Роль интуиции в научном познании
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)
Роль интуиции в научном познании
Поскольку мир становится все более сложным, принятие решений становится все труднее. Что же лучше для познания мира — провести тщательный рациональный анализ или довериться своей интуиции?
Во-первых, что такое интуиция? В современной литературе наиболее полную разработку получила следующая трактовка феномена интуиции: "Интуиция — интеллектуальный феномен, характеризующийся постижением истины не путем обоснования с помощью доказательства, а прямым ее усмотрением" [3]. Мое собственное понимание этого феномена заключается в том, что интуиция каким-то образом является совокупным итогом многих мыслей и чувств, которые не обязательно могут являться рациональными по конкретному вопросу.
Если следовать этой идее — что интуиция является результатом подсознательного смешения многих мыслей и чувств, то должно быть ясно, что интуиция может что-то предложить. При одном лишь рациональном мышлении мы ограничиваем себя теми переживаниями, которые сознательны и могут быть воссозданы с помощью аргументации.
Несмотря на то, что это наиболее обоснованные идеи (потому что они могут быть выражены и обоснованы), представляется логичным, что если вы добавите дополнительные вводимые данные: например, неосознанные мысли и чувства — вы можете получить полное понимание данного явления.
Какую же роль играет интуиция в научном познании?
Я могу назвать три ключевые области.
- Интуиция помогает определить "горячие темы". Когда мы исследуем горизонт для "следующего большого события", это редко будет просто рациональным анализом. Изучение научного познания — это не только чтение аргументов, но и ознакомление с людьми, стоящими за этими аргументами, их силовыми отношениями и повестками дня. Интуиция может быть чрезвычайно полезна для понимания "где находятся вещи".
- Интуиция помогает с индуктивным анализом. Большая часть познания в наши дни носит дедуктивный характер, т.е. ориентирована на проверку гипотез. Но время от времени, и особенно при попытке понять сложные явления, будет необходимо строить новую теорию. Это должно быть основано на рациональных аргументах, чтобы быть оправданным, но, скорее всего, это не просто цепь аргументов. Вероятнее всего, построение новой теории происходит от объединения многих впечатлений таким образом, что это коллективно полезно или интересно — вместо того, чтобы выделять отдельные цепочки рассуждений.
В научном познании субъект сталкивается с некоторой проблемной ситуацией, определенной трудностью, осознание которой приводит к формулировке проблемы.
Сформулированная и осмысленная проблема должна быть решена, в силу чего субъект ищет пути ее решения. Это не всегда удается сделать быстро, решение "вынашивается" субъектом, оно "созревает" в недрах его психики и до определенного момента не осознается. Наконец, қ ученому внезапно приходит «озарение», он понимает, что решение найдено.
- Интуиция помогает ориентироваться в противоречивых мнениях. Когда вы изучаете мир, вы замечаете, что люди не соглашаются друг с другом все время, и темы обсуждения могут стать довольно яростными, страстными или даже личными. Требуется интуиция о людях, чтобы разобраться в этих ситуациях.
В истории мысли со времен античной философии сформировалась традиция противопоставления интуиции и логики. В этом противопоставлении некоторые философы и ученые отдавали предпочтение логике, считая ее основой получения достоверного знания. А некоторые из них были убеждены, что достоверное знание может быть получено лишь с помощью интуиции.
Позиция, в которой приоритет отдавался интуиции, может быть наиболее ярко представлена в работах Канта. Он считал, что даже такая доказательная наука, как математика, опирающаяся в своих выводах только на логику, имеет своим фундаментом интуицию. По мнению Канта, «чистая» интуиция пространства и времени («чистые формы» чувственного созерцания) служит не только основанием для математических аксиом, и гарантом правильности каждого математического доказательства.
С его точки зрения, все теоремы геометрии доказываются с помощью построений, сами же эти построения осуществляются в интуитивно представляемом пространстве. Поэтому-то, пишет Асмус, для Канта «всякое необходимое для доказательства построение непременно опирается на интуицию, на наглядное представление» [1].
Роль интуиции в деятельности ученого проявляется еще и в том, что она во многом определяет индивидуальный стиль мышления человека, его подход к решению тех или иных проблем. Адамар, например, считал, что по способу использования умственных образов или других конкретных представлений ученые сильно отличаются друг от друга. «Совершенно естественно говорить об уме более интуитивном, — пишет он, — когда зона комбинирования идей находится глубоко, и об уме логическом, если эта зона расположена достаточно поверхностно» [2].
Значение интуиции в познании не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Она, действительно, играет важную и необходимую роль во многих областях теоретической и практической деятельности человека, но не менее важной и необходимой при этом является логика. По образному сравнению Пуанкаре интуиция — это орудие изобретательства, а логика — орудие доказательства. Каждая из них дополняет друг друга, поддерживая и помогая в труднейшем процессе познания истины [6].