Статья:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ДУХОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Байниязов А.И. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ДУХОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 17(196). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/196/111168 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ДУХОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Байниязов Алишер Имамаддинович
магистрант, Каракалпакского государственного университет, Узбекистан, г. Нукус

 

Аннотация. Социальные сети созданы для взаимного знакомства, общения, дружбы. Каждый использует социальные сети в соответствии со своими интересами и выгодами. Некоторые люди ищут в этом удовольствия и тратят свое драгоценное время, занимаясь ненужными делами. Поэтому каждый сознательный человек сегодня должен разбираться в тонкостях различных форм медиа. В данной статье представлен философский анализ некоторых вопросов того, как социальные сети влияют на духовность молодежи.

 

Ключевые слова: молодежь, духовность, молодежная духовность, мышление, активизм, социальные сети, Интернет, интернет- зависимость.

 

Креативное агентство We Are Social и сервис для SMM Hootsuite опубликовали ежегодное глобальное исследование состояния сферы диджитал (Digital 2022 Global Overview Report). Согласно его данным, количество пользователей социальных сетей выросло более чем на 10% и насчитывает 4,62 млрд — это 58,4% от общей численности населения мира По данным аналитиков We Are Social, за десятилетие количество пользователей соцсетей увеличилось в 3,1 раза (на 12%) — в 2012 году их число составляло 1,48 млрд. Рост числа юзеров также продолжался двузначными темпами (10,1%) и в течение прошедшего года, при этом в период с 2021 по 2022 год он был выше допандемийного уровня, говорится в исследовании. В 2021 году к социальным сетям присоединились 424 млн пользователей, что в среднем составляет более 1 млн новых юзеров в день, или примерно 13 новых пользователей каждую секунду [1]. Если социальные сети играют такую большую роль в нашей жизни, то очень важно понять, как они влияют на нас.

Именно поэтому в последние годы социальные сети не только меняют традиционные формы гражданского общества, но и отражают новый облик в недалеком будущем. По сути, основной задачей социальных сетей на первых порах было соединение людей с дальними знакомыми, налаживание между ними онлайн-общения. Однако сегодня их функции расширяются. Во-первых, она становится мощным информационно-политическим инструментом воздействия на сознание и духовность молодежи. Актуальность темы, поднятой в данной статье, обусловлена тем, что в настоящее время существуют противоречия. То есть, с одной стороны, современного молодого человека невозможно представить без социальных сетей, с другой стороны, существуют социальные сети, влияние которых на формирование молодежи, воспитание духовно-нравственных качеств сложно отследить. В связи с этим сегодня информационные технологии применяются во всех сферах человеческой деятельности. Молодые люди особенно уязвимы в Интернете. Постоянное участие в глобальной сети, отсутствие родительского контроля, незнание детской информационной культуры нередко приводят к тому, что подростки становятся интернет-зависимыми.

В 1995 году Рэнди Конрад создал Classmates.com — первую социальную сеть в современном понимании. Концепция стала очень востребованной, и с этого года начался бурное развитие социальных сетей в Интернете. Сегодня эта сеть по-прежнему является одной из самых популярных сетей в мире с более чем 50 миллионами пользователей.

Широкая популярность социальных сетей относится к периоду после 2004 года. В том же году в США была запущена всемирно известная социальная сеть Facebook (социальная сеть запрещена на территории РФ, продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред). На сегодняшний день самая популярная социальная сеть это – WhatsApp 15,7% пользователей интернета во всем мире пользуются этим сервисом. На втором месте Instagram (социальная сеть запрещена на территории РФ, продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред) (14,8%) и на третьем Facebook (социальная сеть запрещена на территории РФ, продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред) (14,5%) [1].

По данным информационной службы Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Сегодня в Узбекистане зарегистрировано 4,7 миллиона пользователей соцсети Facebook (социальная сеть запрещена на территории РФ, продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред), 3,7 миллиона — Instagram (социальная сеть запрещена на территории РФ, продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред), 288 тысяч — LinkedIn, 18 миллионов — Telegram, 16,7 миллиона — «Одноклассников», 51,6 тысячи — Twitter (социальная сеть запрещена на территории РФ, продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред)  и 2,6 миллиона — «ВКонтакте». Количество доменов, зарегистрированных в зоне .UZ в интернете, сейчас превышает 100 тысяч» [2].

Проблема формирования духовности молодежи, определения ее нравственного предназначения и внедрения в мир общечеловеческих ценностей является одной из вечных проблем, разрабатываемых многими поколениями исследователей. Научная литература, освещающая тему духовности, многочисленна, включая различные определения, толкования и направления исследований. Многообразие подходов к изучению этой проблемы обусловлено главным образом отсутствием обобщенной теории духовности.

Научный подход к молодежи как к особой группе общества нашел отражение в работах многих отечественных ученых-гуманитариев с учетом особенностей образа жизни и культуры молодежи. В работе действующего Президента Ш.Мирзиёева «От национального возрождения к национальному подъему» утверждается, что воспитание молодежи как духовно зрелых людей, необходимость непрерывного просвещения и высокой культуры, потребность в науке, просвещении, высокой духовности повысить уровень образования молодежи [5].

М. Қуронов, А. Кадыров, Ш. Акрамова в монографии «Формирование идеологического иммунитета у молодежи» проанализировали такие вопросы, как воспитание молодежи, формирование у нее идеологического иммунитета, профилактика воздействия чужих идей в социальных сетях [4].

