интереса, знаний учащихся, изменению их информационной учёности, творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов, что соответствует требованиям ФГОС НОО.
Необходимость введение ИКТ определяется не только ФГОС НОО, но и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также подкрепляется характером изменений в обществе и в системе образования в целом. Использование ИКТ значительно расширяет возможности проведения работы со школьниками за счет использования активных и интерактивных методик, к числу которых относятся: проектный метод, кейс-метод, веб-квест, деловые игры и другие. Напомним, что активные и интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
Информационно-коммуникационные технологии – современный, эффективный инструмент в руках умелого специалиста. Для учителя математики информационно-коммуникативные технологии являются средством обучения, обеспечивающим эффективность образовательного процесса [1, С. 67]. Существует три основных принципа использования ИКТ на уроках математики в начальных классах, представленных на рис. 1:
Рисунок 1. Принципы использования ИКТ на уроках математики
Мы считаем важным использовать данные технологии так, чтобы они могли решать образовательные, воспитательные, развивающие задачи обучения. Использование новых технологий в обучении способствует не только повышению у ребят интереса к предмету, но и развитию мышления, формированию коммуникативных навыков и готовности к самостоятельной исследовательской работе. Таким образом, можно выделить следующие педагогические цели использования информационных технологий:
– развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества;
– развитие мышления;
– эстетическое воспитание;
– развитие коммуникативных способностей;
– формирование умений принимать оптимальное решение;
– развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;
– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации [5, С. 121].
Использование ИКТ на уроках математики помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, развивает креативность ребёнка, стремление к самосовершенству, повышает качество знаний обучающихся, расширяет возможности передачи информации и контроля знаний учащихся в процессе обучения [3, С. 200].
Использование компьютера на уроках позволяет более наглядно и доступно представить учебный материал, а это, в свою очередь, стимулирует интерес ребенка к изучаемому предмету. Наиболее доступной и популярной формой подачи учебного материала является презентация. Электронные презентации могут служить экранным дидактическим материалом при опросе учащихся, при изучении новой темы – заменяет классную доску, для закрепления нового материала могут быть использованы тесты, для обобщения и систематизации знаний по теме – кроссворды, ребусы, таблицы. Таким образом, учитель может повысить эффективность обучения и фиксировать внимание учащихся на трудных разделах темы при условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения.
Для диагностики использования информационно-коммуникативных технологий на уроках математики в начальных классах мы провели анкетирование у учителей начальных классов (7 респондентов) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия №1" Менделеевского муниципального района Республики Татарстан и получили следующие результаты:
– большинство учителей математики внедряет в свою педагогическую деятельность ИКТ технологии и готовы изучать новые возможности использования ИКТ;
– малое количество респондентов скептически относится к использованию ИКТ на уроках математики, в основном это вызвано трудностями и сложностями при использовании ИКТ;
– наиболее используемыми средствами ИКТ являются: текстовый редактор, электронные таблицы, сеть Интернет и мультимедейная доска. Лишь 3 учителя математики используют цифровые образовательные ресурсы.
Для более эффективной организации процесса обучения математике в начальной школе мы предлагаем следующие рекомендации по дальнейшему улучшению организации процесса обучения математике в начальной школе:
1. Учебная деятельность на уроках математики должна строиться на основе субъект-субъектных отношений, которая предполагает формирование умения учиться в «зоне ближайшего развития», активно взаимодействовать в парах, группах, командах.
2. Перед началом урока у учителя математики есть возможность воспользоваться интернет-ресурсами, которые включают в себя не только поиск актуальной информации, но и быстрый обмен данными.
3. Учителю математики рекомендуется создавать и использовать на уроках мультимедийные презентации, которые позволяют: ярко и наглядно представить учебный материал; организовать устный счет и решение задач по заготовкам; продемонстрировать тексты проверочных, самостоятельных работ, тестов; затем и ответы, и ключи к ним; провести физминутку или зарядку для глаз.
4. Учитель математики может использовать современные информационные технологии на различных этапах урока:
‒ самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
‒ частичная замена (выборочное использование дополнительного материала);
‒ использование тренировочных программ;
‒ использование диагностических и контролирующих материалов;
‒ выполнение самостоятельных и творческих заданий;
‒ использование программ, имитирующие опыты и лабораторные работы;
‒ использование игровых и занимательных программ.
4. В ходе выполнение одного из вида заданий с использованием современных информационных технологий на уроках математики учителю желательно наблюдать за ходом выполнения задания каждым учеником; если задание оказалось малодоступным для некоторых учащихся, то учитель может оказать необходимую помощь или заменить задание.
5. Стоит отметить, что интеграция обычного с использованием современных информационных технологий позволяет переложить часть работы учителя на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, познавательным, интенсивным.
6. Имеет большое знание тот факт, что в процессе работы обучающегося и учителя с использованием современных информационных технологий на уроках математики происходит повсеместное внедрение ребенка в жизнь современного человека.