Статья:

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ В НЕЁ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(259)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Лапшинова Н.В. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ В НЕЁ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 36(259). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/259/131823 (дата обращения: 28.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ В НЕЁ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Лапшинова Наталья Валерьевна
магистрант, кафедра педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Горбачева Светлана Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры общей педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

FEATURES OF THE EXAMINATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES WITH THE INCLUSION OF TEACHING STAFF IN IT

 

Natalya Lapshinova

Master's student, Department of Pedagogy, Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh

Svetlana Gorbacheva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of General Pedagogy Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh

 

Аннотация. В статье рассматривается сущность понятия «педагогическая экспертиза», обосновывается необходимость экспертной деятельности в воспитании. Автор анализирует организационные условия педагогической экспертизы.

Abstract. The article examines the essence of the educational expertise, establishes the need for expertise in social education. The authors analyze the organizational conditions of educational expertise.

 

Ключевые словаобразовательная деятельность, экспертиза, педагогика, школа.

Keywords: educational activity, expertise, pedagogy, school.

 

Необходимость осознания результатов любого педагогического процесса, в том числе и воспитательного, рождает сегодня задачу разработки теоретических и практических подходов к процессу педагогической экспертизе, экспертизе воспитательной деятельности. Экспертиза, как метод изучения состояния объекта, применяется во многих отраслях человеческой жизни. Как считают исследователи, история возникновения экспертизы как особого способа познания берет свое начало в глубокой древности.

Первыми формами экспертного оценивания считаются советы старейшин и мудрецов, государственные и военные советы, сенаты, коллегии и так далее. Тысячелетнее развитие экспертных процедур проходило стихийно, но в настоящее время экспертные оценки становятся предметом научных исследований. Термин «экспертиза» произошел от латинского «expertus», что означает «опытный». Краткий словарь иностранных слов дает следующую трактовку данного понятия: экспертиза – рассмотрение и разрешение при помощи сведущих людей какоголибо вопроса, требующего специальных знаний [4, С. 487]. В толковом словаре С. И. Ожегова экспертиза определяется как «рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами для вынесения заключения»[3, с. 904].

Образовательная деятельность направлена на обеспечение становления и развития человека. Это отличается от хобби, которое представляет собой приятный способ занять время. Технически образовательная деятельность определяется Ле Блан и Гендро как жизненный момент или обучающая ситуация, которая включает в себя набор действий или упражнений, направленных на удовлетворение человеческих потребностей, в определенных пространственно-временных рамках. Таким образом, образовательная деятельность отвечает требованиям, порожденным природой, социальной жизнью или реабилитацией.

Жизненный момент или учебная ситуация могут быть сеансом, который очень точно расположен в пространстве и времени, или сеансом, который включает в себя несколько сеансов одной и той же образовательной деятельности, последние из которых проводятся в течение определенного периода времени. Например, обучение навыкам общения включает в себя полуторачасовые занятия каждую неделю в течение пятнадцатинедельного занятия, поскольку существует пятнадцать навыков учить.

Согласно Renou, образовательная деятельность состоит из трех этапов:

- психообразователь: подготовка к деятельности, ее выполнение и последующая оценка деятельности. Со своей стороны, сессия мероприятия включает в себя четыре этапа для участников: переход, ввод в эксплуатацию, производство и обратная связь по итогам сессии, последняя включает оценку реализации и ее результатов.

Является ли это сеансом, сессией или вмешательством в поле, образовательная деятельность всегда требует применения, сознательного или бессознательного, профессиональных операций со стороны психообразователя, при этом принимая во внимание интерактивные компоненты общей структуры рассматриваемой деятельности. Восемь профессиональных операций, поддерживающих образовательную деятельность , и взаимосвязи между ними проиллюстрированы на рисунке 1. Этот рисунок и приведенные ниже определения представляют собой ограниченную адаптацию к образовательной деятельности.

1. наблюдение. Наблюдающий психообразователь сосредотачивает свое внимание о явлении, относящемся к деятельности, без намерения изменить его, используя средства исследования и наблюдения, соответствующие ситуации.

Из этих методов исследования и наблюдений in vivo вытекают выводы. Средствами наблюдения являются сводный отчет, собеседование, телефонный звонок, анкета, тест и т. д. Кроме того, он осуществляет различные типы наблюдений в совместной жизни: участвующее, целенаправленное или методическое наблюдение. Речь идет о том, чтобы видеть, читать и описывать наблюдаемое явление в его контексте. Эта операция выполняется в соответствии с содержанием действия до его начала, на протяжении всего последнего и после его завершения.

2. Оценка наблюдений. Психообразователь ценит голый рассказ о наблюдениях. Такая интерпретация поведения человека в наблюдаемых ситуациях или явлениях придает им смысл. Она позволяет формулировать гипотезы на основе системы отсчета, которые не зависят от самих выводов. Речь идёт о том, чтобы классифицировать, понимать, интерпретировать и формулировать гипотезы, отражающие прямые и косвенные наблюдения.

3. Планирование. Психообразователь разрабатывает деятельность. Он определяет цели, которые необходимо преследовать, средства их достижения, последовательность операций и подход к оценке результатов. Планирование может быть выполненным с отступом, то есть перед действием, или на месте, то есть во время действия.

4. Организация. Психотерапевт создает условия необходимых для осуществления деятельности. Хотя обычно эта операция выполняется перед выполнением какого-либо действия, она также может выполняться на месте, то есть во время выполнения действия перед лицом новой ситуации.

Речь идет об организации, планировании, объединении, упорядочении и структурировании средств для эффективной реализации деятельности.

5. Анимация. Психотерапевт помогает человеку или группе людей войти в контакт с конкретным содержанием деятельности. Это движение запускается, модулируется и регулируется содержанием действия и характером анимации. Анимация увлекательная и методичная. Во время оживления деятельности психообразователь пересматривает, в соответствии с требованиями ситуации, некоторые или все предыдущие профессиональные операции для одного или нескольких компонентов общей структуры деятельности.

Таким образом, системный анализ оснований педагогической экспертизы деятельности образовательного учреждения, ее специфических особенностей позволит со временем выделить универсальные критерии, применимые к оценке деятельности любого типа образовательного учреждения в целом, либо конкретных направлений данной деятельности (воспитания, дополнительного образования и т. п.).

 

Список литературы:
1. Григорьев Д. В. Экспертиза воспитательной системы школы: выбор оснований / Критериальное обеспечение процесса развития воспитательной системы образовательного учреждения: Сб. науч. тр. / Под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. – М.: Изд-во ИТИП РАО, 2019. – С. 133–139.
2. Лебедев О. Е Каким быть управлению образовательным процессом в «нашей новой школе»? // Народное образование. – 2020. – № №5. – C. 96 – 104.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 23-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1990. – 917с.
4. Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2019. – 496 с.
5. Педагогическая экспертиза летнего детского отдыха: сборник научно-методических материалов. – Новосибирск: Изд. ООО «Немо Пресс», 2018. – 248 с.
6. Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Педагогическая экспертиза школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2021. – 160 с.