СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ДУХОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ДУХОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Социальные сети созданы для взаимного знакомства, общения, дружбы. Каждый использует социальные сети в соответствии со своими интересами и выгодами. Некоторые люди ищут в этом удовольствия и тратят свое драгоценное время, занимаясь ненужными делами. Поэтому каждый сознательный человек сегодня должен разбираться в тонкостях различных форм медиа. В данной статье представлен философский анализ некоторых вопросов того, как социальные сети влияют на духовность молодежи.
Ключевые слова: молодежь, духовность, молодежная духовность, мышление, активизм, социальные сети, Интернет, интернет- зависимость.
Креативное агентство We Are Social и сервис для SMM Hootsuite опубликовали ежегодное глобальное исследование состояния сферы диджитал (Digital 2022 Global Overview Report). Согласно его данным, количество пользователей социальных сетей выросло более чем на 10% и насчитывает 4,62 млрд — это 58,4% от общей численности населения мира По данным аналитиков We Are Social, за десятилетие количество пользователей соцсетей увеличилось в 3,1 раза (на 12%) — в 2012 году их число составляло 1,48 млрд. Рост числа юзеров также продолжался двузначными темпами (10,1%) и в течение прошедшего года, при этом в период с 2021 по 2022 год он был выше допандемийного уровня, говорится в исследовании. В 2021 году к социальным сетям присоединились 424 млн пользователей, что в среднем составляет более 1 млн новых юзеров в день, или примерно 13 новых пользователей каждую секунду [1]. Если социальные сети играют такую большую роль в нашей жизни, то очень важно понять, как они влияют на нас.
Именно поэтому в последние годы социальные сети не только меняют традиционные формы гражданского общества, но и отражают новый облик в недалеком будущем. По сути, основной задачей социальных сетей на первых порах было соединение людей с дальними знакомыми, налаживание между ними онлайн-общения. Однако сегодня их функции расширяются. Во-первых, она становится мощным информационно-политическим инструментом воздействия на сознание и духовность молодежи. Актуальность темы, поднятой в данной статье, обусловлена тем, что в настоящее время существуют противоречия. То есть, с одной стороны, современного молодого человека невозможно представить без социальных сетей, с другой стороны, существуют социальные сети, влияние которых на формирование молодежи, воспитание духовно-нравственных качеств сложно отследить. В связи с этим сегодня информационные технологии применяются во всех сферах человеческой деятельности. Молодые люди особенно уязвимы в Интернете. Постоянное участие в глобальной сети, отсутствие родительского контроля, незнание детской информационной культуры нередко приводят к тому, что подростки становятся интернет-зависимыми.
В 1995 году Рэнди Конрад создал Classmates.com — первую социальную сеть в современном понимании. Концепция стала очень востребованной, и с этого года начался бурное развитие социальных сетей в Интернете. Сегодня эта сеть по-прежнему является одной из самых популярных сетей в мире с более чем 50 миллионами пользователей.
Широкая популярность социальных сетей относится к периоду после 2004 года. В том же году в США была запущена всемирно известная социальная сеть Facebook (социальная сеть запрещена на территории РФ, продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред). На сегодняшний день самая популярная социальная сеть это – WhatsApp 15,7% пользователей интернета во всем мире пользуются этим сервисом. На втором месте Instagram (социальная сеть запрещена на территории РФ, продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред) (14,8%) и на третьем Facebook (социальная сеть запрещена на территории РФ, продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред) (14,5%) [1].
По данным информационной службы Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Сегодня в Узбекистане зарегистрировано 4,7 миллиона пользователей соцсети Facebook (социальная сеть запрещена на территории РФ, продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред), 3,7 миллиона — Instagram (социальная сеть запрещена на территории РФ, продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред), 288 тысяч — LinkedIn, 18 миллионов — Telegram, 16,7 миллиона — «Одноклассников», 51,6 тысячи — Twitter (социальная сеть запрещена на территории РФ, продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред) и 2,6 миллиона — «ВКонтакте». Количество доменов, зарегистрированных в зоне .UZ в интернете, сейчас превышает 100 тысяч» [2].
Проблема формирования духовности молодежи, определения ее нравственного предназначения и внедрения в мир общечеловеческих ценностей является одной из вечных проблем, разрабатываемых многими поколениями исследователей. Научная литература, освещающая тему духовности, многочисленна, включая различные определения, толкования и направления исследований. Многообразие подходов к изучению этой проблемы обусловлено главным образом отсутствием обобщенной теории духовности.
