Статья:

Как адаптировать материал для школьников, используя факты и теории о работе ЦНС детей с РАС

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ольховская Н.М. Как адаптировать материал для школьников, используя факты и теории о работе ЦНС детей с РАС // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(28).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Как адаптировать материал для школьников, используя факты и теории о работе ЦНС детей с РАС

Ольховская Наталия Михайловна
студент, Саратовский Государственный университет, РФ, г. Саратов

 

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это очень большой ряд разных нарушений в развитии ЦНС, приводящих к неспособности взаимодействия ребенка с окружающим миром, неспособности самостоятельно жить в социуме. При этом диапазон нарушений в развитии невероятно широк, что осложняет создание единых стандартов помощи для всех детей данной группы. Даже зачастую путают понятие «умственной отсталости» и «аутизма», потому что различия между ними неоднозначны. В случае с РАС внешне может показаться, что интеллект у ребенка действительно снижен, но в дальнейшем выясняется, что особенности сенсорного восприятия не дают ему показывать высокие учебные результаты. Особенно часто это происходит с невербальными детьми  или минимально вербальными детьми. В случае со спектром, невербальный интеллект у них всегда будет выше, чем можно было бы судить по их речи. Кроме того, есть случаи и интеллектуальной инвалидности в сочетании с аутизмом.

Причины, вызывающие такое нарушение в развитии пока неясны. И если рассматривать как причину генетику, то существует около 200 основных генов, вариации которых так или иначе связаны с развитием аутизма. При этом эти же вариации присутствуют при интеллектуальной недостаточности без выраженных социальных проблем. И не существует одного гена, который вызывает аутизм, скорее речь идет о влиянии большого количества генов. При этом очень часто речь идет о мутациях de novo, мутациях, которые возникли спонтанно, и их нет ни у одного из родителей. [1]

В 2019 году было проведено крупное исследование и результаты показали, что риск развития аутизма связан с генетическими факторами.  Исследовали более двух миллионов детей из пяти стран, с  анализом случаев аутизма среди нескольких поколений. В итоге генетический риск составил 81 %. [2]

Помочь диагностировать расстройство аутистического спектра может помочь не только биология и генетика, но и совершенствование диагностических систем. Одна из самых достоверных на данный момент является система ADOS, где анализируются все аспекты жизни ребенка по десятибалльной шкале. В итоге результат показвает насколько ребенок находится в спектре: минимально или максимально.

Мышление при аутизме имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Ребенок обращает внимание на детали и часто имеет фотографическую память, хорошее логическое мыш­ление. Недостатком можно считать, что запоминая детали ребенок не воспроизводит главное (при изучении материка запоминает страны, но не название самого материка),  информацию на слух воспринимает с задержкой, даже в несколько секунд, по сравнению с нормотипичными сверстниками, трудности с абстрактным мышлени­ем. [3]

Исходя из этих данных, педагогическая помощь таким детям – одно из основных направлений реабилитации. ФГОС НОО ОВЗ закрепил законодательно необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения ученика с аутизмом. В команду, осуществляющую обучение и психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС, помимо учителя, могут входить следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор. [4]. У аутичных дeтeй наблюдается широкий спектр речевых нарушений, самое главное среди них – нарушение в развитии коммуникативной функции речи. Нарушения рeчи – наиболее часто встречающаяся проблема в развитии ребенка. [5]

Дети с РАС часто учат родной язык как иностранный. У них возникают сложности с согласованием слов на грамматическом уровне, они не понимают  переносный смысл выражений, значение идиом и пословиц можно просто заучить. Сложности, соответственно, будут и в изучении прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов. [6]

Особенность мышления учащегося с РАС таково, что ему трудно соединить свои разные знания для решения определенной задачи. Зрительная поддержка – основная у ребенка с аутизмом. А ведь чаще всего в школе учитель много говорит. Поэтому надо больше использовать визуального материала. Это - проектор, презентации, картинки, схемы и визуальные инструкции, подчеркивания, выделение цветом, индивидуальные листочки-подсказки и большие плакаты.

