Статья:

ТЕОРИЯ ДУШИ В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Задорожная С.А. ТЕОРИЯ ДУШИ В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/113414 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРИЯ ДУШИ В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА

Задорожная Светлана Алексеевна
студент Саратовского государственного медицинского университета, РФ, г. Саратов
Клочков Михаил Вячеславович
научный руководитель, ассистент Саратовского государственного медицинского университета, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В презентуемой статье рассматривается концепция души Платона, доказательства бессмертия души и раскрывается понимание соотношения души и тела. Данная работа раскрывает смысл вопроса: «Почему душа бессмертна?» - и дает на него ответ, анализируя теорию эйдосов и знаменитые диалоги древнегреческого философа «Тимей» и «Федон».

 

Ключевые слова: душа, древнегреческий философ, Платон, бессмертная душа, «Тимей», «Федон», идеалистическая психология, учение о душе, рационализм, мир идей, античная философия, доказательства бессмертия души, разум, ощущения, материя, бессмертие.

 

Проблема

Основополагающей проблемой миропонимания на протяжении истории человечества является феномен души. Наиболее глубокое понимание данной концепции дает философия ее зарождения. Колыбелью западной мысли по праву стала древнегреческая мудрость, а кульминацией выступает учение Платона, одним из коннотационных центров которого, является теория души. В интерпретации Платона теоретическое познание и практическая деятельность неразрывно связаны именно с учением о душе. Основной концепцией платоновской психологии является ратификация бессмертия души. О реинкарнации людей, животных и растений до Платона рассуждали орфики, пифагорейцы и Эмпедокл. Однако сукцессивная разработка данного учения в контексте онтологии, гносеологии и этики была раскрыта именно Платоном. В соответствии с этим, Платона можно назвать основателем идеалистической психологии. Логическим продолжением идеалистической концепции является понимание души. Однако древнегреческий философ ввел также понятие «бессмертная душа». Почему душа бессмертна? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть доказательства бессмертия души и разобрать такое понятие как «душа человека».

Концепция души

Древнегреческий философ Платон дифференцировал бытие, под которым подразумевал душу, и небытие, которое трактовалось как материя. Он полагал, что существующие вокруг предметы представляют собой результат соединения души, то есть соединение идеи и неодушевленной материи. Философ утверждает, что душа является не только идеей, но и неким ориентиром вещей. Однако интерпретация понятий «душа» и «идея» отличается от стандартного толкования. Идеи – вечное подлинное бытие, не реализованное в какой-либо субстанции. Существуют самостоятельно, вне зависимости от чувственных вещей, а также они недоступны взору. В основе понимания души у Платона находятся не чувства, а разум, таким образом, он исключает связь с эфемерным чувственным знанием. Древнегреческий философ разделяет тело и душу, отдавая доминирующую роль душе. Данное суждение наиболее точно выражено в диалоге «Федон». Сократ, который был приговорен к смерти, не охвачен страхом, так как он перцепирует смерть как разъединение души и тела. По мнению Сократа, тело – это генезис ненадежного чувственного знания, которое окклюдирует получению аутентичного знания. Для того чтобы познать истину, необходимо разделить душу и тело, так как тело беспринципно и разделимо на сегменты, а душа чиста и едина. Конвенциональность души заключена в ее единстве, поэтому истинное познание можно приобрести только после смерти.

Исходя из того, какая из частей души является ключевой: разумная, эмоциональная или чувственная, древнегреческий философ разделил людей на три категории. В состав первой категории входят люди, у которых префугирует разумная часть души. Для них характерна тенденция к высшему благу, они справедливы, знают меру в наслаждениях и придерживаются правды.  Платон характеризует их мудрецами и философами. Ко второй категории относятся люди, у которых доминирует эмоциональная часть души. Отличительной чертой людей, относящихся к данной категории, является отвага, бесстрашие, доблесть и непоколебимость духа. Людей «вожделеющего» типа Платон считает низменными. Общей добродетелью для всех категорий Платон объявил меру. Основной принцип древнегреческого философа – ничего сверх меры. В своем диалоге «Тимей» Платон подтверждает то, что душа распространена повсюду и облекает все извне, что является очередным подтверждением того, что душа является подлинной сущностью всего. Мир начинает свое существование в нашей душе, так как именно она наполняет все смыслом. Для истинной души никакие внешние проявления не имеют значения, так как взглянув мысленным взором все оказывается рожоным, поскольку душа составляет сущность всего. Душа является посредником между миром идей и чувственных вещей, то есть выступает в качестве начала. Первоначально она возникает еще до соединения с каким-либо телом, является составной частью мирового духа и покоится в царстве бесконечных и неуклонных идей, поэтому природа души сходна с природой идей.

Не менее важным аспектом является связь души с этикой. Платон полагает, что разница между душой человека и животных состоит в том, что душа человека занимает место хранительницы разума и добродетельности, а душа животных, напротив, является исключительно источником динамичности. Таким образом, в психологии зародился эрфикс о качественной (а не только количественной) разнице душ различных живых существ.

