Статья:

Активизация познавательной деятельности будущих учителей технологии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мирошниченко Т.С. Активизация познавательной деятельности будущих учителей технологии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 23(116). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/116/74533 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Активизация познавательной деятельности будущих учителей технологии

Мирошниченко Татьяна Сергеевна
магистрант Саратовского национального исследовательского государственного университета им Н.Г. Чернышевского, РФ, г.Саратов

 

Современное общество мобилизует свои силы для качественного сдвига в своей политической, социально-экономической, технологической, социальной жизни, оно перестраивает свою систему образования, позволяя ей справиться с вызовом времени. В связи с этим процесс обучения студентов, который обладает творческой активностью, профессиональной компетентностью и способностью оказывать эффективное влияние на учебный процесс, представляет собой сложный процесс подготовки специалиста в университете.

Наблюдения показывают, что многие студенты учатся не в полную силу своих возможностей. Объясняется это частично тем, что преподаватели не всегда применяют формы и методы обучения, способствующие повышению активной познавательной работы студентов. Однако данная проблема исследована еще недостаточно. Неразработанность проблемы активизации, развития активности студентов является одной из главных причин того, что в методических пособиях, официальных документах указывалось на недостатки обучения студентов.

Особое значение в решении проблемы активизации учебной деятельности студентов приобретает дальнейшее совершенствование форм и методов обучения в направлении активизации познавательной деятельности будущих учителей технологии.

Активация познавательной деятельности обеспечивается потребностью в ключевых когнитивных процессах: ощущениях, восприятии, внимании, памяти, мышлении и воображении - подчеркиваются российскими и зарубежными психологами[6]. Чем более комфортные условия будут созданы для хода вышеуказанных процессов, тем активнее будет познавательная деятельность студента профиля «Технология». Рассмотрим более подробно каждый из процессов познавательной деятельности.

Ощущение и восприятие - это процессы, происходящие в адаптивной стадии познания.

Восприятие - это целостное отражение объектов и явлений объективного мира, когда они непосредственно влияют на чувства[4]. Восприятие характеризуется определенными свойствами: целостность, постоянство, структурность, значимость и избирательность. В целях повышения познавательной активности студентов профиля «Технология» необходимо добиться максимального соответствия формы представленного учебного материала вышеуказанным свойствам восприятия. Это может быть достигнуто путем структурирования и визуализации учебного материала, его представления в формах, соответствующих типу восприятия бакалаврами (аудиальными, наглядными и кинестетическими). Использование современных информационных технологий способствует повышению познавательной активности: показ видео, интерактивная работа студентов, компьютерная визуализация информации - все это позволяет добиться целостности, структуры, осмысленного восприятия.

Внимание, являясь одним из процессов познавательной деятельности, также является регулятором процесса познания. Внимание - сосредоточенность и концентрация человеческого сознания на одних объектах при одновременном отвлечении от других[3]. Чтобы обеспечить внимание студента к изучаемому объекту, необходимо его мотивировать. То есть студент должен быть глубоко убежден, что полученные знания будут удовлетворять те или иные его потребности. Для этого учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы у обучающихся была возможность установить личную цель, которая не противоречила бы цели урока.

Память является обязательным условием организации познавательной деятельности. Память - это форма ментального отражения, заключающаяся в консолидации, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что позволяет повторно использовать его в деятельности или возвращать в сферу сознания[4]. Чтобы лучше запомнить учебную информацию, психологи рекомендуют использовать специальные мнемонические приемы.

Мышление и воображение являются продуктивными процессами когнитивной деятельности, которые составляют основу возникновения и формирования различных психических новообразований, которые не являются непосредственно необходимыми для адаптации. Мышление является высшей формой рефлексивной деятельности, которая позволяет понять сущность объектов и явлений, их взаимосвязь и характер развития.

Воображение - это умственный процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем обработки материала восприятий и представлений, полученных в предыдущем опыте. Организация максимальной изменчивости типов умственной деятельности способствует продуктивной деятельности студента: анализ-синтез, обобщение-конкретизация, индукция-дедукция, сравнение, применение деловых игр и т. д.

Помимо внутренних (психологических) условий, которые были раскрыты выше, существуют еще и внешние (педагогические) условия активизации познавательной деятельности будущих учителей технологии. К ним относятся: включение в содержание профессионального образования дисциплины, посвященной ознакомлению студентов со связью содержания учебных дисциплин с приобретаемыми компетенциями и будущей профессиональной деятельностью; использование инновационных форм обучения; использование форм индивидуализированного обучения; материально-техническая база, формы и методы обучения, дидактические принципы. Для активизации познавательной деятельности важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей. Не менее важным в познавательной деятельности является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого студента на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

«Круглый стол» - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности студентов, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представления собой одно или несколько заданий или упражнений преподавателя, направленных на подготовку студентов к выполнению основных заданий и упражнений пары.

Таким образом, приведение образовательного процесса в соответствие с принципами и законами познавательных процессов, внутренних и внешних условий будет способствовать активизации познавательной деятельности студентов профиля «Технология». А это, в свою очередь, облегчит его адаптацию к нестабильной информационной среде, ориентацию в постоянно меняющемся потоке информации.

 

Список литературы:
1. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю.К.Бабанский // РБК – 2018. – №.3 – С. 19-27.
2. Психология. Словарь / Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 2020. - 494 с.
3. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 2018. - 544 с.
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2019. – 314 с.
5. Сергеева Б.В. Структура профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования / Б.В. Сергеева. – М.: Наука, 2018. – 240 с.
6. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2019. - 160 с.