Статья:

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЗАПИСИ ОБРАЗЦОВ ГОЛОСА

Конференция: CCXCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Гейко Н.С. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЗАПИСИ ОБРАЗЦОВ ГОЛОСА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(298). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(298).pdf (дата обращения: 23.05.2025)
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЗАПИСИ ОБРАЗЦОВ ГОЛОСА

Гейко Никита Сергеевич
студент, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

Актуальность темы обусловлена тем, что надёжность криминалистической идентификации по голосу во многом зависит от качества получаемых образцов звучащей речи. В практике экспертизы часто используется спонтанная речь фигуранта, отобранная без учёта специальных методических рекомендаций, что приводит к снижению информативности сравнительного анализа и росту неопределённости выводов эксперта. В то же время правильно организованный лабораторный эксперимент позволяет получить «чистые» и сопоставимые образцы, однако методические разработки в этой области требуют дополнения техническими критериями обеспечения качества звукозаписи [1, 3, 4].

Цель настоящего исследования — выявить и систематизировать основные технические проблемы при записи образцов голоса фигуранта криминалистической экспертизы и разработать практические рекомендации по их минимизации.

Эксперимент в криминалистической фонографии понимается как метод познания, при котором в контролируемых условиях моделируется речевое поведение фигуранта с целью получения репрезентативных образцов его голоса и звучащей речи. В классическом понимании «эксперимент» определяется как «метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления».

В криминалистической практике различают три категории сравнительных образцов:

  • Свободные, полученные до возбуждения дела, когда диктор не подозревает о записи;
  • Условно-свободные, фиксируемые в рамках следственных действий (допрос, очная ставка), при которых фигурант осведомлён о записи, но тема речи произвольна;
  • Экспериментальные, получаемые в ходе специально разработанного лабораторного эксперимента по регламентированной схеме [1].

При естественном эксперименте диктор не испытывает скованности и демонстрирует широкую вариативность фонетических и лингвистических признаков [2, 3]. В условно-свободных образцах влияние стресс-фактора (знание о записи, присутствие следователя) проявляется в изменении тембра, темпа речи и артикуляционной чёткости [4]. Экспериментальная запись, хотя и наиболее сопоставима по структуре с лабораторной моделью исходной фонограммы, поначалу также несёт «эффект установки»: диктор оказывается в непривычных условиях и может демонстрировать повышенную артикуляторную напряжённость, которая сглаживается лишь по мере «адаптации» речевого аппарата в ходе процедуры.

Для получения сопоставимых и информативных образцов голоса критически важно чётко регламентировать не только технические параметры звукозаписи, но и структуру самого лабораторного эксперимента.

Общими принципами организации получения образцов голоса являются:

  1. Контролируемая обстановка. Эксперимент проводится в тихом, акустически обработанном помещении, с заранее проверенным оборудованием и стандартизированным расположением микрофона.
  2. Психологическая адаптация. Перед началом записи необходимо краткое вступительное общение (не менее 2–3 мин.), чтобы снизить эффект «новизны ситуации» и приблизить речевое поведение фигуранта к естественному [1, 3].
  3. Постепенное «разогревание» речевого аппарата. Объём первой части (свободная беседа) желательно увеличить до 12 ± 2 минут, что позволяет «разогреть» артикуляторный аппарат и получить максимально широкий спектр фонетических и лингвистических признаков [5, 6].

Согласно требованиям ГОСТ, оптимальная частотная характеристика тракта должна быть линейной в полосах 70–500 Гц и 3000–7000 Гц, с подъёмом 6 дБ/окт в диапазоне 500–3000 Гц. Динамический диапазон — не менее 60 дБ, нелинейные искажения — менее 1 %. Для цифровой записи рекомендованы.

  • Частота дискретизации ≥ 11025 Гц (по теореме Найквиста–Шеннона, минимум вдвое выше верхней границы анализируемого спектра).
  • Глубина кодирования (битность) ≥ 8 бит, оптимально — 16 бит или выше.
  • Соотношение сигнал/шум (S/N) ≥ 60 дБ, желательно ≥ 70 дБ.

В полевых условиях следователи и эксперты часто вынуждены применять портативные диктофоны или смартфоны с более низкими характеристиками: ограниченный динамический диапазон (40–50 дБ), более высокие нелинейные искажения (2–3 %), узкий частотный диапазон (300–3400 Гц) и алгоритмы сжатия (MP3, AAC), вносящие артефакты. Это приводит к потере деталей речевого сигнала, искажению спектральных признаков и затрудняет последующий инструментальный анализ [6, 7].

Таким образом, соблюдение жёстких технических требований и учёт практических ограничений позволяет существенно повысить качество голосовых образцов, минимизировать влияние артефактов и обеспечить более надёжную основу для аудитивного, лингвистического и инструментального сравнительного анализа. Несоблюдение норм ГОСТ и использование портативных устройств со сжатием сигнала ведёт к потере важных характеристик речи.

 

Список литературы:
1. Каганов А. Ш. Теоретические основания и технология процесса получения образцов голоса и звучащей речи фигуранта идентификационной криминалистической экспертизы //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – №. 9-2 (87). – С. 344-349.
2. Лапшин В. Е. Процессуальные особенности получения образцов для сравнительного исследования для последующего проведения фоноскопической экспертизы по уголовным делам //Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016. – №. 2 (34). – С. 435-439.
3. Каганов А. Ш., Назин Л. Ф. Криминалистическая экспертиза видео- и звукозаписей: краткая энциклопедия. М.: Юрлитинформ, - 2014. - 280 с.
4. Каганов А. Ш. Получение следователем образцов голоса и звучащей речи фигуранта криминалистической экспертизы звукозаписей //Российский следователь. – 2021. – №. 8. – С. 16-20.
5. Русанов Н. Ю. К вопросу о назначении фоноскопической судебной экспертизы //Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2018. – №. 18-1. – С. 87-88.
6. Абибулаева Э. Р. Проблемы назначения и производства фоноскопической экспертизы при расследовании преступлений //Вестник науки и образования. – 2023. – №. 6 (137). – С. 83-86.
7. Морозова Т. А. К вопросу о взаимодействии следователя с экспертом при назначении судебной фоноскопической экспертизы //Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2018. – №. 18-1. – С. 137-138.