Платон был рационалистом и выступал против теории детерминизма Демокрита, так как считал, что поступки должны быть мотивированы и ориентированы за счет разума, а не чувств. Он утверждает, что свобода человека зависит от его разумного поведения. Поведение животных в отличие от человека побуждается охотой и страстью, оно не становится осмысленным и потому несвободно. Одним из главных отличий человека от животных является то, что разум человека дает возможность осознать, что добро, а что зло и благодаря этому люди могут формировать модель поведения. Таким образом, в психологии появилось основополагающее понятие, сущность которого состоит в том, что свобода человека и возможность арбитрарного поведения связаны с необходимостью осознания причин, основой и гарантией чего и является разум.

Подводя итог, необходимо отметить, что душа по своей природе бесконечно выше бренного тела и потому главенствует над ним. Однако Платон говорит о равновесии между душой и телом и указывает на необходимость соразмерности между ними. Также древнегреческий философ отмечает локализацию души в теле и учит о «двухчастном соединении, которое мы именуем живым существом», отдавая душе доминирующую роль.

Доказательства бессмертия души

Платон ввел понятие «бессмертная душа» и пытался доказать данный феномен. Тентативы аргументации представлены в знаменитом диалоге Платона «Федон», в котором Сократ, приговоренный к смерти, в разговоре со своими близкими друзьями пытался убедить их в том, что «весь я не умру».

Первый аргумент заключается в том, что все в мире возникает из противоположностей, следовательно, после разрушения все вновь обращается к своей антонимии. Данное суждение не подразумевает никаких исключений, поскольку все процессы сводились бы к одному состоянию, следовательно, мир стал бы монотонным и однообразным. Платон утверждает, что любое становление и прекращение происходят из противоположности друг друга. Таким образом, мертвое берет начало из живого и наоборот. Душа не может быть ликвидирована, она пребывает в Аиде, а из них вновь возникают живые.

Второй аргумент говорит о бессмертии души в том случае, если знание есть припоминание. Например, если взять человека, который не ориентируется в какой-либо науке и последовательно задавать ему наводящие вопросы, то в конце концов он сможет найти верное решение любой проблемы данной науки. Платон утверждает, что в душе каждого человека еще до рождения заложены все истины, следовательно, душа бессмертна.

Платон делит все на два вида: неизменное или простое и изменчивое. Тело относится к изменчивому виду, а душа, напротив, относится к неизменному в силу своей простоты и невозможности разделить себя на части, в отличие от тела. Постичь неизменное можно только мышлением, тогда как сложное уничтожается ощущениями. По Платону душу нельзя ни видеть, ни слышать, поэтому она проста, следовательно, испытать наибольшую радость она может только в познании и мышлении, а ощущения лишь испортят ее. Она стремится к вечному, подобному себе, значит, она сама вечна и неизменна.

Четвертый аргумент заключается в том, что душа главенствует над телом, значит, она ближе к божественному, которое, как правило, властвует, тогда как смертное может только повиноваться. Данное доказательство складывается из теории самого по себе сущего или эйдосов. Она говорит о существовании сущностей, которые тождественны сами себе, следовательно, они не могут принять в себя то, что им противоположно. В первом аргументе было сказано о том, что из противоположностей возникают противоположные вещи, однако сами противоположности не смогут приобрести качества и свойства своих антиподов. Еще одно доказательство бессмертия души было изложено в диалоге Платона «Федр». Синкинезия тел осуществляется либо под действием каких-либо внешних сил, либо сами по себе. Началом последнего Платон признает душу. Таким образом, если движение тел обусловлено какими-либо внешними силами, то при удалении этих сил прекратится и движение, тогда как самодвижущееся само по себе является началом этого движения. Начало не может возникнуть из чего-либо, а то, что не может возникнуть не погибнет, следовательно, душа бессмертна.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что проблема души и тела волновала людей во все времена, однако лишь с появлением философии как науки теория души стала приобретать новые постулаты. По мнению Платона, все души созданы Творцом при создании Вселенной, значит, душа бессмертна. Души приходят в мир чистых идей до начала своего земного существования. Душа сохраняет воспоминания из этого мира, а после оптирует себе тело и выбирает образ жизни.  Душа, находящаяся в теле, находится под владычеством чувственности, что препятствует ее возвращению в мир идей. Однако мир явлений содержит в себе свойства, которые способны оживить в душе воспоминания об идеальном мире. Следовательно, все души, подчиняясь разуму, способны вновь и вновь возвращаться в идеальный мир, поэтому они бессмертны.

Философия Платона является важнейшим достижением античной эпохи. Его философию можно классифицировать как объективный идеализм, так как он рассматривает появление материи как производное от нематериального, которое существует независимо от сознания людей.

 

Список литературы:
1. Алкиной. Учебник платоновской философии. // Платон. Собрание сочинений. Том 4. - М.: «Мысль», 1994. С. 628.
2. Лосев А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба. // Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С 73.
3. Лосев А.Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы // Платон. Диалоги; Сочинения платоновской школы. М.: Мир книги, Литература, 2007. С 17.
4. Мареева Е.В. Проблема души в классической и неклассической философии - М.: Академический проект, 2003. – С 400.
5. Мудрагей Н.С. Платон: рациональное - иррациональное. // Зарубежное философское антиковедение. -М.: «Наука», 1990. С. 49.
6. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / Платон. Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. ТахоГоди; Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Изд-во «Мысль», 1999. С 528.
7. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий / Платон. Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. Вступит. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. С 656.
8. Скобелева В.А. Душа в учении Платона об идеях // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 85. – С. 24-28
9. Фомин В. П. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона. -М.: "Аргус", 1994. С 29.