Статья:

ОСОБЕННОСТИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА НАСИЛЬСТВЕННОГО ТИПА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ушникова В.П. ОСОБЕННОСТИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА НАСИЛЬСТВЕННОГО ТИПА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/113394 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА НАСИЛЬСТВЕННОГО ТИПА

Ушникова Виктория Павловна
студент, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва
Кравцов Дмитрий Александрович
научный руководитель, доцент кафедры уголовного права и криминологии, канд. юрид. наук, подполковник юстиции, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена изучению вопроса особенностей криминологической характеристики личности несовершеннолетнего преступника насильственного типа, которые обусловлены рядом факторов. Исследуя личность несовершеннолетнего преступника насильственного типа, выявлены основные уголовно-правовые, нравственно-психологические и социально-значимые физиологические свойства лиц данной категории, приведены основные классификации типологии личности несовершеннолетнего преступника, совершающего насильственные преступления. На основе анализа криминологической характеристики несовершеннолетних преступников, официальной статистики, установлено, что личность несовершеннолетнего преступника, в том числе совершающего насильственные преступления, создает предпосылки для выработки мер, направленных на прогнозирование и профилактику преступности среди несовершеннолетних лиц.

 

Ключевые слова: криминологическая характеристика, несовершеннолетний преступник, насильственный тип несовершеннолетнего преступника, насильственные преступления, предупреждение преступлений среди несовершеннолетних.

 

Изучение личности преступника остается одним из главных вопросов криминологии, позволяющее в определённой степени определить, какими личностными свойствами обладает преступник, выявить основные причины и условия, которые способствую совершению преступления, установить мотивацию преступного поведения. В совокупности эти данные формируют представление о направленности личности преступника, ее соотношение с совершенным преступлением.

За последние три месяца в Российской Федерации наблюдается тенденция уменьшения числа несовершеннолетних лиц, совершающих преступления. Так, согласно официальной статистики МВД России «Состояние преступности в России за январь – март 2022 года» каждое сороковое расследованное преступление, совершено несовершеннолетними или при их соучастии (2,5 %). За период январь – март 2022 года выявлено 211704 лиц, совершивших преступления, из них 6225 несовершеннолетних, что на 9,7 % меньше, чем в прошлом отчетном периоде. 6712 преступлений совершены несовершеннолетними или при их соучастии, что на 8,3 % меньше, чем в предыдущем отчетном периоде [1].

Изучение личности несовершеннолетнего преступника представляет собой важное криминологическое значение, поскольку ключевой фигурой является ребенок, который в отличие от взрослых лиц наиболее восприимчив к внешней среде, легко подвергается позитивным и негативным факторам. При изучении личности несовершеннолетнего преступника необходимо учитывать то, что в силу своего возраста лицо облает индивидуальными психологическими качествами и свойствами, которые при отрицательном воздействии на них, например, отсутствие должного воспитания со стороны семьи или же неблагоприятные условия жизни,  могут видоизменяться, тем самым существует высокая вероятность совершения преступления. Личность несовершеннолетнего преступника насильственного типа представляет собой лицо, обладающее определёнными уголовно-правовыми, нравственно-психологическими и социально-значимыми физиологическими свойствами, которое применяет физическое насилие в отношении других лиц в качестве способа достижения поставленных целей или же в виде реакции на возникшие конфликтные ситуации[1]. При изучении насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, установлено, что многие из несовершеннолетних преступников  обладают следующими качествами, а именно, повышенная эмоциональность, тревожность, раздражительность, агрессивность, большая вероятность попадания в конфликтные ситуации, неспособность контролировать свои эмоции, совершение противоправных деяний, наличие дефектов нравственного сознания. Тревожность, выступая одной из основных причин совершения преступлений среди подростков, проявляется в постоянном напряжении, недовольстве, неуверенности и беспомощности. Несовершеннолетний преступник насильственного типа с повышенной тревожностью по-другому воспринимает события, происходящие вокруг него, и иногда совершение преступления выступает способом защиты от внешней среды, которая воспринимается ребенком опасной. Интеллектуальная сфера насильственного преступника, в том числе несовершеннолетнего, обладает следующими качествами: низкий уровень знаний и их ограниченность, нежелание учиться и получать новые знания и опыт. Эмоциональный фон у несовершеннолетних преступников насильственного типа сильнодеформированный. В большинстве случаев совершения убийств или причинения тяжких телесных повреждений, эмоции преступника служат целью разрешения возникших разногласий и конфликта. При совершении преступлений против неприкосновенности и половой свободы личности эмоции связаны с искажением отношений между мужчиной и женщиной. Что касается волевой сферы несовершеннолетнего преступника, совершающего насильственные преступления, то она характеризуется готовностью и решимость совершить преступление. Нравственная сфера характеризуется цинизмом, духовной пустотой и стремлением поставить себя на первое место в ущерб чужим интересам.

