Статья:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ЖЕНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В XIX ВЕКЕ ПО МАТЕРИАЛАМ ТАМБОВСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЯХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(317)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Девкина К.И. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ЖЕНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В XIX ВЕКЕ ПО МАТЕРИАЛАМ ТАМБОВСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЯХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 8(317). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/317/159639 (дата обращения: 10.03.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ЖЕНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В XIX ВЕКЕ ПО МАТЕРИАЛАМ ТАМБОВСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЯХ

Девкина Кристина Игоревна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет РФ, г. Белгород
Истомина Ирина Владимировна
научный руководитель, студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет РФ, г. Белгород

 

В Тамбовской губернии строилось множество училищ для женщин, к примеру, епархиальных [1]. Первое такое было открыто в Тамбове в 1863 году, с подачи епископа Тамбовского и Шацкого Феофана на пожертвования горожан, которые очень ждали открытия данного учреждения. Целью училища было воспитание грамотных и добродетельных женщин для священников. В основном принимались тамбовчанки, достигшие возраста 10-12 лет. Однако, так как содержание учреждения было за счет народных пожертвований, большую часть обучающихся девочек составляли дети священнослужителей. Обучаться девочки должны были 6 лет. Стоимость за обучение варьировалась от 70-150 рублей в год. В основном обучение было платным, но встречались и наиболее «демократичные» по составу училища в Тамбове. К примеру, таким являлось Первое женское приходское училище, открытое в 1883 году. В составе были: 86 крестьян, 18 представителей городских сословий, 10 детей духовенства, 12 личных дворян, 217 мещан. Это было связано с тем, что стояла нехватка женских учебных заведений. Поэтому в «обыкновенные» училища попадали дети из состоятельных сословий. В газете «Тамбовские губернские ведомости», описан процесс открытия женского училища в Тамбове, в котором говорится о том, в последнее время из многих городов нашего отечества начали раздаваться жалобы о большом наплыве детей в учебные заведения и на трудности в их размещении в какую- нибудь школу «…желающих очень много, а свободных вакансий мало…Только жители Тамбова не имели повода пока жаловаться…» [2]. Гимназия и реальное училище, благодаря щедрости народа еще не в состоянии удовлетворить все требования родителей о принятии всех детей в эти заведения. «Но, в таких невыгодных условиях находятся пока только мальчики, женское образование, напротив, крайне стеснено в Тамбове…» [3]. Женская гимназия уже несколько лет, не смотря на переполнение ее классов учащимися, не в состоянии принимать в число своих учеников всех желающих. В газете написано, что в прошлом году начальство женской гимназии было вынуждено открыть первый параллельный класс на свои средства, чтобы не отказывать желающим, отдать своих детей на обучение. В дальнейшем в газете встречается множество объявлений о наборах в новооткрывшуюся гимназию. В газете написано о том, что курсы женских прогимназий ведомства министерства народного просвещения объявляют о наборе обучающихся.Переговоры об условиях приема происходили ежедневно от 11 до 3 часов. В августе 1882 года было принято решение открыть третий класс. Прием испытаний проводился с 8 августа по 1 сентября. В подготовительные классы принимались девочки без испытаний [4]. Новые, возникшие тенденции по получению образования женщинами и возможности их частичного эмансипирования, позволяли им влиять на ход женского образования, в том числе, для них открывался доступ и в музыкальные училища, они могли быть как организаторами, так и учредителями, создававшими музыкальные классы. Так, в газете пишется о том, что «…нельзя сказать, что все наше общество без исключения отвергало музыку, напротив, многие уже признают необходимость учить детей…». В газете появилось объявление с инициативой возобновления музыкальных классов в Тамбове. В учительницы музыки, по общественному мнению, годится, чуть ли не всякая играющая по нотам. Как и что она играет, знает ли самые главные правила музыки и теорию, об этом никто не спрашивал. Искали тех учителей, как правило, которые брали за свои уроки немного денег. Ведь многим учительницы требовались для того, чтобы похвастаться перед гостями на счет присутствия рояли «…как-же, как-же, у нас дочка учится…» [5]. Впоследствии, когда дочка становится невестой, к ее качествам прибавляется то, что и на фортепиано она обучена как следует. Несмотря на это, в Тамбове уже существовало отделение Русского Музыкального Общества, деятельность которого была распространена на всю Россию. Музыкальное отделение Тамбова и существовавшие музыкальные классы, существовали за счет недорогих уроков, которые давали преподавательницы, уроки могли позволить себе и не очень богатые жители. Преподавалась игра на фортепиано, виолончели, уроки пения, совместная игра, хоровое пение и теория музыки. Давались концерты, проводились вечера. Некоторые ученики Тамбовских музыкальных классов могли состоять в Московской консерватории и получать стипендии. Таким образом, тенденциям в женском образовании можно дать положительную оценку. Отметим, что система народного образования в Российской империи во второй половине XX века выражалась в двух направлениях: церковное образование и светское образование. Все учебные заведения ставили своей целью обучение населения основным предметам, включавшим обязательное изучение Закона Божьего, основ арифметики и чтения.  В Российской империи сословное образование получали дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. Продолжительность обучения зависела от количества предметов и их типов в школе. Все учебные заведения делились на начальные, средние и высшие. Девушки получили возможность обучаться, быть специалистами в своей сфере, а также становились более самостоятельными.

 

Список литературы:
1. Кученкова В.А. Святыни Тамбовской епархии / В. Кученкова. – Москва: Моск. патриархат, 1993. – С.23.
2. Местная хроника. Открытие женскаго училища в Тамбове // Тамбовские губернские ведомости. – Тамбов, 1882. – Вып. № 108. – С. 6.
3. Местная хроника. Открытие женскаго училища в Тамбове // Тамбовские губернские ведомости. – Тамбов, 1882. – Вып. № 108. – С. 7.
4. 4-х классное женское учебное заведение г-жи Пташник…Больная улица, дом Ариева (бывш.Морозова). – Тамбов, 1882. – Вып. № 87. – С. 3.
5. Местная хроника. Открытие женскаго училища в Тамбове // Тамбовские губернские ведомости. – Тамбов, 1882. – Вып. № 108. – С. 6.