Как адаптировать материал для школьников, используя факты и теории о работе ЦНС детей с РАС
Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Как адаптировать материал для школьников, используя факты и теории о работе ЦНС детей с РАС
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это очень большой ряд разных нарушений в развитии ЦНС, приводящих к неспособности взаимодействия ребенка с окружающим миром, неспособности самостоятельно жить в социуме. При этом диапазон нарушений в развитии невероятно широк, что осложняет создание единых стандартов помощи для всех детей данной группы. Даже зачастую путают понятие «умственной отсталости» и «аутизма», потому что различия между ними неоднозначны. В случае с РАС внешне может показаться, что интеллект у ребенка действительно снижен, но в дальнейшем выясняется, что особенности сенсорного восприятия не дают ему показывать высокие учебные результаты. Особенно часто это происходит с невербальными детьми или минимально вербальными детьми. В случае со спектром, невербальный интеллект у них всегда будет выше, чем можно было бы судить по их речи. Кроме того, есть случаи и интеллектуальной инвалидности в сочетании с аутизмом.
Причины, вызывающие такое нарушение в развитии пока неясны. И если рассматривать как причину генетику, то существует около 200 основных генов, вариации которых так или иначе связаны с развитием аутизма. При этом эти же вариации присутствуют при интеллектуальной недостаточности без выраженных социальных проблем. И не существует одного гена, который вызывает аутизм, скорее речь идет о влиянии большого количества генов. При этом очень часто речь идет о мутациях de novo, мутациях, которые возникли спонтанно, и их нет ни у одного из родителей. [1]
В 2019 году было проведено крупное исследование и результаты показали, что риск развития аутизма связан с генетическими факторами. Исследовали более двух миллионов детей из пяти стран, с анализом случаев аутизма среди нескольких поколений. В итоге генетический риск составил 81 %. [2]
Помочь диагностировать расстройство аутистического спектра может помочь не только биология и генетика, но и совершенствование диагностических систем. Одна из самых достоверных на данный момент является система ADOS, где анализируются все аспекты жизни ребенка по десятибалльной шкале. В итоге результат показвает насколько ребенок находится в спектре: минимально или максимально.
Мышление при аутизме имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Ребенок обращает внимание на детали и часто имеет фотографическую память, хорошее логическое мышление. Недостатком можно считать, что запоминая детали ребенок не воспроизводит главное (при изучении материка запоминает страны, но не название самого материка), информацию на слух воспринимает с задержкой, даже в несколько секунд, по сравнению с нормотипичными сверстниками, трудности с абстрактным мышлением. [3]
Исходя из этих данных, педагогическая помощь таким детям – одно из основных направлений реабилитации. ФГОС НОО ОВЗ закрепил законодательно необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения ученика с аутизмом. В команду, осуществляющую обучение и психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС, помимо учителя, могут входить следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор. [4]. У аутичных дeтeй наблюдается широкий спектр речевых нарушений, самое главное среди них – нарушение в развитии коммуникативной функции речи. Нарушения рeчи – наиболее часто встречающаяся проблема в развитии ребенка. [5]
Дети с РАС часто учат родной язык как иностранный. У них возникают сложности с согласованием слов на грамматическом уровне, они не понимают переносный смысл выражений, значение идиом и пословиц можно просто заучить. Сложности, соответственно, будут и в изучении прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов. [6]
Особенность мышления учащегося с РАС таково, что ему трудно соединить свои разные знания для решения определенной задачи. Зрительная поддержка – основная у ребенка с аутизмом. А ведь чаще всего в школе учитель много говорит. Поэтому надо больше использовать визуального материала. Это - проектор, презентации, картинки, схемы и визуальные инструкции, подчеркивания, выделение цветом, индивидуальные листочки-подсказки и большие плакаты.
Учебные материалы нужно структурировать, переводить в схемы, алгоритмы, таблицы. Презентации должны быть с минимумом слов и максимумом фотографий и иллюстраций. Образец выполнения должен быть всегда. Дети с РАС очень часто боятся делать что-то новое и испытывают от этого жесточайший стресс. Образец снимет нежелательное поведение на уроке.
Задания на уроке должны иметь четкие границы, чтобы ребенок знал о том, что от него требуется и в каком объеме. Очень удобно предъявлять задания маленькими частями, на отдельных карточках. Для устранения нежелательного поведения нужно заранее напоминать о смене деятельности за пять минут, периодически напоминая.
Что бы учащийся с РАС понял учителя, его речь должна быть четкой, не быстрой, без сложных конструкций, с паузами – надо дать достаточно времени для осмысления вопроса. Материал лучше разбивать на части, создавать из него строгую логичную систему.
Ребенок должен чувствовать себя успешным в учебной деятельности, и поэтому надо его хвалить за каждую ситуацию успеха. Можно разрешить работать простым карандашом, для предотвращения слишком резких эмоций в случае ошибки. [6] Что касается отработки материала и контроля, то лучшее решение - печатные тетради, готовые тесты.
Для адаптации произведений художественной литературы не стоит отказываться от мультфильмов (например, по сказкам А.С. Пушкина), нужно использовать диафильмы. Все это и будет визуализацией учебного материала. В рассказах, в индивидуальной распечатке, можно выделять ключевые слова (названия, имена персонажей, действия), это позволит легче ориентироваться, составлять план и пересказывать текст. Если же произведение большое, то его надо поделить на части, и каждую часть отрабатывать при прочтении вопросами на понимание прочитанного. Педагогу необходимо привлекать внимание учеников к своему чтению, активно использовать интонационное чтение с немного повышенной громкостью, следует предлагать детям следить за чтением с помощью линейки, руки. [7, C.316] Пересказ для детей с РАС сложен, здесь должна быть проведена большая пропедевтическая работа с иллюстрациями и словами-карточками. [7, C.321]
Прежде всего, все дети, и нормотипичные и аутичные – разные. И надо понять сложности с восприятием у конкретного ребенка и использовать те способы, которые помогут именно этому ребенку. Аутизм - нарушение работы ЦНС, но это не приговор интеллектуальным возможностям ребенка. Он учиться медленнее, иначе воспринимает, но может достичь очень высоких результатов.