Необходимо отметить, что, как и любой преступник, несовершеннолетний обладает ценностными ориентациями, а именно: основные принципы, которые служат отражением жизненных интересов и ценностей; направленность на насилие, служащее средством достижения поставленных целей; отношение к злоупотреблению алкоголем; понимание того, что противоправные действия противоречат нормам права, морали и ценностям общества [6].

Р.М. Абызов в своей работе «Типология личностных деформаций несовершеннолетних преступников» выявил основные криминологические факторы: продолжительность употребления подростком спиртных напитков; общение подростка вне семьи с ранее судимыми лицами, совершающими преступления и правонарушения; отсутствие контроля несовершеннолетнего со стороны семьи, школы; преждевременное оставление подростком школы; совершение подростком в прошлом преступлений. Указанные критерии в полной мере оправдывают поведение насильственных несовершеннолетних преступников.

Стоит отметить, что поведение насильственного типа несовершеннолетнего преступника формируется не от хулиганских, корыстных или иных соображений, а в связи с тем, что лицо не может психологически перенести сложившуюся вокруг него жизненную ситуацию. В большинстве случае это связано с тем, что преступник в полной мере не может правильно воспринять тяжесть этой ситуации, все связано с его субъективным восприятием. Несовершеннолетний преступник сильно чувствителен к межличностным отношениям, подозрителен, в результате чего ребенок быстро раздражается при контакте с другими лицами, в случае, если их взаимодействие представляет хоть малую угрозу его личности. Любые трудности и неприятности, которые случаются на жизненном пути у данных лиц, они связывают с воздействием на них третьих лиц, родителей, родственников, учителей, друзей и т.п. или же враждебным отношением по отношению к ним его окружения, но не со своим собственным поведением.

Изучение литературы, посвященной криминологической характеристике несовершеннолетних преступников, позволяет выявить то, что преступление, совершенное несовершеннолетним лицом, может быть: случайным, которое противоречит направленности личности; вероятным в связи с неустойчивой направленностью личности; отвечающим направленности личности, но случайным с учетом ситуации; а также соответствующим преступной установке личности [3]. Г.М. Миньковский в своей работе «К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителях» предложил следующую типологию несовершеннолетних правонарушителей: 1. лица, совершившие преступление случайно, в связи с возникшей ситуацией; 2. лица, совершившие преступление в совокупности ситуации и неустойчивой направленности личности; 3. лица, совершившие преступление в связи с антиобщественной направленностью личности; 4. лица, совершившие преступление в соответствии с преступной ориентацией личности и в связи с поиском и иногда созданием ситуации [4]. Наиболее содержательную типологию личности несовершеннолетнего преступника, совершающего насильственные преступления, представляет собой типология, основанная на общественной опасности личности. Согласно данной типологии, несовершеннолетние лица, совершившие насильственные преступления, подразделяются на: случайных, которые характеризуются общей положительной направленностью; неустойчивых; злостных, в основе которых лежит антиобщественная направленность действий; особо злостных, имеющих установку на преступную деятельность.

Случайный тип выражается в том, что несовершеннолетнее лицо, как правило, совершает преступление впервые. Такие лица до того, как совершили противоправное деяние, бесцельно проводят время, активно начинают общаться с лицами, которые ведут антиобщественный образ жизни, не умеют предвидеть последствия своих необдуманных поступков, для них характерен социальный инфантилизм личности и т.п. Попадая в сложную ситуацию, несовершеннолетние лица ситуационного типа не могут найти приемлемый способ для разрешения возникших трудностей. При совершении преступления в соучастии основным мотивом является групповая солидарность, при совершении убийства – необходимая оборона, при совершении грабежей и разбоев – желание получить денежные средства, которые будут потрачены, например, на продукты питания или же на одежду. В большинстве случаев несовершеннолетние преступники такого типа активно сотрудничают со следствием, признают вину в содеянном и раскаиваются в совершенном преступлении.