Научный подход к молодежи как к особой группе общества нашел отражение в работах многих отечественных ученых-гуманитариев с учетом особенностей образа жизни и культуры молодежи. В работе действующего Президента Ш.Мирзиёева «От национального возрождения к национальному подъему» утверждается, что воспитание молодежи как духовно зрелых людей, необходимость непрерывного просвещения и высокой культуры, потребность в науке, просвещении, высокой духовности повысить уровень образования молодежи [5].
М. Қуронов, А. Кадыров, Ш. Акрамова в монографии «Формирование идеологического иммунитета у молодежи» проанализировали такие вопросы, как воспитание молодежи, формирование у нее идеологического иммунитета, профилактика воздействия чужих идей в социальных сетях [4].
По мнению экспертов, главным преимуществом использования социальных сетей в современном обществе является свобода общения. Ведь сегодня во всех сферах социальной, культурной, экономической и политической жизни игнорировать безграничный потенциал глобальной сети, не использовать его в определенных целях, значит отставать от времени. Этот вопрос напрямую связан с деятельностью и духовностью молодежи.
Так что же такое социальные сети? Как это влияет на мышление и деятельность молодых людей, а также на духовность молодых людей?
Согласно Википедии, социальная сеть — это «онлайн-платформа, которая используется для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечения (музыка, фильмы) и работы» [7]. По сути, социальные сети — это аналог «осиного гнезда» в виртуальном мире интернета. Не так давно они появились. Если в этой сети их изначально объединяли интересы или профессии, то теперь идея расширилась и к ним стали присоединяться друзья, знакомые, коллеги.
Сегодня социальные сети создают широкий спектр возможностей для молодых людей. В частности, неоценимая помощь социальных сетей помогла молодым людям из разных стран обмениваться идеями и находить ответы на свои вопросы, добиваться больших успехов. Поэтому, если мы научим молодежь правильно направлять свои мысли и намерения, мы сможем получить желаемые результаты от социальных сетей.
Правда, есть плюсы и минусы. Потому что пока существует угроза захвата сознания и разума через медиа, есть основания для серьезных опасений. Проблема усугубляется растущим потоком негативных данных, особенно в социальных сетях. Это связано с тем, что молодые люди не в состоянии анализировать и синтезировать получаемую информацию в силу своей неопытности. Возможно, ложная и предвзятая информация легко может ввести его в заблуждение.
Таким образом, социальные сети в Интернете оказывают существенное влияние на духовность молодежи, то есть молодого человека приоритетными становятся личные интересы, параллельно формируется безразличное отношение к обществу, социальным нормам и базовым общечеловеческим ценностям, таким как позитивное межличностное общение, сотрудничество, взаимопомощь. Постепенно обесценивается живое полноценное общение, реальный коммуникативный акт с его непосредственными эмоциями заменяется бесчувственными сухими сообщениями, чтение книг –сомнительной информацией поисковых сайтов, психологическое здоровье — зависимостью от IT-технологий и виртуального информационного пространства в гаджетах и ПК [6].
Следует отметить, что в процессе всех демократических преобразований в стране особое внимание уделяется системе социально-экономических, организационно-правовых мер для решения вопросов молодежи и социального становления молодежи и развития ее интеллектуального, творческого и иного потенциала. В частности, основными направлениями государственной молодежной политики являются: защита жизни и здоровья молодежи; способствовать духовному, интеллектуальному, физическому и нравственному развитию молодежи; обеспечение открытого и качественного образования молодежи; создание условий для трудоустройства и занятости молодежи; воспитывать молодежь в духе патриотизма, в чувстве гражданственности, толерантности, уважения к закону, национальным и общечеловеческим ценностям; поддержка и поощрение одаренной и талантливой молодежи; создание условий для развития молодежного предпринимательства; формирование стремления молодежи к здоровому образу жизни, а также содержательная организация молодежного досуга и создание условий для массового развития детско-юношеского спорта; духовная и материальная поддержка молодых семей, реализация комплексной системы мер по созданию для них достойных жилищных и социальных условий [3].
Беспокоит, конечно, то, что молодые люди пытаются познакомиться в соцсетях с совершенно незнакомыми людьми. Это негативно сказывается на распространении невежества и безнравственности в обществе, а также на сознании и культуре молодежи. Чтобы не допустить этого, организовать содержательный и интересный досуг молодежи, регулярно организовывать спортивные секции, музыкальные кружки, кружки науки и, самое главное, привлекать молодежь, помимо учебы в общеобразовательных учреждениях, необходимо найти и воспитать их. С этой целью Законом Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике» предусмотрено, что органы и учреждения, осуществляющие и участвующие в государственной молодежной политике, в частности, негосударственные некоммерческие организации, должны создавать различные формы на основе интересов и особенностей молодежи. Также будущее нашей планеты, ее благополучие зависит от того, как наши дети станут людьми. Наша главная задача – создать необходимые условия для проявления молодыми людьми своего потенциала.