Учебные материалы нужно структурировать, переводить в схемы, алгоритмы, таблицы. Презентации должны быть с минимумом слов и максимумом фотографий и иллюстраций. Образец выполнения должен быть всегда. Дети с РАС очень часто боятся делать что-то новое и испытывают от этого жесточайший стресс. Образец снимет нежелательное поведение на уроке.

Задания на уроке должны иметь четкие границы, чтобы ребенок знал о том, что от него требуется и в каком объеме. Очень удобно предъявлять задания маленькими частями, на отдельных карточках. Для устранения нежелательного поведения нужно заранее напоминать о смене деятельности за пять минут, периодически напоминая.

Что бы учащийся с РАС понял учителя, его речь должна быть четкой, не быстрой, без сложных конструкций, с паузами – надо дать достаточно времени для осмысления вопроса. Материал лучше разбивать на части, создавать из него строгую логичную систему.

Ребенок должен чувствовать себя успешным в учебной деятельности, и поэтому надо его хвалить за каждую ситуацию успеха. Можно разрешить работать простым карандашом, для предотвращения слишком резких эмоций в случае ошибки. [6] Что касается отработки материала и контроля, то лучшее решение - печатные тетради, готовые тесты.

Для адаптации произведений художественной литературы не стоит отказываться от мультфильмов (например, по сказкам А.С. Пушкина), нужно использовать диафильмы. Все это и будет визуализацией учебного материала. В рассказах, в индивидуальной распечатке,  можно выделять ключевые слова (названия, имена персонажей, действия), это позволит легче ориентироваться, составлять план и пересказывать текст. Если же произведение большое, то его надо поделить на части,  и каждую часть отрабатывать при прочтении вопросами на понимание прочитанного. Педагогу необходимо привлекать внимание учеников к своему чтению, активно использовать интонационное чтение с немного повышенной громкостью, следует предлагать детям следить за чтением с помощью линейки, руки. [7, C.316] Пересказ для детей с РАС сложен, здесь должна быть проведена большая пропедевтическая работа с иллюстрациями и словами-карточками. [7, C.321]

Прежде всего, все дети, и нормотипичные и аутичные – разные. И надо понять сложности с восприятием у конкретного ребенка и использовать те способы, которые помогут именно этому ребенку. Аутизм - нарушение работы ЦНС, но это не приговор интеллектуальным возможностям ребенка. Он учиться медленнее, иначе воспринимает, но может достичь очень высоких результатов.

 

Список литературы:
1. Нальская Екатерина «Обыкновенный аутизм», журнал «Русский репортер» № 21 (438) 2017 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL:http://expert.ru/russian_reporter/2017/21/obyiknovennyij-autizm/ (Дата обращения 20.05.2020)
2. Association of Genetic and Environmental Factors With Autism in a 5-Country Cohort. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL:https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/31314057/ (Дата обращения 20.05.2020)
3. Нейсон Б. О ключевых проблемах аутизма. Когнитивные особенности обработки информации. // Научно-практический журнал Аутизм и нарушения развития. - 2015. - № 4 (49). - С. 33-38. 
4. Загуменная О.В., Белялова О.А., Береславская М.И., Богорад П.Л., Стальмахович О.В., Чистякова Л.А. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 141 с
5. Белялова О. А.  Система словарно-орфографической работы в начальных классах как средство повышения грамотности у детей с расстройствами аутистического спектра. // Научно-практический журнал Аутизм и нарушения развития. - 2014. - № 2 (43). - С. 14
6. Мамохина У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра. // Научно-практический журнал Аутизм и нарушения развития. - 2017. - № 3 (56). С. 24-33
7. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.
8. Чистякова Л.А. Методы и приемы работы с текстом на уроках чтения с обучающимися с РАС // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22—24 ноября 2017 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - c 316-321
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.