Этнокультурная принадлежность Ражкинского могильника
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(20)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(20)
Этнокультурная принадлежность Ражкинского могильника
Ражкинский могильник находится в Нижнеломовском районе Пензенской области в верховьях реки Мокши, недалеко от деревни Ражки. Был открыт местными жителями, когда они строили силосные ямы. В первый раз был частично изучен в 1950-х гг., руководил исследованиями известный археолог М. Р. Полесских. За 2 года было найдено и вскрыто 19 погребений, причем в первый год – аж 14 захоронений, среди которых преобладали погребения взрослых людей (10 захоронений). [1-2]
Эти открытия помогли прийти к заключению, что этот тип погребения вместе с другими типами могильников, составляют хронологическую цепь формирования культуры мордвы-мокши. [3-4]
Причиной для подобных выводов являлось множество похожих предметов материальной культуры могильников. Например, для богатых захоронений мордвы в Пензенском крае (среди прочего и для Ражкинского могильника) являлось наличие немалых пластинообразных прорезанных блях диаметром более 10 см из бронзы золотистого цвета, которые применялись в качестве косника или висюльки к поясу. А существование у этих блях подвижной обоймицы, позволил говорить о сходстве Ражкинского и Селиксенского могильников. Выдавленный внутри орнамент блях, похожий на концентричные круги, размещенные вокруг центра, можно видеть в других мордовских могильниках за границами Пензенской области. [5-7]
Мужские погребения Ражкинского могильника выделялись определенным сходством предметов с другими мордовскими могильниками, например, раздвоенный наконечник копья погребения 19 и наконечник из погребения 95 Селиксенского могильника были похожи между собой.
В женских захоронениях сделанные из стекла позолоченные чётковидные бусы имели схожие черты с бусами из пьяноборских и сарматских могильников. Также найденные в небольших количествах красные в виде шаров бусы были похожи на бусы Шемышейского и Селиксенского могильников. А в погребении 8 обнаружены бусы из бронзовых колечек, которые встречаются в камских и Селиксенском захоронениях. [2]
Влияние этноса сарматов и скифов на материальную культуру Ражкинского могильника можно также увидеть на образце браслетов. Например, найденный браслет Неаполя Скифского могильника очень схож с браслетом погребения 5. [8, с.50-56]
Еще нужно сказать об найденных височных кулонах с грузиком, которые в начале I тысячелетия н.э. существовали лишь только среди Шемышейского, Пензенского, Селиксенского погребений. [9] Но уже ближе к середине этого тысячелетия такие подвески начинают встречаться в Чувашской республике в Таутовском и Иваньковском могильниках, а также и на реке Ока в Шатрищенском могильнике. [10, с.229] А уже в VII-VIII вв. такие кулоны распространяются и в эрзянских могильниках. [11]
Также основанием для отнесения Ражкинского могильника к классу погребений мордвы-мокши является и сходство погребального обряда. Например, если внимательно рассматривать женское захоронение 10, где женщина лежит на спине в вытянутом положении, а голова чуть повернута к северу и немного по направлению к западу, руки сложены на животе или вытянуты вдоль тела, то можно выделить сходства с захоронениями II-IV вв. Старшего Селиксенского могильника, который вдобавок похож и на погребения 1-3 Ражкинского могильника. [12, с.153; 13] Однако потом было доказано, что расположения головы в могильниках мордвы не играет роли и причисляются к определенным погребениям. К тому же, точная расположенность голов на юг (у мокши) и на север (у эрзи) возникает в дальнейшее время.
Также некоторое влияние культура сарматского народа оказала и на погребальный обряд мордвы. Например, в могильнике с умершими лежали поврежденные вещи (надломанный браслет и поломанные шейные гривны из погребения 5), хоронили вместе женщин и детей (погребение 6), тем самым перенимая манеру культуры погребения сарматов.[14, с.125; 15, с.17]
Возвращаемся к объектам материальной культуры могильника.
Известный археолог Мордовии В.И. Вихляев считал, что население Ражкинского могильника, наравне с погребениями Польно-Ялтуновского и Кошибеевского могильников, входила в группу Цниско-мокшанских племен, занимавшую территорию соответственно бассейнов Цны и Мокши. В этих могильниках, как и в Андреевском кургане, встречаются спиральные височные кольца. [16-19]
Национальный состав Ражкинского могильника изменился, как считает В.И. Вихляев, из-за того, что верхнесурские племена начали осваивать Верхнее Примокшанье. Это мнение подтверждается, как он считает, находками погребения 5 данного захоронения. Височные подвески с грузиком в виде вытянутого ромбика могильника по своей фигуре похожи на такие же украшениям Старшего Селиксенского могильника. Также в этом погребении были найдены бронзовые круглодротовые гривны с обрубленными концами, которые отсутствуют в древних ражкинских погребениях, но есть в Старшем Селиксенском могильнике. Височные подвески 5 погребения могильника схожи формами с подвесками Шемышейского и Старшего Селиксинского могильника, но отличаются небрежным исполнением: грузик меньших размеров без четких форм, стержень обмотан менее аккуратно. И кажется, что они создавались в качестве аналогов селиксенским. У покойника этого погребения 5 рядом с головой стоял сосуд, что свойственно и селиксенским погребениям. Всё это, как отмечает В.И. Вихляев, говорит о том, что цнинско-мокшанские племена в Верхнем Примокшанье начинают тесно сотрудничать с верхнесурскими племенами, и к тому же смогли позаимствовать у последних украшения, а также верхнесурский головной убор. [17]
После длительного отсутствия изучений Ражкинского захоронения, в 2012 и 2015 годах известные археологи Пензенского и Мордовского краев (в число которых входят В. В. Ставицкий, Г. Н. Белорыбкин и др.) снова начинают исследовать данный могильник. [20]
К тому же, раскопки 2012 года помогли опровергнуть кое-какие положения высказываний исследователей прошедшего времени. Например, Полесских считал, что в деревне Ражки скелеты в погребениях расположены группами. Сейчас же исследователи выяснили, что захоронения расположены рядами с юго-запада на северо-восток, что позволяет отнести Ражкинский могильник к общности мордвы. [21]
Также в 2012 году археологи нашли погребение молодой мордовской девушки 24 лет, окрещенной «мордовской принцессой». Ещё в этом погребение нашли типичные для захоронения и мордвы височные украшения с ромбовым грузиком и кольцеобразное украшение для запястья с территории р. Оки. [22-23]
Основываясь на данные исследования, можно отнести Ражкинские погребения к III-IV векам нашей эры. Но есть одно но: были найдены позолоченные бусы ещё ранней эпохи, и поэтому некоторые пензенские археологи относят Ражкинский могильник ко II в. и считать его чуть ли не первым захоронением древней мордвы. Но без дальнейших исследовательских экспедиций тяжело считать эту точку зрения верной, а также важно начать поиск поселений захороненной мордвы, чтобы окончательно убедиться в правильности теории.