К неустойчивому типу личности несовершеннолетнего преступника, совершающего насильственные преступления, следует относить лиц, которые характеризуются довольно выраженной антиобщественной направленностью. Для категории данного типа свойственно то, что они ранее совершали административные правонарушения, отрицательно характеризуются по месту жительства, учебы, иногда состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, пренебрегают общественного мнения, не желают положительно вести себя в обществе и иметь хорошие привычки, безответственны, не способны противодействовать отрицательному воздействию окружения. Преступное поведение, как правило, формируется в противоречивой среде, которая сочетает в себе положительные и негативные влияния [2]. Что касается совершения насильственных преступлений, то их поведение во многом зависит от неустойчивой эмоционально-волевой сферы, повышенной раздражительности, слабого контроля своих действий. Мотивом преступления в большинстве случаев выступает желание достичь определенных целей, завладеть благами.

Для злостного типа несовершеннолетних преступников, совершающих насильственные преступления, свойственны такие качества, как озлобленность, раздражительность, эгоцентризм, цинизм, неспособность сочувствовать и сострадать, очень низкий уровень самоконтроля, отсутствие самоосуждения. Для лиц данного типа характерно то, что они обладают устойчивой антиобщественной направленностью. Во многих преступлениях являются организаторами и лидерами преступных формирований. Несовершеннолетние преступники данного типа, совершающие насильственные преступления, оправдывают свои противоправные деяния и в любое время при удобной для них ситуации готовы совершить преступление. В большинстве случаев поведение потерпевшего, послужившее совершению преступления, не соответствует тяжести наступивших последствий.  Несовершеннолетние преступники чаще всего сами формируют конфликтную ситуацию, провоцируют жертву преступления с той целью, чтобы удовлетворить желание применить по отношению к ней насилие.

И наконец, особо злостный тип личности несовершеннолетнего преступника, совершающего насильственные преступления, характеризует лиц, которые не раз совершали преступные деяния, как правило, корыстно-насильственные. Вокруг несовершеннолетних преступников существует полная зараженная криминогенная микросреда, проявляющаяся в неблагополучной обстановке в семье, где родители злоупотребляют спиртными напитками, принимают наркотические или психотропные вещества, имеют неоднократные судимости за совершенные преступления, а также преступное окружение подростка. Лица указанного типа имеют ярко выраженную установку на преступную деятельность, о чем говорит неоднократность совершения преступления.

Необходимо отметить, что каждая типология носит условный характер, именно поэтому не каждый несовершеннолетний преступник, совершающий насильственные преступления, может с точной уверенностью принадлежать определенному типу личности. Следует помнить, что встречаются смешанные типы, которые сочетают в себе несколько признаков разных типов личности преступника.

Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать вывод о том, что совершаемые насильственные преступления несовершеннолетними лицами во многом определяются их предшествующим поведением. Во всех преступлениях насильственной направленности доминирует личность несовершеннолетнего преступника, которая обладает специфическими свойствами и особенностями поведения. Совершение убийств или причинение тяжкого вреда здоровью являются результатом неправильного воспитания в семье и образовательных учреждениях, служащих следствием неправильного процесса формирования личности несовершеннолетнего. При изучении личности несовершеннолетнего преступника, совершающего насильственные преступления, важно учитывать и показатели психики этих лиц, поскольку, как показывают исследования, такие подростки обладают устойчивыми деформациями нравственно-психологической сферы. Не менее важным аспектом изучения насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является то, что привело и побудило человека к применению преступного насилия. В таком случае, должны выделяться различные типы индивидуального преступного поведения, которым соответствует та или иная степень насилия [5]. Черты и свойства личности несовершеннолетнего преступника, совершающего насильственные преступления, являются определенной базой для деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности среди несовершеннолетних. Исходя из практики, информация, полученная о личности несовершеннолетнего преступника и ее поведении, дает возможность правоохранительным органам применить такие методы и средства по предупреждению преступности, которые соответствуют конкретному типу личности, а не какому-либо иному.

 

Список литературы:
1. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации, https://мвд.рф/reports/item/29705686/ (дата обращения: 06.05.2022);
2. Ильяшенко А.Н. Типология лиц, совершивших насильственные преступления в семье // Российский следователь. 2003. № 3. С. 21;
3. Личность преступника. М. : Издат. "Юридическая литература", 1975. С. 62;
4. Миньковский Г.М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителях // Проблемы судебной психологии. Тезисы докладов и сообщений. М., 1971. С. 31-32;
5. Рудь В.Г. Типы личности несовершеннолетнего насильственного преступника // Вестник Краснодарского Университета МВД России. 2012. № 1 (15);
6. Юрков Г.А. Насильственные преступления несовершеннолетних: характеристика, типология личности, предупреждение: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 Москва, 2006. 179 с.


[1] Юрков Г.А. Насильственные преступления несовершеннолетних: характеристика, типология личности, предупреждение: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 Москва, 2006. 179 с.