Статья:

Проблема межнациональной и межконфессиональной толерантности в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(20)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Праваторова Д.Н. Проблема межнациональной и межконфессиональной толерантности в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 20(20). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/20/28208 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема межнациональной и межконфессиональной толерантности в России

Праваторова Дарина Николаевна
студент, Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно- Строительный Университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Проблема толерантности в XXI веке одна из наиболее актуальных: правильное формирование этнической и социальной толерантности влияет на межличностные отношения и гармоничное существование разных национальностей на территории одной страны. Именно поэтому в высших учебных заведениях проводятся семинары и лекции о важности взаимоуважения людей вне зависимости от расы, религии и идеологии, а в школах появляются уроки ОРКСЭ (основ религиозной культуры и светской этики), которые должны развивать в подрастающем поколении чувство веротерпимости и уважения к окружающим.

Так что же такое толерантность? От лат. tolerantia — терпение, то есть этот термин означает терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Однако каждый человек по-своему понимает, что значит это определение, и, к сожалению, зачастую оно является ошибочным. Чтобы избежать неверных суждений людей о толерантности, ООН дает несколько толкований, дополняющих определение: «гармония в разнообразии», «политическая и правовая потребность», «добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира», а также ряд неверных утверждений, то есть то, чем толерантность не является: «неуступка, снисхождение или потворство», «ни при каких обстоятельствах не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности», «не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям», «взгляды одного человека не могут быть навязаны другим» [5, стр. 2]. На взгляд автора, это одно из наиболее важных качеств, которое в человеке нужно воспитывать с самого детства.

Для правильного формирования нового поколения нужно как можно раньше привить ему чувство любви к ближнему, то есть толерантность по отношению к другим людям. В первую очередь это касается школ, ведь именно они закладывают фундамент формирования личности и ее нравственных ценностей. Поэтому необходимо, чтобы в период обучения в среднем общеобразовательном учреждении детям смогли объяснить, что такое межэтническая и межконфессиональная толерантность, а также показать единство и сплоченность одного народа, вне зависимости от национального состава и разности культур.

Однако не только школам необходимо проводить классные часы и уроки, посвященные данной тематике, но и средним профессиональным и высшим учебным заведениям. По мнению автора, введение в общую образовательную программу лекций или семинаров, связанных с проблемами дискриминации и нетерпимости, помогут молодежи иначе относиться к своим одногруппникам другой национальности или исповедующим другое вероучение, что также снизит уровень негативного отношения к другим культурам. Однако просто рассказать о разных культурах недостаточно, необходимо показать их симбиоз, формирующийся на протяжении многих веков, сохранив при этом уникальность каждой культуры в отдельности.

Говоря о межнациональной толерантности, нельзя не упомянуть национальное самосознание народа. Этот термин означает осознание людьми своей принадлежности к определенной социально этнической общности и ее положения в системе общественных отношений – иными словами, чувство единения народа. Очень важно, чтобы каждый человек чувствовал единство народа, его взаимопомощь и поддержку. По мнению исследователя Дж. Берри, межэтническая толерантность формируется тогда, когда у индивида есть убеждение в своей групповой этнической идентичности, поэтому позитивное национальное самосознание ведет к укреплению толерантности, в то время как негативное – к этноцентризму, то есть предпочтению только своей этнической группы.

В современном мире, к сожалению, не все могут понять и принять религию и мировоззрение, отличные от их собственных, отсюда и начинаются проблемы интолерантности, порой перерастающие в ненависть к другим людям и их дискриминацию по расовому или религиозному признакам. Чтобы предотвратить подобные межнациональные конфликты, нужно показать людям возможность единого существования различных религий и наций в гармонии, равенстве и взаимоуважении.

Так исторически сложилось, что на территории России испокон веков проживало множество народов с разными культурами и религиями, именно поэтому наше современное государство считается многоконфессиональным. Люди веками обменивались своими традициями, перенимали обычаи других культур, но, несмотря на единство народов, каждый этнос смог сохранить свою индивидуальность. Для сохранения гармонии в современном нестабильном мире важен диалог между религиями, потому что он «основа мира и стабильности в России», причем в нем должны принять участие все люди и конфессии. Единение людей для разрешения общих проблемных задач не должно зависеть от их национальности и вероисповедания, нельзя эгоистично относиться к другим людям, чтобы утвердиться за их счет. Более того, вера является связующим звеном в преодолении национальных рамок и развитии межрелигиозных отношений. Также для установления стабильных и гармоничных отношений между конфессиями немаловажно обеспечение равенства между религиозными организациями.

Актуальность проблемы религиозной толерантности в России обусловлена множеством факторов, в частности полиэтническим и поликонфессиональным составом населения, необходимостью поддержания взаимосвязей и дружеских отношений между религиями. Для нашего государства, как ни для одного другого, очень важно добиться взаимопонимания и взаимоуважения между всеми вероучениями, как традиционными (христианство, ислам, буддизм), так и новыми (эзотерические верования) и не дать возможности для возникновения и распространения этнического и религиозного эгоизма, основанного на непринятии иных мировоззрений и ненависти к носителям другой культуры. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы избежать повторения трагического опыта в Косово, Пакистане, Индии, Боснии, Хорватии.