По мнению экспертов, главным преимуществом использования социальных сетей в современном обществе является свобода общения. Ведь сегодня во всех сферах социальной, культурной, экономической и политической жизни игнорировать безграничный потенциал глобальной сети, не использовать его в определенных целях, значит отставать от времени. Этот вопрос напрямую связан с деятельностью и духовностью молодежи.

Так что же такое социальные сети? Как это влияет на мышление и деятельность молодых людей, а также на духовность молодых людей?

Согласно Википедии, социальная сеть — это «онлайн-платформа, которая используется для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечения (музыка, фильмы) и работы» [7]. По сути, социальные сети — это аналог «осиного гнезда» в виртуальном мире интернета. Не так давно они появились. Если в этой сети их изначально объединяли интересы или профессии, то теперь идея расширилась и к ним стали присоединяться друзья, знакомые, коллеги.

Сегодня социальные сети создают широкий спектр возможностей для молодых людей. В частности, неоценимая помощь социальных сетей помогла молодым людям из разных стран обмениваться идеями и находить ответы на свои вопросы, добиваться больших успехов. Поэтому, если мы научим молодежь правильно направлять свои мысли и намерения, мы сможем получить желаемые результаты от социальных сетей.

Правда, есть плюсы и минусы. Потому что пока существует угроза захвата сознания и разума через медиа, есть основания для серьезных опасений. Проблема усугубляется растущим потоком негативных данных, особенно в социальных сетях. Это связано с тем, что молодые люди не в состоянии анализировать и синтезировать получаемую информацию в силу своей неопытности. Возможно, ложная и предвзятая информация легко может ввести его в заблуждение.

Таким образом, социальные сети в Интернете оказывают существенное влияние на духовность молодежи, то есть молодого человека приоритетными становятся личные интересы, параллельно формируется безразличное отношение к обществу, социальным нормам и базовым общечеловеческим ценностям, таким как позитивное межличностное общение, сотрудничество, взаимопомощь. Постепенно обесценивается живое полноценное общение, реальный коммуникативный акт с его непосредственными эмоциями заменяется бесчувственными сухими сообщениями, чтение книг –сомнительной информацией поисковых сайтов, психологическое здоровье — зависимостью от IT-технологий и виртуального информационного пространства в гаджетах и ПК [6].

Следует отметить, что в процессе всех демократических преобразований в стране особое внимание уделяется системе социально-экономических, организационно-правовых мер для решения вопросов молодежи и социального становления молодежи и развития ее интеллектуального, творческого и иного потенциала. В частности, основными направлениями государственной молодежной политики являются: защита жизни и здоровья молодежи; способствовать духовному, интеллектуальному, физическому и нравственному развитию молодежи; обеспечение открытого и качественного образования молодежи; создание условий для трудоустройства и занятости молодежи; воспитывать молодежь в духе патриотизма, в чувстве гражданственности, толерантности, уважения к закону, национальным и общечеловеческим ценностям; поддержка и поощрение одаренной и талантливой молодежи; создание условий для развития молодежного предпринимательства; формирование стремления молодежи к здоровому образу жизни, а также содержательная организация молодежного досуга и создание условий для массового развития детско-юношеского спорта; духовная и материальная поддержка молодых семей, реализация комплексной системы мер по созданию для них достойных жилищных и социальных условий [3].

Беспокоит, конечно, то, что молодые люди пытаются познакомиться в соцсетях с совершенно незнакомыми людьми. Это негативно сказывается на распространении невежества и безнравственности в обществе, а также на сознании и культуре молодежи. Чтобы не допустить этого, организовать содержательный и интересный досуг молодежи, регулярно организовывать спортивные секции, музыкальные кружки, кружки науки и, самое главное, привлекать молодежь, помимо учебы в общеобразовательных учреждениях, необходимо найти и воспитать их. С этой целью Законом Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике» предусмотрено, что органы и учреждения, осуществляющие и участвующие в государственной молодежной политике, в частности, негосударственные некоммерческие организации, должны создавать различные формы на основе интересов и особенностей молодежи. Также будущее нашей планеты, ее благополучие зависит от того, как наши дети станут людьми. Наша главная задача – создать необходимые условия для проявления молодыми людьми своего потенциала.

 

Список литературы:
1. Digital 2022: another year of bumper growth. (26 января 2022 г.). URL: https://wearesocial.com/uk/blog/2022/01/digital-2022-another-year-of-bumper-growth-2/ (дата обращения: 05.05.2022).
2. В Национальном доменном пространстве зарегистрировано 2097 случаев правонарушений. (31 января 2022 г.). URL: http://senat.uz/ru/lists/view/3932 (дата обращения: 05.05.2022).
3. Закон Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике». 24 августа 2016 г. URL: http://www.lex.uz/.
4. Қуронов М., Қодиров А., Акрамова Ш. Ёшларда мафкуравий иммунитетни шакллантириш. – Тошкент: «Маънавият», 2018. -с. 112
5. Мирзиёев Ш.М. Миллий тикланишдан – миллий юксалиш сари. т. 4. – Ташкент: «Ўзбекистон», 2020. – 453 с.
6. Патрикеева Э.Г. Влияние виртуального пространства сети Интернет на жизненные ценности современной молодежи // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1342-1346. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18990/ (дата обращения: 05.05.2022).
7. Социальная сеть // Википедия. [2022]. Дата обновления: 10.04.2022. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=941081&oldid=121329214 (дата обращения: 05.05.2022).