Противостояние сербов и хорватов показало, к каким тяжелым и трагическим последствиям может привести религиозная нетерпимость, перерастающая в ненависть и геноцид «чужих» и инаковерующих. События, происходившие в Югославии относительно недавно (1991-2001 г.) и повлекшие за собой распад целой республики на самостоятельные государства, а также дальнейшую неприязнь двух стран, предупреждают нас об опасности незнания и непринятия религиозной толерантности.

Югославия была государством с исторически сложившейся многонациональностью, но с ростом территорий увеличивалась и разобщенность наций и их культур. Таким образом, в зависимости от близости к западной или восточной цивилизациям обосновывались различия между гражданами одной страны: хорваты и словенцы на северо-западе заимствовали католическую веру и латиницу, а сербы и черногорцы, в свою очередь, – православие и кириллицу. Такое деление привело к раздробленности народов внутри государства, что стало причиной Югославской войны.

Эта война считается самой кровавой в Европе после Второй мировой. Сотни тысяч убитых мирных жителей, бежавших из своих домов без вещей, оставивших все свое нажитое имущество и спасающихся от жестоких расправ. Искрой, разжегшей жестокое «кострище», послужили религия и неприятие другой культуры. Отправной точкой войны стала «Кровавая Пасха», а точнее вооруженное столкновение хорватской полиции и сербских повстанцев 31 марта 1991 года. «После Кровавой Пасхи последовали долгие месяцы жестокой и разрушительной гражданской войны. В ходе только одной этнической чистки, которая проходила под кодовым названием «Буря», были убиты 2 тысячи сербов, а 250 тысяч просто-напросто из Хорватии изгнаны. До сих пор их дома стоят пустыми», – вспоминает журналист Жика Шешир. Невозможно передать чувства людей, которые веками жили на одной территории, общались, дружили, заводили семьи и в одночасье из-за принадлежности к другой религии и нации возненавидели друг друга. Война – само по себе ужасное и бесчеловечное событие, но когда она происходит между гражданами одного государства, то приобретает варварский и чудовищный характер.

Главным очагом Югославской войны стала Хорватия, этот факт был обусловлен границей католичества и православия, проходившей по территории республики. В августе 1995 года Хорватия и Босния и Герцеговина осуществили операцию под названием «Буря», планируемую Хорватией с 1994 года, против уже самостоятельной Сербской Краины. Эта военная операция стала одной из крупнейших кровавых этнических зачисток в Европе. Около 300 тысяч сербов оказались беженцами, а оставшиеся люди, которые не смогли покинуть свои дома, в основном старики, были убиты группами хорватских военных и полицейских, которые уничтожали население целыми деревнями. «Буря» началась внезапно в 5 часов утра 4 августа с артиллерийского обстрела [5, с.1]. В Сербии этот день считается национальным днем траура, а в Хорватии – днем победы. Противостояние Сербской Краины длилось недолго из-за превосходства Хорватии в военной силе. Республика была ликвидирована за 4 дня, а более 200 тысяч бежавших лишились своей Родины.

Чтобы не повторять ошибок прошлого (к сожалению, подобные кровавые расправы, взросшие на почве ненависти к другим религиям, происходили не только в Югославии), необходимо развивать межнациональное и межрелигиозное общение, с раннего возраста учить детей уважать и принимать различия между людьми, нужно показать сходства всех наций, тем более проживающих на одной территории. Для России как для многоконфессиональной и многонациональной страны крайне важно предотвратить разобщенность народов и пресечь возникновение неприязни на какой-либо почве на корню. Любой конфликт легче предотвратить, чем остановить, поэтому воспитание толерантности, принятие и уважение иной культуры является крайне важным аспектом предупреждения межнациональных ссор. Концепция межнациональной толерантности связана как с идеей гражданского равенства, так и с идеей сохранения национальной идентичности. Главное в формировании толерантности в России то, что оно должно вестись с учетом культурных, социологических и национальных особенностей.

В целях гармонизации межнациональных отношений, укрепления единства многонационального народа Российской Федерации президентом В.В. Путиным был издан указ об обеспечении межнационального согласия (№ 607 от 7 мая 2012 года) [10]. Основными задачами указа были: обязательная сдача экзаменов по русскому языку, истории и основам права всеми работающими мигрантами, а также создание перечня литературы, рекомендованной школьникам для самостоятельного прочтения. Одним из пунктов было образование совета по межнациональным отношениям во главе с президентом, в составе которого будут главы национальных диаспор.

20 июля 2017 года состоялось заседание совета в городе Йошкар-Ола. Путин отметил, что сплочение народа «складывается из осознания гражданами России, что у них – людей разных национальностей – общая страна, что их объединяют общие ценности и традиции, великая русская культура, русский язык».

На заседании совета по межнациональным отношениям выступил А.Г. Хлопонин, заместитель председателя Правительства Российской Федерации, который отметил важность поддержки проектов, «ориентированных на формирование российской общегражданской идентичности и общегражданскую консолидацию», подчеркнув, что многие моноэтнические регионы считают ненужным заниматься вопросами межнациональных и межконфессиональных отношений, из-за чего возникают конфликты на почве этнографической и этнокультурной безграмотности, как заметил М. Фефилов, представитель Общества русской культуры в Удмуртии. Хлопонин также отметил необходимость проведения региональных грантовых конкурсов в сфере межнациональных отношений, которые способны повлиять на укрепление единства российской нации, и корректировки образовательных стандартов, потому что, по мнению заместителя председателя Правительства РФ, именно в школе закладываются основы нравственного и гражданского воспитания.

М. Фефилов начал свое выступление не только от лица Общества сохранения российской культуры, но и от «лица большой команды людей, трудившихся над созданием этнографического диктанта», и подчеркнул, что при тесном сосуществовании разных наций люди зачастую недостаточно знают друг о друге. Именно этот факт послужил идеей создания этнографического диктанта. «Проект получился с быстрым результатом и долгоиграющим эффектом. Его можно сделать традиционным, приурочив ко Дню Единства», – резюмировал представитель Общества русской культуры.

На заседании активно обсуждались вопросы, связанные с созданием проектов для молодежи с целью объединения и сплочения наций и сохранения индивидуальности каждого региона, его культуры и традиций. Все предложения Путин воспринял с воодушевлением и пообещал сделать максимально все, что возможно [2].

«Дом молодежной организации «Шанс» провел социологический опрос населения России в возрасте от 14 до 30 лет на тему толерантности в период с октября по ноябрь 2016 года, чтобы выяснить, что люди думают о данной проблеме в стране. В опросе приняли участие 1000 человек, в основном подростки в возрасте 14-18 лет. Главными вопросами исследования были: «Как вы считаете, актуальна ли проблема интолерантности в современном мире?», «Как Вы относитесь к другим расам?», «Как Вы относитесь к другим религиям?».

 

Рисунок 1. Диаграмма, полученная в результате исследования

 

По данным диаграммы № 1 можно сделать вывод, что больше половины опрошенной молодежи (56%) считает современное общество нетолерантным по отношению к другим расам, национальностям, религиям и культуре. Четверть опрошенных уверены, что проблемы нетерпимости в России не существует, так как в обществе царят лояльные отношения к различиям между людьми.

 

Рисунок 2. Диаграмма 2, полученная в результате исследования

 

Диаграмма № 2 показывает отношение людей к представителям разных рас и национальностей: больше половины опрошенных (54%) выразили свое нейтральное отношение, 1% выбрал «Другое»: «Зависит от человека», «К некоторым положительно, к некоторым отрицательно», «Смотря какая. К таким, как цыгане, таджики, отношусь плохо, ибо многие представители культуры ведут себя очень негативно. Пристают к молодым девушкам или просто к людям молодым».

По результатам всего исследования было установлено:

·  большинство опрошенных считают проблему толерантности актуальной

·  большинство нейтрально относится как к представителям других национальностей и рас, так и к представителям других религий

·  четверть респондентов поддерживают политику организаций типа «Россия для русских»

·  больше половины подтвердили, что на терпимое отношение к людям влияет конкретная ситуация и конкретная обстановка (работа, учеба, дом, пробка, магазин и т. д.)

·  треть опрошенных пытаются найти взаимоприемлемое решение в конфликтной ситуации, и лишь 18% не готовы идти на уступки

В заключение хочется сказать, что ценность всех народов состоит в их непохожести и уникальности. И именно этническое разнообразие необходимо для развития человечества в целом. Главным требованием для развития цивилизованного полиэтнического государства является уважение особенностей культур всех народов, проживающих на территории данной страны.

 

Список литературы: 
1. Валецкий О.В. Югославская война 1991-1995. – М.: Крафт+, 2011. – С. Заседание Совета по межнациональным отношениям во главе с Президентом Российской Федерации в Йошкар-Оле 20 июля 2017 года.
2. Ильинская С.Г. Толерантность. – М.: Праксис, 2007. – С. 33-34
3. Козыра Д.Н., Садовникова Н.О. Толерантность современной молодежи: этнический и социальный аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс] – (дата обращения: 25.11.2017).
4. Коробков И. Нетолерантная толерантность// Электронный журнал «РВС» [Электронный ресурс] – (дата обращения:25.11.2017).
5. Оборина Е.В. Теоретические основы формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста. – СПб.: Реноме, 2012. – С. ?
6. Потапенко А.В. Межэтническая толерантность как социальная ценность // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс] –(дата обращения: 18.03.2017).
7. Самсонов А. Операция «Буря». Уничтожение Республики Сербская Краина // Электронный журнал «Военное обозрение» [Электронный ресурс] – (дата обращения: 18.03.2017).
8. Месич С. Как развалилась Югославия. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – С. 22-25
9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 г. Москва «Об обеспечении межнационального согласия».